Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2016 N Ф05-16653/2015 по делу N А41-1308/2015
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Оспариваемым решением отказано в государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, поскольку они не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у РФ, не представлены.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения РФ, являются собственностью РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2016 г. по делу в„– А41-1308/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: Ремизова В.М. (дов. в„– 81/Д-07 от 17.03.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Новикова С.В. (дов. в„– 469-Д от 16.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ОАО "Газпром": Теленченко О.В. (дов. в„– 851 от 05.12.2015 г.), Егорова С.В. (дов. в„– 855 от 05.12.2015 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Ногинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Щелковского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Егорьевского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 26 января 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 г.,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2015 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Игнахиной М.В.,
по делу в„– А41-1308/2015
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 29090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13), открытому акционерному обществу "Газпром" (142770, г. Москва, п. Газопровод, поселение Сосенское)
о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки и обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1); Администрация Ногинского муниципального района Московской области (142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Советская, д. 42); Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (141310, Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 169); Администрация Щелковского муниципального района Московской области (141100, Московская область, г. Щелково, ул. Советская, д. 2); Администрация Орехово-зуевского муниципального района Московской области (142600, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Орехово-Зуево, Октябрьская площадь, д. 2); Администрация Пушкинского муниципального района Московской области (141207, Московская область, г. Пушкино, Московский проспект 12/2); Администрация Егорьевского муниципального района Московской области (140301, Московская область, г. Егорьевск, ул. Парижской Коммуны, д. 11/89)

установил:

в собственности открытого акционерного общества "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") находятся объекты, принадлежащие субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической связью.
Данные объекты расположены на следующих земельных участках:
с кадастровым номером 50:05:0060426:1, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 752 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, Московское шоссе, с разрешенным использованием - размещение газораспределительной станции;
с кадастровым номером 50:05:0060332:1, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 070 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, с.п. Лозовское, д. Рязанцы, замерный узел "Рязанцы", с разрешенным использованием - размещение замерного узла "Рязанцы";
с кадастровым номером 50:14:0030131:338, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2 176 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Мизиново, восточная окраина, с разрешенным использованием - размещение газораспределительной станции;
с кадастровым номером 50:14:0010502:190, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 691 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Дуброво, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции;
с кадастровым номером 50:16:0301011:277, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4 418 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ногинск, 1-я Молзинская, участок в„– 19, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Ногинск";
с кадастровым номером 50:16:0501005:338, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 090 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г.п. Обухово, п. Обухово, ул. Яковлева, уч. 58, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Обухово";
с кадастровым номером 50:16:0101040:4, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 576 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г.о. Черноголовка, 29 км + 200 м автодороги А-107, 180 м на северо-восток, ГРС "Черноголовка", строение в„– 1, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Химфизики";
с кадастровым номером 50:17:0011605:167, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 516 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, г. Электрогорск, ГРС "Электрогорск", с разрешенным использованием - для размещения газораспределительной станции "Электрогорск";
с кадастровым номером 50:24:0030705:2, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2 794 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, с разрешенным использованием - для размещения газораспределительной станции "Ликино- Дулево";
с кадастровым номером 50:24:0080206:32, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 765 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, со. Ильинский, д. Пичурино, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации газораспределительной станции "Ильинский Погост";
с кадастровым номером 50:24:0010305:28, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4 056 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с разрешенным использованием - для газораспределительной станции "Стрелки";
с кадастровым номером 50:46:0040101:0010, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под сооружением ОАО "Газпром" (под КИП 192/3 на кольцевом газопроводе Московской области КГМО-1);
с кадастровым номером 50:46:0000000:0003, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 12 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под объектами и сооружениями ОАО "Газпром" на кольцевом газопроводе Московской области КГМО-2 (КИП 192/1, КИП 191/3, свеча 191/2);
с кадастровым номером 50:46:0030303:0053, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 2 814 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Электросталь, с разрешенным использованием - под объектами и сооружениями ОАО "Газпром" на газовом отводе на ГРС "Южная";
с кадастровым номером 50:13:010239:64, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 334 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Ашукино, ГРС "Софрино", с разрешенным использованием - для размещения газораздаточной станции;
с кадастровым номером 50:13:060147:23, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 1 072 кв. м, расположенного по I адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Лесной, с разрешенным использованием - под ГРС "Лесной";
с кадастровым номером 50:30:0040112:41, с категорией земель - земли населенных пунктов, площадью 5 192 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, ГРС "Егорьевск", с разрешенным использованием - размещение и эксплуатация ГРС "Егорьевск";
с кадастровым номером 50:16:0000000:724, с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, 1 телевидения, информатики, земли для обеспечения космического деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 105 111 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Аксена-Бутырское, вблизи д. Аборино, с разрешенным использованием - для промплощадки (далее - спорные земельные участки).
18 июля 2014 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, регистрационный орган) с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки с приложением необходимых документов.
Сообщениями от 03 сентября 2014 г. в„– 01/028/2014-207, в„– 01/028/2014-206, в„– 01/029/2014-398, в„– 01/028/2014-209, в„– 01/029/2014-396, в„– 01/028/2014-208, в„– 01/028/2014-210, в„– 01/028/2014-211, в„– 01/029/2014-397, в„– 01/029/2014-395, в„– 01/029/2014-394, в„– 01/029/2014-393, в„– 01/026/2014-308, в„– 01/026/2014-307, в„– 01/026/2014-306, в„– 01/026/2014-304, в„– 01/026/2014-305, в„– 01/026/2014-303 Управление Росреестра по Московской области отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку земельные участки не относятся в силу закона к землям федеральной собственности, а документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Полагая, что указанные отказы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области и ОАО "Газпром" о признании их незаконными и обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:05:0060426:1, 50:05:0060332:1, 50:14:0030131:338, 50:140010502:190, 50:16:0301011:277, 50:16:0501005:338, 50:16:0101040:4, 50:17:00101605:167, 50:24:0030705:2, 50:24:0080206:32, 50:240010305:28, 50:46:0040101:0010, 50:46:0000000:003, 50:46:0030303:0053, 50:13:010239:64, 50:13:060147:23, 50:30:0040112:41, 50:16:0000000:724.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Администрация Орехово-зуевского муниципального района Московской области, Администрация Пушкинского муниципального района Московской, Администрация Егорьевского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2015 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок государственной регистрации права собственности.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТУ Росимущества в Московской области против ее удовлетворения возражал. Представители ОАО "Газпром" с доводами кассационной жалобы не согласились.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 указанного Закона государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона в„– 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении в Российской Федерации) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении в Российской Федерации газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 названного Закона федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона о газоснабжении в Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемые отказы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки.
При этом судами установлено, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, в связи с чем относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.
При этом судами принято во внимание, что спорные земельные участки в соответствии с кадастровыми паспортами отнесены к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения объектов энергетический системы газоснабжения за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0010502:190 и 50:16:0000000:724, которые в соответствии с кадастровым паспортом отнесены к категории земель - земли промышленности и земли иного специального назначения с разрешенным использованием - для промплощадки и газораспределительной станции (ГРС), то есть для размещения объектов энергетический системы газоснабжения, а также земельного участка с кадастровым номером 50:2460010305:28, отнесенный к землям лесного фонда.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Московской области указывает на то, что требования заявлены с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенный довод был предметом рассмотрения и суда первой инстанции, и суда апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте 6 настоящей статьи решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 2 и 3 Приложения в„– 5 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации в„– 802 от 31 декабря 2013 г., если необходимые для проведения государственной регистрации прав документы были представлены в форме бумажных документов, сообщение об отказе в регистрации, а также подлежащие в соответствии с Законом о государственной регистрации прав выдаче после проведения государственной регистрации прав подлинные экземпляры представленных заявителем документов выдаются (направляются) заявителю одним из способов, указанных в заявлении о государственной регистрации прав: 1) лично; 2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации прав.
При наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав заявителю также направляется сообщение об отказе в регистрации в форме электронного документа посредством направления ссылки на электронный документ, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу электронной почты.
Судами установлено, что сообщения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации права собственности на газопроводы от 03 сентября 2014 г. ТУ Росимущество в Московской области не получало, а узнало об их существовании только 24 ноября 2014 г. из письма ООО "Газпром трансгаз Москва" в„– 65-01/2415 от 21 ноября 2014 г., из которого следует, что сотрудниками филиала ООО "Газпром трансгаз Москва" Московское ЛПУМГ были получены доверенности от 02 июня 2014 г. в„– 06/Д и в„– 07/Д от ТУ Росимущества в Московской области для подачи заявлений в Управление Росреестра по Московской области на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации под объектами недвижимости ОАО "Газпром". Управление Росреестра по Московской области направило в адрес ООО "Газпром трансгаз Москва" отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, в связи с этим, общество просило в кратчайшие сроки направить исковые заявления для признания права собственности Российской Федерации.
Сообщения об отказе в государственной регистрации права были приложены к письму в„– 65-01/2415 от 21 ноября 2014 г. на 54 листах.
Из текста оспариваемых сообщений от 03 сентября 2014 г. следует, что они адресованы представителю Бобровской М.В., действующей по доверенности от ТУ Росимущества в Московской области и направлены по адресу представителя: 142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Декабристов, д. 1-Г, кв. 101.
Между тем, реестр почтовых отправлений, из которого бы следовало, когда конкретно были направлены сообщения об отказе от 03 сентября 2014 г. в адрес заявителя, Управлением Росреестра по Московской области в материалы дела не представлен.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, которые могли бы свидетельствовать о том, что ТУ Росимущества в Московской области стало известно, либо с очевидностью должно было быть известно об оспариваемых сообщениях об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки до 24 ноября 2014 г.
Согласно оттиску штампа Арбитражного суда Московской области заявление было подано через канцелярию суда 19 января 2015 г., то есть до истечения установленного законом срока.
На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области соблюден.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2015 г. по делу в„– А41-1308/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------