Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.08.2016 N Ф05-10889/2016 по делу N А41-52978/14
Требование: О признании недействительными сведений в государственном кадастре недвижимости о местоположении части границ земельного участка и установлении его местоположения.
Обстоятельства: Товарищество ссылается на то, что при проведении кадастровых работ для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границе земельного участка кадастровым инженером было выявлено пересечение с земельным участком.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку местоположение границ земельного участка установлено без учета фактического расположения на местности уже существовавшего ограждения территории товарищества, а также без учета земельных участков членов товарищества и общего пользования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу в„– А41-52978/14

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) СНТ "Кубинка-М": Мартышина В.И. - председателя Правления (протокол от 04.06.2016 г.), Алесенко С.А. (дов. от 07.08.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства обороны Российской Федерации: Шкаранды Ю.А. (дов. в„– 212/2/492 от 11.04.2016 г.);
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации: Мурушкина С.Н. (дов. в„– 141/1/7-2742-исх от 12.07.2016 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: Тимашовой И.Ю. (дов. в„– ЕП/07-3231 от 25.04.2016 г.);
от третьего лица Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 02 августа 2016 г. в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-52978/14
по заявлению садовнического некоммерческого товарищества "Кубинка-М" (ОГРН 1035006479958; 143070, Московская область, г. Кубинка, Наро-Фоминское шоссе)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
об установлении границ земельного участка,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1); Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467; 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр. 9); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1); Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966; 143005, г. Москва, ул. Маршала Жукова, д. 28),

установил:

01 сентября 1986 г. Военно-политической академии им. В.И. Ленина выдан государственный акт АС в„– 160 о предоставлении для учебного центра в бессрочное пользование земельного участка площадью 454 га в границах согласно плану землепользования.
Земельному участку присвоен кадастровый номер 50:20:0000000:108, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Московской области в„– 1067 от 12 сентября 2013 г. указанный земельный участок разделен на следующие земельные участки:
- 50:20:0000000:108, площадь 1 329 165 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20 ноября 2015 г.;
- 50:20:0070906:1701, площадь 2 422 996 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20 ноября 2015 г.;
- 50:20:0070906:1702, площадь 787 839 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 20 ноября 2015 г.
Уточнение границ вновь образованных земельных участков не проводилось.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в„– 1564 от 29 августа 2014 г. прекращено право постоянного бессрочного пользования Военно-политической академии им. В.И. Ленина на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:108 площадью 4 540 000 кв. м, участок предоставлен на праве постоянного бессрочного пользования Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации).
На основании постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области в„– 2731 от 14 декабря 1994 г. зарегистрировано садовническое некоммерческое товарищество "Кубинка-М" (далее - СНТ "Кубинка-М", заявитель) при Главном управлении по организованной преступности МВД РФ.
Постановлением в„– 2883 от 28 декабря 1994 г. Главы Администрации Одинцовского района Московской области утвержден проект планировки и застройки СНТ "Кубинка-М", расположенного в районе пос. Кубинка.
Указанный проект планировки согласован администрацией в установленном законом порядке.
15 января 1996 г. Постановлением в„– 65 Главы Администрации Одинцовского района Московской области СНТ "Кубинка-М" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок размером 22 680 кв. м под земли общего пользования.
На основании указанного постановления истцом получено свидетельство на право общей собственности на указанный земельный участок от 06 мая 1996 г.
06 мая 1996 г. указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0090426:240, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке. Категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения. Граница земельного участка не установлена в соответствии с нормами действующего законодательства.
16 февраля 1996 г. Постановлением в„– 313 Главы Администрации Одинцовского района Московской области СНТ "Кубинка-М" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок размером 180 000 кв. м для коллективного садоводства.
Указанный участок изъят с согласия собственника из земель Главного управления по организованной преступности МВД РФ в районе пос. Кубинка, предоставленный постановлением Главы Администрации Одинцовского района в„– 1382 от 30 июня 1993 г. для коллективного садоводства, с согласия землепользователей.
На основании Постановления в„– 313 от 16 февраля 1996 г. истцу выдан государственный акт, согласно которому СНТ "Кубинка-М" предоставляется 18 га земель в бессрочное пользование в границах, указанных в чертеже, для садоводства.
06 мая 1996 г. земельный участок площадью 22 680 кв. м был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер - 50:20:0090426:240, что подтверждается кадастровой выпиской от 09 декабря 2014 г., разрешенное использование - земли общего пользования. Границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
06 мая 1996 г. земельный участок площадью 180 000 кв. м был поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер - 50:20:0070903:111, что подтверждается кадастровой выпиской от 09 декабря 2014 г., разрешенное использование - для коллективного садоводства. Границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При проведении кадастровых работ для внесения в ГКН сведений о границе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 (земель общего пользования) кадастровым инженером было выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером 50620:0070906:1701.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СНТ "Кубинка-М" в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации со следующими требованиями:
- признать недействительными сведения в Государственном кадастре недвижимости о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером в„– 50:20:0070906:1701, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Адм.г. Кубинка, г. Кубинка, принадлежащего ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, от точки 27 до точки 31 посредством образования новых поворотных точек н1 - н6 в координатах, включенных в таблицу;
- установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 (земли общего пользования), расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Наро-Фоминское шоссе, СНТ "Кубинка-М" в координатах, включенных в таблицу;
- обязать Управление Росреестра по Московской области внести изменения (путем частичного исключения) в сведения государственного кадастра недвижимости в части координат характерных точек границ земельного участка площадью 2422996+/-2724 кв. м с кадастровым номером в„– 50:20:0070906:1701, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Адм.г. Кубинка, г. Кубинка, принадлежащего Федеральному государственному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, от точки 27 до точки 31 посредством образования новых поворотных точек н1 - н6 в координатах, включенных в таблицу (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Управление Росреестра по Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением местоположения земельного участка, предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, установления факта наличия или отсутствия наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701, образованного из земельного участка, описание которого содержится в Государственном Акте на право пользования землей АС в„– 160 от 01 сентября 1986 г. определением Арбитражного суда Московской области от 11 сентября 2015 г. назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту Смирнову Дмитрию Владимировичу.
Перед экспертом судом были поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли установить на местности фактическое местоположение земельного участка на основании Государственного Акта на право пользования землей АС в„– 160 от 01 сентября 1986 г., выданного Военно-политической академии им. В.И. Ленина и приложенного к нему Плана землепользования.
В случае, если эксперт придет к выводу о невозможности проведения указанных работ, в экспертном заключении мотивированно указать причины.
2. В случае, если это возможно, определить, входит ли земельный участок с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 в границы земельного участка, описание которого содержится в Государственном Акте на право пользования землей АС в„– 160 от 01 сентября 1986 г., выданного Военно-политической академии им. В.И. Ленина и приложенном к нему Плане землепользования (с приложением графического материала).
3. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070903:111 с указанием координат поворотных точек на основании Государственного Акта от 06 мая 1996 г. МО 20-14 в„– 1015, выданного Садоводческому товариществу "Кубинка-М" и приложенных к нему Плана отвода и выписки геоданных.
В случае, если эксперт придет к выводу о невозможности проведения указанных работ, в экспертном заключении мотивированно указать причины.
4. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 с указанием координат поворотных точек на основании проекта планировки и застройки территории садоводческого товарищества "Кубинка-М", утвержденного Постановлением Главы Администрации Одинцовского района Московской области в„– 2883 от 28 декабря 1994 г.
В случае, если эксперт придет к выводу о невозможности проведения указанных работ, в экспертном заключении мотивированно указать причины.
5. Установить, с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы, входит ли земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090426:240 в границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070903:111 (с приложением графического материала).
6. Установить, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровыми номерами 50:20:0090426:240 и 50:20:0070903:111 на границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы.
Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала. Также установить границу земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 за вычетом площади наложения.
В связи с поступлением заключения эксперта определением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2015 г. производство по делу было возобновлено.
Решением Арбитражного суда Московской области 24 декабря 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 г., исковые требования удовлетворены в части признания недействительными сведения в Государственном кадастре недвижимости о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером в„– 50:20:0070906:1701, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Адм. г. Кубинка, г. Кубинка, принадлежащего ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, от точки 27 до точки 31 посредством образования новых поворотных точек н1 - н6 в координатах, включенных в таблицу. В остальной части (от точки 1 до точки 27 и от точки 31 до точки 44) граница земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070906:1701 оставлена без изменений. Установлено местоположение части границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090426:240 (земли общего пользования), расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Наро-Фоминское шоссе, СНТ "Кубинка-М" в координатах, включенных в таблицу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационных жалобах Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поддерживает доводы кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации, указывая, что истец не доказал, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0090426:240 и 50:20:0070906:1701 имеют смежные границы.
Отзывы на кассационные жалобы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации поддержали доводы своих кассационных жалоб. Представитель СНТ "Кубинка-М" возражал против удовлетворения кассационных жалоб. Представитель ТУ Росимущества в Московской области согласился с доводами кассационных жалоб.
Представители Управления Росреестра по Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Представителем ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Мурушкиным С.Н. устно заявлено ходатайство об отводе судей Ананьиной Е.А., Агапова М.Р., Красновой С.В. и сообщено о том, что он подал также его в электронном виде.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Московского округа от 02 августа 2016 г. в удовлетворении ходатайства ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации об отводе судей Ананьиной Е.А., Агапова М.Р., Красновой С.В. отказано. Рассмотрение дела в„– А41-52978/2014 продолжено в том же составе суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 г. в„– 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 9 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании статей 37, 38 Закона о государственном кадастре недвижимости в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка). Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу части 1 статьи 39 Закона о государственном кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, для установления местоположения границ земельных участков необходимо произвести согласование таких границ со смежными землепользователями.
Законодательством, в том числе статьями 38, 39, 40 Закона о государственном кадастре недвижимости определен порядок согласования границ земельных участков.
В силу указанных норм согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно положениям статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан) в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица.
Из статьи 42 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан следует, что земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, могут быть с согласия бывших членов такого объединения проданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а вырученные средства за указанные земельный участок и недвижимое имущество переданы членам такого объединения в равных долях.
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суды указали на отсутствие доказательств выполнения указанных выше требований закона при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090426:240, 50:20:0070903:111. При этом вещное право истца на спорные земельные участки подтверждается постановлениями Главы Администрации Одинцовского муниципального района от 15 января 1996 г. и от 16 февраля 1996 г. с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов.
Судами также принято во внимание экспертное заключение эксперта Смирнова Дмитрия Владимировича, из которого следует, что земельный участок, отведенный СНТ "Кубинка-М" в 1996 году, на дату осмотра огорожен по всему периметру, при въезде на его территорию установлена сторожка, шлагбаум. В границах данного земельного участка расположены земельные участки членов СНТ "Кубинка-М", а также земельный участок общего пользования - дороги (подъездные пути к земельным участкам членов СНТ "Кубинка-М").
Экспертное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражает все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основано на материалах дела.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу, о том, что местоположение границ земельного участка 50:20:0070906:1701 установлено без учета фактического расположения на местности уже существовавшего ограждения территории СНТ "Кубинка-М", а также без учета земельных участков членов СНТ "Кубинка-М", а также земельного участка общего пользования - дороги (подъездные пути к земельным участкам членов СНТ "Кубинка-М").
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Доводы, приведенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Довод кассационной жалобы об отсутствии данных о назначении судьи Иевлева П.А. подлежит отклонению, поскольку у суда кассационной инстанции не имеется сомнений в том, что судья Иевлев П.А. назначен судьей Десятого арбитражного апелляционного суда.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В части отказа в удовлетворении исковых требований кассационные жалобы не содержит каких-либо доводов.
При таком положении судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 г. по делу в„– А41-52978/14 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------