Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2016 N Ф05-1235/2016 по делу N А40-48794/15
Требование: О признании незаконным отказа в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.
Обстоятельства: Заявителю на основании договора аренды предоставлен лесной участок. Условиями договора предусмотрена обязанность арендатора разработать проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Заявитель обратился с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, в чем ему было отказано. В обоснование отказа указано на то, что лесной участок расположен на землях, относящихся к категории земель промышленности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств того, что спорный участок переведен в категорию земель промышленности, представлено не было.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу в„– А40-48794/15

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Транснефть-Дальний Восток": Соколова К.В. (дов. в„– 14 от 01.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Минприроды России: не явились, извещены;
от третьего лица Минприроды Хабаровского края: не явились, извещены;
рассмотрев 10 марта 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01 сентября 2015 г.,
принятое судьей Березовой О.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.,
по делу в„– А40-48794/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" (ОГРН 1092724004944; 680020, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 1)
к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН 1027700221450; 123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6)
о признании незаконным отказа,
третье лицо: Министерство природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН 1072721005532; 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56)

установил:

29 июля 2014 г. между обществом с ограниченной ответственностью "Транснефть-Дальний Восток" (далее - ООО "Транснефть-Дальний Восток", общество, заявитель, арендатор) и Министерством природных ресурсов Хабаровского края (далее - Минприроды Хабаровского края, арендодатель) был заключен договор аренды лесного участка в„– 99-255/2014/796-38-14, согласно которому обществу на 49 лет предоставлен в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 08:255:36:2152 площадью 0,0459 га. в пределах Хабаровского лесничества, кадастровый (условный) номер которого 27:17:0000000:766, площадь - 903 418 374 кв. м для эксплуатации объекта "Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" участок НПС "Сковородино" - СМНП "Козьмино" (ВСТО-II)". Участок км 3 935 - км 4 117 в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края.
Пунктом 3.4.3 указанного договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Причем арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора только после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
09 октября 2014 г. ООО "Транснефть-Дальний Восток" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России, ответчик) с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов на территории государственного природного заказника федерального значения "Хехцирский" (письмо в„– ДМН-38-40/15863).
Письмом от 17 декабря 2014 г. за в„– 12-47/29029 Минприроды России отказало заявителю в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В обоснование отказа указано на то, что лесной участок расположен на землях, относящихся к категории земель промышленности.
Считая свои права нарушенными, ООО "Транснефть-Дальний Восток" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным отказа в проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов участка площадью 0,0459 га, предоставленного ООО "Транснефть-Дальний Восток" в аренду по договору от 29 июля 2014 г. в„– 99-255/2014 для эксплуатации объекта "Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан" участок НПС "Сковородино" - СМНП "Козьмино" (ВСТО-II), участок км 3935 - км 4117 на территории Хабаровского лесничества в квартале в„– 39 (выделы 36 (часть), 37 (часть) Брацлавского участкового лесничества в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края и обязании ответчика повторно рассмотреть заявление ООО "Транснефть-Дальний Восток" и провести государственную экспертизу проекта освоения лесов указанного выше участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 сентября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов Хабаровского края просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку до настоящего времени земли, расположенные в границах заказника "Хехцирский", из состава земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий не переведены.
Отзыв на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Транснефть-Дальний Восток" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители Минприроды России и Минприроды Хабаровского края в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса; состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из приказа Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. в„– 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" следует, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По состоянию на дату заключения договора аренды порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора аренды лесного участка устанавливался приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. в„– 319, принятым в соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации. В частности, форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденная указанным приказом, предусматривает включение в договор пункт 10, в соответствии с которым арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной экспертизы, и пункт 11, в соответствии с которым арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов.
Статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи.
В соответствии с частью 3 названной статьи государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 г. в„– 545.
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 09 ноября 2012 г. в„– 379 утвержден Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, согласно которому данную государственную услугу представляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, результатом предоставления государственной услуги является положительное либо отрицательное заключение государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе этих категорий - земли лесного фонда и земли особо охраняемых территорий и объектов.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Статья 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" перечисляет категории особо охраняемых природных территорий, в том числе государственные природные заказники; устанавливает, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования; предусматривает, что государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на незаконность оспариваемого отказа, поскольку государственная экспертиза проекта освоения лесов, разработанного заявителем, проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, каковым является Минприроды России, на что указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. в„– 404.
При этом судами установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. в„– 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, к числу которых отнесен государственный природный заказник "Хехцирский" в Хабаровском крае.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 18 февраля 2014 г. в„– 27-АВ 988378 следует, что земельный участок с кадастровым номером 27:17:0000000:766, часть которого предоставлена заявителю в аренду, находится в собственности Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда.
Доказательств того, что указанный лесной участок переведен в категорию земель промышленности, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции представлено не было.
Таким образом, Минприроды России не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого отказа.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 01 сентября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2015 г. по делу в„– А40-48794/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------