Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 N Ф05-10754/2016 по делу N А40-164986/2015
Требование: О признании незаконным решения о рекомендации приостановить строительные работы до получения соответствующей разрешительной документации и осуществить добровольный демонтаж/снос объекта, организовать демонтаж/снос самовольного объекта.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что представлена информация о нахождении спорного объекта строительства в границах территории памятника культурного наследия, согласований и разрешений на проведение работ не выдавалось.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не представило суду доказательств законности размещения нежилого недвижимого имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу в„– А40-164986/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2": Бибика И.А. (дов. в„– 112 от 10.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Префектуры Центрального административного округа: не явились, извещены;
рассмотрев 28 июля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2015 г.,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2016 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.,
по делу в„– А40-164986/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2"
к Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного органа, Префектуре ЦАО г. Москвы
о признании незаконным решения, оформленного протоколом,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2" (далее - ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2", общество, заявитель) является собственником здания (гараж) общей площадью 30,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Кривоколенный пер. 9, стр. 2, на основании договора купли-продажи от 24 декабря 2009 г. АИ в„– 1838 (далее - здание). Данный объект был утрачен.
В соответствии с актом обследования от 19 ноября 2014 г. на земельном участке по адресу: г. Москва, Кривоколенный переулок, вл. 9, стр. 2 комиссией выявлены: бетонный гараж, фрагмент кирпичной стены, бетонный забор, металлический забор, металлический гараж.
Данные объекты располагались без наличия разрешительной документации, собственник не выявлен.
Комиссией было принято решение о вынесении вопроса о сносе данных гаражей на рассмотрение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа города Москвы (далее - Окружная комиссия) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. в„– 614-ПП.
21 ноября 2014 г. в соответствии с решением Окружной комиссии дано поручение организовать демонтаж самовольных объектов в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. в„– 614-ПП и дано поручение направить обращение в Государственную инспекцию по недвижимости о проведении обследования данного земельного участка и в Департамент городского имущества города Москвы по уточнению сведений о наличии оформленных земельно-правовых отношений в части гаражей (протокол от 21 ноября 2014 г. в„– 39 утвержден распоряжением префекта Центрального административного округа города Москвы от 05 декабря 2014 г. в„– 476-р).
В соответствии с актом обследования от 22 декабря 2014 г. в„– 216 объекты самовольного строительства (бетонный гараж, фрагмент кирпичной стены, бетонный забор, металлический забор, металлический гараж) по адресу: г. Москва, Кривоколенный пер., вл. 9, стр. 2 в соответствии с решением Окружной комиссии от 22 ноября 2014 г. были демонтированы.
Из акта комиссионного обследования от 09 февраля 2015 г. следует, что на земельном участке по адресу: Кривоколенный пер., вл. 9 обнаружено ведение работ по возведению сооружения без оформления разрешительной документации, без оформления земельно-правовых отношений, застройщик не выявлен. Принято решение о направлении материалов на рассмотрение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. в„– 614-ПП.
Государственной инспекцией по недвижимости 16 февраля 2015 г. (акт от 16 февраля 2015 г. в„– 9015206/12) также произведено обследование земельного участка по адресу: Кривоколенный пер., вл. 9, стр. 4 и было выявлено строительство одноэтажного кирпичного строения площадью 31 кв. м (возведены стены, накрыта часть крыши). Сведения о наличии разрешений на строительство объекта, о предоставлении земельного участка для целей строительства отсутствуют. Информация о постановке объекта на кадастровый учет и зарегистрированных правах на объект отсутствует.
Объединением административно-технической инспекции г. Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы) направлены обращения в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы (от 25 февраля 2015 г. в„– ИОГЗО-92/5), Управление контроля за объектами недвижимости по Центральному административному округу г. Москвы (от 25 февраля 2015 г. в„– И01-30-92/5) о производстве по адресу: Кривоколенный пер., д. 9/2, стр. 4 строительных работ с признаками самовольных. Ордер ОАТИ г. Москвы на проведение земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки не оформлялся. Собственник здания является ООО "Кривоколенный 9/2". Инспекцией ОАТИ г. Москвы в отношении ООО "Кривоколенный 9/2" возбуждено административное производство по факту выявленных нарушений (протокол в„– 15-01-Д15-00050/01 от 20 января 2015 г.).
13 февраля 2015 г. вопрос о ведении строительства ООО "Кривоколенный 9/2" по адресу: Кривоколенный пер., вл. 9, стр. 2 был рассмотрен на Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа г. Москвы (вместе с тем была представлена информация о том, что в соответствии с решением комиссии от 21 февраля 2014 г. в„– 39 земельный участок по вышеуказанному адресу был освобожден от самовольно размещенных объектов).
Мосгосстройнадзором была представлена информация об отсутствии согласований строительных работ по вышеуказанному адресу, отсутствии разрешений на строительство.
Мосгорнаследием представлена информация о нахождении объекта строительства в границах территории памятника культурного наследия, согласований и разрешений на проведение работ также не выдавалось.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Окружной комиссией решения о рекомендации застройщику приостановить строительные работы до получения соответствующей разрешительной документации и осуществить добровольный демонтаж/снос объекта в срок до 20 февраля 2015 г.; Управе Басманного района г. Москвы организовать демонтаж/снос самовольного объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. в„– 614-ПП (протокол от 13 февраля 2015 г. в„– 4 утвержден распоряжением префекта Центрального административного округа г. Москвы от 27 февраля 2015 г. в„– 44-р).
Управой Басманного района г. Москвы в соответствии с актом от 02 марта 2015 г. в„– 251 кирпичный гараж площадью 30 кв. м совместно с Государственным бюджетным учреждением Автомобильные дороги Центрального административного округа г. Москвы был демонтирован.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2" к Префектуре Центрального административного округа г. Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа с заявлением о признании незаконным решения Окружной комиссии, оформленного протоколом в„– 4 вопрос в„– 1 раздела "Дополнительные вопросы" от 13 февраля 2015 г., а также протоколом в„– 39 вопрос в„– 11 от 21 ноября 2014 г.Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от Префектуры Центрального административного округа г. Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Префектуры Центрального административного округа г. Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Центрального административного округа в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1.1 и 1.2 Положения об окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 г. в„– 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" (далее - Положение об окружной комиссии), Окружная комиссия является коллегиальным, постоянно действующим органом, созданным префектом округа, подконтрольным и подотчетным последнему.
На основании пунктами 1.5, 2.2 данного Положения Окружная комиссия вправе принимать решения, обязательные для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, - также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
Согласно пункту 2.2.1 Положения об окружной комиссии Окружная комиссия вправе принимать решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.
Пунктом 4.7 Положения об окружной комиссии предусмотрено, что решения Окружной комиссии оформляются протоколом заседания.
Постановлением Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. в„– 614-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (приложение 1) (далее - Положение о взаимодействии), которым установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Из пункта 2 Положения о взаимодействии следует, что рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения Окружной комиссии, оформленного протоколом в„– 4 вопрос в„– 1 раздела "Дополнительные вопросы" от 13 февраля 2015 г., а также протоколом в„– 39 вопрос в„– 11 от 21 ноября 2014 г., поскольку оно было вынесено ответчиком в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 02 ноября 2012 г. в„– 614-ПП, от 31 мая 2011 г. в„– 234-ПП.
Судами также установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2015 г. по делу в„– А40-33552/15 обществу отказано в признании незаконными действий должностных лиц Управы Басманного района г. Москвы по сносу спорного объекта.
ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2" не представило суду доказательств законности размещения нежилого недвижимого имущества: здания гаража общей площадью 30.8 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Кривоколенный пер., д. 9, стр. 2 (кадастровый номер 77526).
Также суды указали, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку оспариваемая часть решения комиссии состоит из рекомендаций обществу и указаний органам муниципальной власти города Москвы. Каких-либо обязательных для общества указаний решение Окружной комиссии не содержит.
По своей правовой природе спорное решение является внутриведомственным ненормативным актом, которое содержит обязательные предписания исключительно для должностных лиц и структурных подразделений Префектуры Центрального административного округа г. Москвы, в частности, в отношении управы Басманного района.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2016 г. по делу в„– А40-164986/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "КРИВОКОЛЕННЫЙ 9/2" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------