Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.09.2016 N Ф05-8802/2016 по делу N А40-182860/15
Требование: О признании недействительным приказа об утверждении документации по планировке территории для размещения олимпийского объекта, обязании устранить допущенные нарушения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод судов о том, что изменение "красных линий" создает препятствия для общества как собственника объекта недвижимости в приватизации земельного участка под этой недвижимостью, является ошибочным, кроме того, суды не определили, возможно ли использование спорного земельного участка с учетом "красных линий" в той площади, в которой общество арендует, то есть нарушает ли оспариваемый приказ права общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2016 г. по делу в„– А40-182860/15

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Антонюк Г.Н., доверенность от 19.08.2016; Кравец С.Г., доверенность от 19.10.2015;
от заинтересованного лица: Калинова К.В., доверенность от 24.05.2016; Кислинская Е.Н., доверенность от 29.08.2016; Мацаева Т.В., доверенность от 11.01.2016;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 23 - 30 августа 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Минстроя России
на решение от 08 февраля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление от 22 апреля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.,
по делу в„– А40-182860/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Юбилейный" (ОГРН: 1022302946071)
о признании недействительным приказа
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН: 1127746554320),
третьи лица: Департамент строительства Краснодарского края, Администрация города Сочи,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Юбилейный" (далее - ООО "ТЦ "Юбилейный", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) с требованием о признании недействительным приказа Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегиона России) от 21.07.2011 в„– 99-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения олимпийского объекта "Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция) в части проекта планировки и проект межевания, корректировки "красных линий", земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202018, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, по улице Донской в районе остановки автобуса "Юбилейный", и обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства Краснодарского края, Администрация города Сочи.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минстрой России обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв с 23 августа 2016 года до 30 августа 2016 года.
Документы, приложенные к кассационной жалобе и указанные в пунктах 2 - 4 приложения, подлежат возврату Минстрою России, поскольку в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не собирает доказательства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы по следующим основаниям.
Судами установлено, что приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.07.2011 в„– 99-ОИ была утверждена документация по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения олимпийского объекта "Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы реконструкция)".
Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2014 в„– 612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено.
17.02.2015 в ЕГРЮЛ Минрегиона России внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 08.09.2014 в„– 612 функции упраздненного Министерства регионального развития Российской Федерации по вопросам выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительного зонирования переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Не согласившись с приказом Минрегиона России от 21.07.2011 в„– 99-ОИ в части проекта планировки и проекта межевания земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202018:16, расположенного по адресу: Краснодарский край, район Центральный, по улице Донской в районе остановки автобуса "Юбилейный", площадью 2.100 кв. м, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202018:16, расположенный по адресу: Краснодарский край, район Центральный, по улице Донской в районе остановки автобуса "Юбилейный", площадью 2.100 кв. м, является собственностью Муниципального образования город-курорт Сочи, с ООО "ТЦ "Юбилейный" заключен договор аренды от 29.11.2011 в„– 4900007174 сроком действия до 08.12.2057.
Первоначально, указанный земельный участок был предоставлен АОЗТ "Торговый центр Юбилейный" (правопредшественнику ООО "ТЦ "Юбилейный"), согласно постановления Главы Администрации г. Сочи от 28.11.1996 в„– 862, выдан государственный акт в„– КК-2 в„– 426001672, 26.12.1996 прошел государственную регистрацию в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи.
На спорном земельном участке имеется объект недвижимости - 2-этажное здание торгового центра, площадью 1.619,7 кв. м, разрешение на строительство от 30.05.1998 ТЦ в„– 23, объект принят в эксплуатацию постановлением Администрации г. Сочи от 14.09.1998 в„– 822/1, свидетельство о государственной регистрации права собственности общества от 04.04.2011 в„– 638148 серия 23-Аи, повторное от 17.09.2014.
В производстве Арбитражного суда Краснодарского края имеется дело в„– А32-22967/14 по иску Администрации города Сочи к ООО "ТЦ "Юбилейный" об освобождении земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0202018, площадью 2.100 кв. м, расторжении договора аренды от 29.11.2011 в„– 4900007174.
Суды по настоящему делу указали, что изменение "красных линий" создает препятствия для заявителя как собственника объекта недвижимости в приватизации земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202018:16 под этой недвижимостью, создавая ему препятствия в дальнейшем приватизировать спорный земельный участок.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый заявителем приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.07.2011 в„– 99-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения олимпийского объекта "Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция) в части проекта планировки и проекта межевания, корректировки "красных линий", земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202018, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, по улице Донской в районе остановки автобуса "Юбилейный", не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права общества.
Между тем, судами не учтено следующее.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые обозначены красными линиями, которые, в свою очередь, обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Красные линии, в силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отображаются на чертеже планировки территории, включаемом в основную часть проекта планировки территории, подлежащую утверждению.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 в„– 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
На основании пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Вывод судов о том, что изменение "красных линий" создает препятствия для заявителя как собственника объекта недвижимости в приватизации земельного участка под этой недвижимостью, является ошибочным, поскольку заявитель в силу действующего законодательства как собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта, а не предоставленного ему в аренду земельного участка.
В рассматриваемом случае, поскольку заявитель является арендатором земельного участка, судам необходимо было определить, возможно ли использование спорного земельного участка с учетом "красных линий" в той площади, в которой общество арендует, т.е. нарушает ли оспариваемый приказ права заявителя; а также установление "красных линий" соответствует ли документации по планировке территории и соответствующим объектам, находящимся на этой территории.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения могут быть устранены только при повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции, кассационная коллегия, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, признает необходимым направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, а также все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, предложить лицам, участвующим в деле, представить все имеющиеся у них доказательства, подтверждающие их доводы или возражения по существу заявленных требований, рассмотреть вопрос о назначения по делу экспертизы, исследовать и оценить относимость и допустимость всех представленных по делу доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, указав в судебном акте мотивы принятия или отказа в принятии доказательств.
По результатам рассмотрения дела, при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2016 года по делу в„– А40-182860/15 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Е.А.АНАНЬИНА


------------------------------------------------------------------