Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.09.2016 N Ф05-12769/2016 по делу N А41-35605/15
Требование: О признании незаконными действий , выразившихся в уклонении от принятия решения о подготовке документации по планировке территории, обязании принять решение.
Обстоятельства: Оспариваемые действия мотивированы тем, что в соответствии с правилами землепользования и застройки на рассматриваемой территории предусмотрены зоны высших и средних специальных учебных заведений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отнесение территории к зоне определенной функциональной деятельности само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов предпринимателя, так как не препятствует ему использовать свои земельные участки в соответствии с их видом разрешенного использования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. по делу в„– А41-35605/15

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Дунаевой Г.В.: Дунаевой Г.В. (лично, паспорт, св-во о гос.регистрации от 06.02.2007 г.), Дунаева В.Н. (дов. в„– 87 от 07.09.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства строительного комплекса Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: Баринова Д.А. (дов. от 12.08.2014 г.);
от третьего лица Администрации города Фрязино: не явились, извещены;
от третьего лица Совета депутатов г. Фрязино: не явились, извещены;
рассмотрев 08 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны
на решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 г.,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г.,
принятое судьями Мищенко Е.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по делу в„– А41-35605/15
по заявлению индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны (ОГРИП 307770000056710; 109144, г. Москва, Батайский проезд, д. 53, кв. 108)
к Министерству строительного комплекса Московской области (ОГРН 1125024004973; 143402, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
о признании незаконным уклонения от принятия решения,
третьи лица: Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (ОГРН 1027700546510; 107031, г. Москва, Столешников пер., д. 7, стр. 1); Администрация города Фрязино (ОГРН 1025007070890; 141190, Московская область, г. Фрязино, пр-кт. Мира, д. 15А); Совет депутатов города Фрязино (ОГРН 1055014150520; 141190, Московская область, г. Фрязино, пр-кт Мира, д. 15А),

установил:

индивидуальный предприниматель Дунаева Галина Васильевна (далее - ИП Дунаева Г.В., заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:44:020302:0004, площадью 283 900 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 50:44:0020302:5, площадью 7 000 кв. м, категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования: для жилищного строительства в проектируемом пятом микрорайоне.
19 января 2015 г. ИП Дунаева Г.В. обратилась в Министерство строительного комплекса Московской области за разрешением подготовки проекта планировки территории для осуществления комплексной жилой застройки пятого микрорайона города Фрязино на двух земельных участках, принадлежащих на праве собственности: с кадастровым номером 50:44:020302:0004, площадью 283 900 кв. м, и с кадастровым номером 50:44:0020302:5, площадью 7 000 кв. м, расположенных в г. Фрязино Московской области.
03 марта 2015 г. письмом в„– 19исх-3599 Министерством строительного комплекса Московской области ИП Дунаевой Г.В. было отказано в связи с тем, что в соответствии с утвержденным решением Совета депутатов от 05 августа 2010 г. в„– 525 Генеральным планом городского округа Фрязино проектируемая территория расположена в нескольких функциональных зонах: высших и среднетехнических учебных заведений, общественно-оздоровительных комплексов, озеленения общего пользования, объектов социальной сферы, акустического дискомфорта и в санитарно-защитной зоне производственно-коммунальных объектов, существующего газопровода, планируемых объектов инженерной инфраструктуры. Также на рассматриваемой территории запланировано размещение следующих объектов: учебно-научный центр, студенческие общежития, стадион, административно-общественное здание, спортивные сооружения, зеленые насаждения общего пользования, рекреационный центр, универсальный торговый центр. Правила землепользования и застройки городского округа Фрязино утверждены решением Совета депутатов городского округа Фрязино от 04 декабря 2014 г. в„– 317. В соответствии с правилами землепользования и застройки на рассматриваемой территории предусмотрены зоны высших и средних специальных учебных заведений.
19 февраля 2015 г. на заседании Межведомственной комиссии Градостроительного совета Московской области по вопросам градостроительной деятельности принято решение считать размещение многоэтажной комплексной жилой застройки по адресу: Московская область, городской округ Фрязино, 5 - 1 микрорайон города Фрязино, нецелесообразным.
Считая свои права нарушенными, ИП Дунаева Г.В. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействие) Министерства строительного комплекса Московской области, выраженных в уклонении от принятия решения "О подготовке документации по планировке территории", предусмотренного статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии предусмотренных законом оснований и об обязании Министерства строительного комплекса Московской области в течение пяти дней со дня вступления судебного акта по данному делу в законную силу принять решение "О подготовке документации по планировке территории пятого микрорайона г. Фрязино", предусмотренное статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым разрешить ИП Дунаевой Г.В. как собственнику двух земельных участков: площадью 283 900 кв. м с кадастровым номером 50:44:0020302:4 и площадью 7 000 кв. м с кадастровым номером 50:44:0020302:5, расположенных в пятом микрорайоне города Фрязино, осуществить подготовку документации по планировке территории, при помощи специализированной организации, для осуществления комплексной жилой застройки пятого микрорайона города Фрязино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Администрация города Фрязино, Совет депутатов города Фрязино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП Дунаева Г.В. просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ИП Дунаевой Г.В. поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области против ее удовлетворения возражал.
Представители Министерства строительного комплекса Московской области, Администрации города Фрязино, Совета депутатов города Фрязино в заседание суда кассационной инстанции не явились.
В ходе рассмотрения дела в„– А41-35605/2015 в суде кассационной инстанции ИП Дунаевой Г.В. заявлено ходатайство об отводе судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
Определением председателя второго судебного состава от 08 сентября 2016 г. в удовлетворении ходатайства ИП Дунаевой Г.В. об отводе судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р. отказано. Рассмотрение дела в„– А41-35605/2015 продолжено в том же составе суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.
Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района при наличии согласия органов местного самоуправления поселения, городского округа вправе обеспечивать подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами.
Положением о составе, порядке получения решения о подготовке, согласования и утверждения документации по планировке территорий в Московской области, разработка которой осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 г. в„– 1197/52 (далее - Положение), регулируются отношения, связанные с подготовкой, согласованием и утверждением документации по планировке территорий в Московской области, разработка которой осуществляется по заявлениям физических и юридических лиц.
Из раздела 5 Положения следует, что разработка правового акта Министерства о подготовке документации по планировке территории осуществляется на основании:
обращения от правообладателя земельного участка или представителя правообладателя земельного участка о принятии решения о подготовке документации по планировке территории;
обращения от представителя правообладателя земельного участка при представлении доверенности от правообладателя земельного участка на получение документа, оформленной в порядке, определенном законодательством,
- с учетом следующих документов в бумажном и электронном виде:
действующих правоустанавливающих документов на земельный участок (земельные участки), в том числе свидетельств о праве собственности на земельные участки, договоров аренды земельных участков (при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на объекты недвижимого имущества, оформленных до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество), необходимо представление оригинала правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов);
действующих правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся на земельных участках, планируемых к застройке (при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на объекты недвижимого имущества, оформленных до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, необходимо представление оригинала правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов);
кадастровых выписок о земельных участках, планируемых к застройке;
кадастровых паспортов зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, планируемых к застройке, или выписок из технических паспортов зданий (строений), расположенных на земельных участках;
выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (на земельный участок, здания, строения, сооружения);
градостроительной концепции в виде презентационного материала в составе информации, указанной в приложении в„– 4 к указанному Положению;
предварительной оценки экономики градостроительного потенциала территории, подготовленной в соответствии с приложениями в„– 2 и в„– 3 к названному Положению, в случае проектирования жилой застройки;
ранее утвержденного органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Московской области, в зависимости от места размещения территории застройки (далее - органы местного самоуправления), проекта планировки территории (представляется при наличии);
проекта технического задания.
Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области осуществляет подготовку предложений в Министерство строительного комплекса Московской области о возможности разработки документации по планировке территории, обеспечивает согласование с заинтересованными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, готовит сводное заключение о возможности подготовки документации по планировке территории и о результатах согласования технического задания и направляет подготовленные документы и согласованный проект технического задания в Министерство строительного комплекса Московской области в срок не более 15 рабочих дней с даты получения документов от Министерства строительного комплекса Московской области, указанных в пункте 5.2.2 данного Положения.
Заинтересованные центральные исполнительные органы государственной власти Московской области в срок не более 5 рабочих дней с даты поступления проекта технического задания из Главного управления рассматривают проект технического задания и направляют в Главное управление заключение о целесообразности разработки документации по планировке территории и о согласовании проекта технического задания в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего исполнительного органа государственной власти Московской области.
Министерство строительного комплекса Московской области рассматривает градостроительную концепцию и иные документы, проводит предварительную оценку экономики градостроительного потенциала территории (в случае, установленном настоящим Положением), с учетом рекомендаций Градостроительного совета Московской области принимает решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивает выпуск правового акта Министерства строительного комплекса Московской области о подготовке документации по планировке территории и утверждает техническое задание, осуществляет выдачу подготовленного документа:
1) заверенной копии правового акта Министерства о подготовке документации по планировке территории и утвержденного технического задания или
2) решения об отказе в принятии правового акта Министерства о подготовке документации по планировке территории.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемых действий, поскольку отнесение территории к определенной функциональной деятельности само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя, так как не препятствует ИП Дунаевой Г.В. использовать свои земельные участки в соответствии с их видом разрешенного использования.
При этом судами установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу в„– А41-30559/13, с участием: ИП Дунаевой Г.В., администрации г. Фрязино, Совета депутатов г. Фрязино Московской области, установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу:
- в еженедельной общественно-политической газете города Фрязино "Ключъ" за номером 32 (999) от 11 - 17 августа 2010 г. опубликован утвержденный Генеральный план городского округа Фрязино, включающий в себя как графические, так и описательные части,
- в соответствии с утвержденным Генеральным планом городского округа Фрязино земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, были отнесены к общественно-деловой зоне, не предназначенной для многоэтажного строительства,
- в проекте Генерального плана городского округа Фрязино, согласованном Правительством Московской области, и в Генеральном плане, утвержденном представительным органом местного самоуправления, содержатся сведения в соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе определены границы и дано описание функциональных зон, при этом данные сведения как в проекте, представленном на согласование, так и в утвержденном Генеральном плане, идентичны. При этом земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, и в первом, и во втором случае отнесены к общественно-деловой функциональной зоне.
На основании изложенного судами сделан вывод о доказанности факта, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:44:0020302:4 и 50:44:0020302:5 отнесены к общественно-деловой функциональной зоне, не предназначенной для многоэтажного строительства, на основании опубликованного утвержденного Генерального плана городского округа Фрязино.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод ИП Дунаевой Г.В. о том, что проект Генерального плана городского округа Фрязино, утвержденного затем Советом депутатов города Фрязино, не был согласован с Правительством Московской области, в связи с противоречием фактическим обстоятельствам дела, в том числе опровергается постановлением Правительства Московской области от 03 июня 2010 г. в„– 405/22.
Судом установлено, что в проекте Генерального плана городского округа Фрязино, согласованном Правительством Московской области, и в Генеральном плане, утвержденном представительным органом местного самоуправления, содержатся сведения в соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе определены границы и дано описание функциональных зон, при этом данные сведения как в проекте, представленном на согласование, так и в утвержденном генеральном плане, идентичны. При этом земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, и в первом, и во втором случае отнесены к общественно-деловой функциональной зоне.
Указание на чертежах в Генеральном плане "Условные обозначения" и раскрытие данных условных обозначений является не чем иным как элементом оформления проекта генерального плана, что подтверждается письмом ГУП Московской области "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства".
Судом также принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу в„– А41-30559/13 отказано в удовлетворении требований предпринимателя в части признания незаконными действий администрации, выраженных в нарушении установленного действующим законодательством порядка (процедуры) принятия и утверждении Генерального плана городского округа Фрязино, в части несогласования проекта Генерального плана с Правительством Московской области.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 февраля 2014 г. по делу в„– А41-18933/13 отказано в удовлетворении требования предпринимателя о признании недействующим решения Совета депутатов от 05 августа 2010 г. в„– 525 "Об утверждении Генерального плана городского округа Фрязино" в части земельных участков, принадлежащих ИП Дунаевой Г.В. на праве собственности, площадью 7 000 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0005 и площадью 283 900 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0004. Суд кассационной инстанции пришел к выводу о соответствии решения Совета депутатов от 05 августа 2010 г. в„– 525 "Об утверждении Генерального плана городского округа Фрязино" части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г. по делу в„– А41-35605/15 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------