Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2016 N Ф05-10323/2016 по делу N А41-102031/15
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров, признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку было установлено, что общество является таможенным представителем перевозчика и не имело объективной возможности самостоятельно вскрыть пломбы отправителя груза без участия таможенных органов, доказательств, свидетельствующих о том, что обществу было известно о недостоверности содержащихся в документах сведений, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу в„– А41-102031/15

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Таможенно-Брокерский Центр": Галкина В.П. (дов. в„– 666Д/15 от 09.11.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центральной оперативной таможни: Вальздорфа О.О. (дов. от 27.06.2016 г.), Пузынина В.А. (дов. в„– 81-43/82 от 10.07.2015 г.);
рассмотрев 19 июля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центральной оперативной таможни
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-102031/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таможенно-Брокерский Центр"
к Центральной оперативной таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в„– 10119000-116-2015 от 16 ноября 2015 г., представления,

установил:

06 октября 2014 г. между обществом с ограниченной ответственностью "ТОНУС" (далее - ООО "ТОНУС", покупатель) и компанией с ограниченной ответственностью BAODING PURLE JADE FUR MAKING CO., LTD (Продавец) заключен контракт в„– 100 о продаже, приобретении и оплате товаров, оформляемых спецификациями на условиях поставки CPT Москва (ИНКОТЕРМС, 2012).
Обществом с ограниченной ответственностью "Таможенно-Брокерский Центр" (далее - ООО "Таможенно-Брокерский Центр", общество, заявитель) на таможенный пост порт Восточной Находкинской таможни, в целях открытия процедуры транзита, до подачи таможенной декларации способом документальной проверки, представлены товары, прибывшие на таможенную территорию в контейнере FESU5138589 с товаросопроводительными документами: коносаментом в„– FLC 136167, инвойс в„– HSP-47 от 15 апреля 2015 г., спецификации от 15 апреля 2015 г. в„– HSP-47 задекларированы с присвоением номера ТД 10714040/240415/0012212. К декларированию представлен товар - ткань окрашенная (100% полиэстер), в количестве 535 грузовых мест, общим весом брутто - 22531 кг; при указании в ТД 10714040/240415/0012212, что при доставке товара по территории таможенного союза принципалом является - открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД").
Согласно условиям договора от 15 февраля 2014 г. в„– 37, заключенного между ОАО "РЖД" (Принципал) и ООО "Таможенно-Брокерский Центр" (Агент), последний принимает на себя обязательства за плату, от имени Принципала помещать товары под таможенную процедуру таможенного транзита в железнодорожных пунктах пропуска и на железнодорожных станциях.
13 мая 2015 г. товар поступил на Можайский таможенный пост Московской областной таможни, в связи с чем ООО "ТОНУС" подана ТД 1013210/130515/0010992 для его декларирования.
14 мая 2015 г. в отношении товара, прибывшего в контейнере FESU5138589, выставлено требование о его предъявлении для осуществления таможенного контроля.
15 мая 2015 г. произведен таможенный досмотр товара, в ходе которого был обнаружен товар, не заявленный в ТД 10714040/240415/0012212, а именно: 2 рулона ткани артикула 3799/3803 и 9 рулонов ткани артикула 3799В, и общее количество грузовых мест составило 536, т.е. выявлено увеличение количества грузовых мест 1 грузовое место.
Выявленные в ходе проведения досмотра нарушения зафиксированы в акте таможенного досмотра от 15 мая 2015 г. в„– 10129026/150515/000049.
02 октября 2015 г. Центральной оперативной таможней по данному факту в отношении ООО "Таможенно-Брокерский Центр" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в„– 10119000-116/2015.
На основании полученных данных 02 ноября 2015 г. Центральной оперативной таможней в отношении ООО "Таможенно-Брокерский Центр" составлен протокол об административном правонарушении в„– 10119000-116/2015, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
16 ноября 2015 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении в„– 10119000-116/2015, которым ООО "Таможенно-Брокерский Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
16 ноября 2015 г. Центральной оперативной таможней выдано представление, в соответствии с которым ООО "Таможенно-Брокерский Центр" необходимо устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением, ООО "Таможенно-Брокерский Центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Центральной оперативной таможне (далее - административный орган, ответчик) о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Центральная оперативная таможня обратилась с апелляционной жалобой.
Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 г. решение Арбитражного суда Московской области от 08 февраля 2016 г. отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление Центральной оперативной таможни от 16 ноября 2015 г. по делу в„– 10119000-116/2015 о привлечении ООО "Таможенно-Брокерский Центр" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Признано недействительным представление Центральной оперативной таможни от 16 ноября 2015 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу в„– 10119000-116/2015.
В кассационной жалобе Центральная оперативная таможня просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях ООО "Таможенно-Брокерский Центр" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ и вины в совершении административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Таможенно-Брокерский Центр" просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
На основании определения председателя судебного состава от 18 июля 2016 г. в связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пребывание на учебе), произведена замена председательствующего-судьи Кузнецова В.В. на судью Ананьину Е.А.
В заседании кассационной инстанции представитель Центральной оперативной таможни поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Таможенно-Брокерский Центр" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Таможенного кодекса Таможенного Союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно статье 18 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенный перевозчик - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 19 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что перевозчик сообщает таможенному органу, в том числе, сведения о наименовании товара, о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков, вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), а также о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:
при международной перевозке автомобильным транспортом:
документы: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
сведения: о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; наименование и адрес перевозчика товаров; наименование страны отправления и страны назначения товаров; наименование и адрес отправителя и получателя товаров; о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен; о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
Пунктом 8 части 3 статьи 182 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита представляется транзитная декларация, которая должна содержать сведения о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза следует, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет, в том числе сведения о весе брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 г. (далее - Конвенция) при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей и внешнее состояние груза, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Однако нормы указанной Конвенции не возлагают на перевозчика обязанности по проверке веса брутто или количества груза, как и указания оговорок относительно записей о весе груза, поскольку в силу подпункта "h" пункта 1 статьи 6 Конвенции накладная должна содержать сведения о весе груза брутто или выраженное в других единицах измерения количества груза; отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную (пункт 3 статьи 8 Конвенции).
Положениями статьи 11 Конвенции установлено, что отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на перевозчике.
В силу пункта 13 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. в„– 28 (далее - Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом), масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем. Пункт 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерством путей сообщений Российской Федерации от 18 июня 2003 г. в„– 28, содержит запрет для перевозчика на вскрытие подвижного состава крытого типа, опломбированного с положением запорно-пломбировочного устройства (далее - ЗПУ). В этом случае перевозчик осуществляет прием грузов путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (исправность ЗПУ, закруток, люков, обивки и т.д.).
Требования пунктов 13 и 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом распространяется и на представителя перевозчика.
Это согласуется и с международными нормами, а именно: статьями 11, 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01 ноября 1951 г., которыми предусмотрено, что железная дорога, не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной, отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений указанных им в накладной.
Пунктом 4.2 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении, утвержденных Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством внешнеэкономических связей СССР 22 января 1991 г., предусмотрено, что груженые контейнеры принимаются от порта железнодорожными станциями по наружному осмотру состояния контейнеров и пломб. Контейнеры с импортными грузами принимаются к перевозке за пломбами иностранных отправителей или порта.
Согласно статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: заявляемая таможенная процедура; сведения о товарах, в том числе наименование; описание; классификационный код товаров.
Статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
Пунктом 6 части 3 статьи 182 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что наименование, количество, стоимость товаров предоставляются в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами.
Таким образом, на перевозчика либо его представителя в целях получения разрешения на таможенный транзит фактически возлагается обязанность указать сведения, соответствующие коммерческим и транспортным (перевозочным) документам.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Действия, связанные с сообщением в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, образуют состав административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ и определена в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, таможенным органом не доказана.
При этом судом установлено, что общество является таможенным представителем перевозчика - ОАО "РЖД", поскольку он включен в Реестр таможенных представителей и совершал от имени декларанта - ОАО "РЖД", по его поручению на договорной основе таможенную операцию - декларирование перевозимого товара с целью получения разрешения на процедуру таможенный транзит.
Определение содержимого контейнера в„– FESU5138589 производилось средствами грузоотправителя, сведения о данном товаре, указанные в транзитной декларации, составленной от имени перевозчика - ОАО "РЖД" его представителем обществом соответствовали сведениям, указанным грузоотправителем в сопроводительных документах, что свидетельствует о выполнении таможенным представителем положений статьи 182 Таможенного кодекса Таможенного союза. Груз был опечатан способом, исключающим возможность доступа к грузу.
Груз принят перевозчиком - ОАО "РЖД" к перевозке по процедуре международных перевозок и перемещался через таможенную границу Таможенного союза за исправными пломбами грузоотправителя.
Общее количество грузовых мест, общий вес и наименование товара полностью соответствовало количеству грузовых мест и количеству товара, указанному перевозчиком в ТСД. Также соответствовали и заявленные в коммерческих документах сведения, необходимые для таможенных целей, а именно стоимостные характеристики, страна происхождения и иные сведения. Со стороны грузоотправителя при погрузке никаких замечаний или оговорок сделано не было. При таможенном осмотре на территории Российской Федерации установлено, что контейнер был опломбирован пломбой отправителя, не вскрывался, целостность пломб не нарушена.
Заявитель не имел объективной возможности самостоятельно вскрыть пломбы отправителя груза без участия таможенных органов.
Подобные действия при пересечении таможенной границы Таможенного союза запрещены пунктом 4 статьи 109 и пунктом 2 статьи 156 ТК ТС.
Таким образом, у перевозчика отсутствовало право на проверку фактического количества груза, а также его соответствия сведениям, заявленным отправителем в накладной, в пунктах пропуска контейнеров через границу Российской Федерации при приеме контейнеров с территории другого государства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что перевозчику было известно о недостоверности содержавшихся в документах сведений, суду не представлено.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда о недоказанности административным органом вины в совершении административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие таможенного органа с выводами суда, сделанными на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Довод кассационной жалобы о составлении протокола об административном правонарушении с участием представителя общества не способен повлиять на вывод суда, поскольку требования удовлетворены при иных установленных обстоятельствах.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 г. по делу в„– А41-102031/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной оперативной таможни - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------