Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2016 N Ф05-6618/2014 по делу N А40-111738/13
Требование: Об отмене решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: В оспариваемом решении антимонопольный орган пришел к выводу о том, что заявитель осуществил размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 100 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявитель действовал в строгом соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о размещении заказа, в связи с чем основания для признания в действиях заявителя нарушений у антимонопольного органа отсутствовали.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу в„– А40-111738/13

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Рыжковой Е.И. по доверенности от 11 января 2015 года в„– 4
от ответчика Федеральной антимонопольной службы Куликовой А.Е. по доверенности от 02 июня 2015 года в„– ИА/2709/15
рассмотрев 28 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Федеральной антимонопольной службы
на решение от 18 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Семушкиной В.Н.
на постановление от 04 июня 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.
по делу в„– А40-111738/13
по заявлению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России, ОГРН 1067760630684)
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России, ОГРН 1047796269663)
о признании недействительным решения

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 декабря 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года, отказано в удовлетворении заявления Минсельхоза России о признании недействительным решения ФАС России от 23 мая 2013 года по делу в„– П-418/13 о признании в действиях Минсельхоза России нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года в„– 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), передачи материалов дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московской области от 10 июля 2014 года указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования и оценки доказательств представленных заявителем в томах дела с 1 по 5 в обоснование своих доводов с целью установления процентного соотношения заказов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2015 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Минсельхоз России возражал против ее удовлетворения и просил оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ФАС России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Минсельхоза России возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в соответствии с приказом ФАС России от 18 апреля 2013 года в„– 272/13 "О создании инспекции по осуществлению внеплановых проверок" Инспекцией ФАС России была проведена внеплановая проверка действий Минсельхоза России, как заказчика, в части соблюдения требований статьи 15 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг в 2012 году.
В ходе проверки было установлено, что общая сумма средств, выделенная на закупку заказчиком товаров, работ, услуг входящих в Перечень в 2012 году составляет 304746000 рублей. При этом фактический объем средств по заказам, размещенным заказчиком в 2012 году у субъектов малого предпринимательства составляет 304746000 рублей, что составляет 100% от общей суммы средств, выделенной на закупку заказчиком товаров, работ, услуг входящих в Перечень.
Таким образом, Минсельхозом в 2012 году размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществлялось с нарушением части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных нарушений 23 мая 2013 года Инспекцией ФАС России по делу в„– П-418/13 вынесено оспариваемое решение о признании в действиях Минсельхоза России (заказчик) нарушения требований части 1 статьи 15 Закона о размещении заказов и о передаче материалов дела соответствующему должностному лицу Управлении контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 15 Закона о размещении заказов заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты.
При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок которые предусмотрены частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов и в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, информация о проведении таких торгов, запроса котировок должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона или в извещении о проведении запроса котировок.
В оспариваемом решении ФАС России пришел к выводу о том, что Минсельхоз России в 2012 году осуществил размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 100 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года в„– 642.
Рассматривая данное дело, суды указали, что данный вывод ответчика не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается, в том числе, документальной информацией, размещенной на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru.
Минсельхоз России осуществил размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 11,2% от предусмотренного общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных Перечнем.
Информация о размещенных Минсельхозом России заказах размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru и является доступной для всеобщего ознакомления, в том числе для членов Инспекции ФАС России.
Утверждение ответчика о том, что извещения о проведении аукционов, находящихся в деле (тома с 1 по 5), не были представлены заявителем в ходе проверки, несостоятельно и опровергается телеграммой ФАС России от 20 мая 2013 года об истребовании у заявителя документов, в число которых входили реестры закупок, из которых усматривается, что в 2012 году было выделено 2720392177,59 рублей для размещения Минсельхозом России заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг, входящих в Перечень.
Суды посчитали, что из общего годового объема денежных средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, поименованных в Перечне, размещение заказов у субъектов малого предпринимательства производилось на сумму 304746658,31 рублей, что составляет 11,2% от предусмотренного общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных Перечнем.
Таким образом, установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что Минсельхоз России действовал в строгом соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказа, в связи с чем, оснований для признания в действиях заказчика нарушений указанной нормы права у ФАС России не имелось.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июня 2015 года по делу в„– А40-111738/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------