Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.09.2016 N Ф05-12227/2016 по делу N А40-171938/2015-17-1418
Требование: О признании незаконными решений таможенного органа.
Обстоятельства: В связи с тем, что классификационные коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС не соответствовали товарам, перечисленным в индикативных балансах, и в сроки выпуска товаров обществом не были представлены документы, подтверждающие уплату вывозной таможенной пошлины, таможенным органом были приняты решения об отказе в выпуске товаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества, так как в сроки выпуска товаров обществом не были представлены документы, подтверждающие уплату вывозной таможенной пошлины.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы


АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. по делу в„– А40-1719381/15-17-1418

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "НК "Роснефть": Гричанина К.В. (дов. в„– ИС-485/Д от 01.10.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ЦЭТ: Соломиной Н.В. (дов. от 14.01.2016 г.), Щербакова О.В. (дов. от 15.12.2015 г.);
от третьего лица ФТС России: Шайдуко Н.В. (дов. в„– 15-49/68-15д от 21.12.2015 г.), Нисановой Л.М. (дов. в„– 15-49/140-15д от 24.12.2015 г.);
от третьего лица Минэнерго России: Семейкина А.Ю. (дов. в„– АН-3427/03 от 04.04.2016 г.), Лавриненко Д.Ю. (дов. в„– АН-9922/03 от 09.09.2014 г.);
рассмотрев 30 августа 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "НК "Роснефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2016 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 г.,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Чеботаревой И.А.,
по делу в„– А40-171938/2015-17-1418
по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (ОГРН 1027700043502; 115035, г. Москва, Софийская наб., д. 26/1)
к Астраханскому энергетическому таможенному посту Центральной энергетической таможни, Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830; 107842, г. Москва, Комсомольская пл., д. 1А)
о признании незаконным решения,
третьи лица: Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ОГРН 1047730023703; 121087, г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5); Министерство энергетики Российской Федерации (ОГРН 1087746777205, 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7),

установил:

открытым акционерным обществом "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть", общество, заявитель) по временным декларациям на товары в„– 10006110/031014/0010466, в„– 10006110/301014/0011656, в„– 10006110/261114/0012742 был оформлен товар "дизельное топливо"; по временной декларации на товар в„– 10006110/021214/0013027 - "топливо для реактивных двигателей марки РТ".
Товары задекларированы в подсубпозиции 2710 19 422 0 по товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - тяжелые дистилляты, газойли, для прочих целей, с содержанием серы не более 0,05 мас.%, дизельное топливо зимнее (ДТ в„– 10006110/031014/0010466, 10006110/301014/0011656); в подсубпозициях 2710 19 421 0, 2710 19 422 0, 2710 19 423 0, 2710 19 424 0, 2710 19 425 0, 2710 19 429 0 по ТН ВЭД ЕАЭС - тяжелые дистилляты, газойли, для прочих целей, с содержанием серы не более 0,05 мас.%, дизельное топливо летнее, зимнее, арктическое, межсезонное, прочее и газойли прочие (ДТ в„– 10006110/261114/0012742); в подсубпозициях 2710 12 700 0, 2710 19 210 0 по ТН ВЭД ЕАЭС - легкие дистилляты, для прочих целей, прочие, топливо бензиновое для реактивных двигателей (ДТ в„– 10006110/021214/0013027).
В связи с уточнением фактических характеристик товара и по обращению таможенного представителя общества с ограниченной ответственностью "Синтех" от 13 февраля 2015 г. в„– С-330, в отношении товара, оформленного по временным декларациям на товар в„– 10006110/031014/0010466, в„– 10006110/301014/0011656, в„– 10006110/261114/0012742, Центральной энергетической таможней были приняты решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 01 апреля 2015 г. в„– РКТ-10006000-15/00008, в„– РКТ-10006000-15/00009, в„– РКТ-10006000-15/000010, с указанием кода 2710 19 290 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
По временной ДТ в„– 10006110/021214/0013027 решение о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС не принималось в связи с соответствием фактических характеристик товара коду товара в„– 1 по ТН ВЭД ЕАЭС, заявленному в списочной части временной ДТ.
В полных ДТ в„– 10006110/030415/0004306, 10006110/150415/0004947, 10006110/160415/0005044 ОАО "НК "Роснефть" заявлен код по ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 290 0 "средние дистилляты для прочих целей, прочие"; в полной ДТ в„– 10006110/020415/0004275 код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 12 700 0 - легкие дистилляты, для прочих целей, прочие, топливо бензиновое для реактивных двигателей.
В полных ДТ ОАО "НК "Роснефть" было заявлено об освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин, применяемое в отношении товаров вывозимых в рамках индикативных балансов, предусмотренных между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения от 02 декабря 2013 г. и доведенных до таможенных органов телетайпограммами Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России) от 03 февраля 2014 г. в„– ТФ-82, от 19 января 2015 г. в„– ТФ-19.
В связи с тем, что классификационные коды товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные в полных ДТ, не соответствовали товарам, перечисленным в индикативных балансах, и в связи с тем, что в сроки выпуска товаров декларантом не были представлены документы, подтверждающие уплату вывозной таможенной пошлины, Центральной энергетической таможней были приняты решения от 02 апреля 2015 г., от 03 апреля 2015 г., от 15 апреля 2015 г., от 16 апреля 2015 г. об отказе в выпуске товаров по указанным в решениях полным ДТ на основании пункта 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза, поскольку не была уплачена вывозная таможенная пошлина, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза.
С учетом корректировки кода товара по временным ДТ и расчета подлежащей уплате экспортной пошлины Центральной энергетической таможней в адрес ОАО "НК "Роснефть" были направлены требования об уплате пени от 29 июня 2015 г. в„– 18/1 в размере 2 119 547 руб. 48 коп., от 29 июня 2015 г. в„– 19/01 в размере 1 373 172 руб. 24 коп., от 29 июня 2015 г. в„– 20/1 в размере 2 248 936 руб. 17 коп. за нарушение срока оплаты.
Полагая, что решения Центральной энергетической таможни от 02 апреля 2015 г., от 03 апреля 2015 г., от 15 апреля 2015 г., от 16 апреля 2015 г. и требования об уплате пени от 29 июня 2015 г. в„– 18/1 в размере 2 119 547 руб. 48 коп., от 29 июня 2015 г. в„– 19/01 в размере 1 373 172 руб. 24 коп., от 29 июня 2015 г. в„– 20/1 в размере 2 248 936 руб. 17 коп. не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества, ОАО "НК "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании их незаконными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) и Министерство энергетики Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "НК "Роснефть" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Центральная энергетическая таможня, Министерство энергетики Российской Федерации и ФТС России просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "НК "Роснефть" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Центральной энергетической таможни, Министерства энергетики Российской Федерации и ФТС России против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 28 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор) в рамках функционирования внутреннего рынка во взаимной торговле товарами государства - члены не применяют ввозные или вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Положениями пункта 12 Протокола о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов, являющихся приложением в„– 23 к Договору, предусмотрено, что до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза действуют двухсторонние соглашения, заключенные государствами - членами Евразийского экономического союза в области поставок нефти и нефтепродуктов.
Условия сотрудничества Республики Армения и Российской Федерации в сфере поставок товаров, выработанных из нефти, определены Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа, нефтепродуктов и необработанных природных алмазов в Республики Армения от 02 декабря 2013 г. (далее - Соглашение).
Исходя из пункта 1 статьи 5 Соглашения Российская Федерация не взимает вывозные таможенные пошлины в отношении товаров, выработанных из нефти и поставляемых из Российской Федерации в Республику Армения в объемах внутреннего потребления, утвержденных в составе индикативных балансов.
Как следует из пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 3 Соглашения Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство энергетики и природных ресурсов Республики Армения до начала каждого календарного года согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Республике Армения товаров, выработанных из нефти, на следующий календарный год и утверждают индикативные балансы на следующий календарный год в разрезе поставок в Республику Армения этих товаров.
Индикативными балансами, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики и природных ресурсов Республики Армения, установлены объемы для следующих наименований товаров, выработанных из нефти: бензины автомобильные, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей, битума нефтяного (гудрона). Содержание указанных индикативных балансов доведено до сведения таможенных органов телеграммами ФТС России от 19 января 2015 г. в„– ТФ-19 и от 12 марта 2015 г. в„– ТФ-180.
Согласно части 8 статьи 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, декларируемых в соответствии с настоящей статьей, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом временной декларации на товары.
В соответствии со статьей 151 Закона о таможенном регулировании в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле плательщик пошлин, налогов обязан выплатить пени.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ОАО "НК "Роснефть" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку в сроки выпуска товаров обществом не были представлены документы, подтверждающие уплату вывозной таможенной пошлины.
Отклоняя довод ОАО "НК "Роснефть" о том, что ФТС России самостоятельно ввела дополнительные ограничения для экспорта товаров, необлагаемых вывозной таможенной пошлиной, суды исходили из тех обстоятельств, что на 2015 год в соответствии с Соглашением был подписан индикативный баланс по топливу для реактивных двигателей, в то время как индикативного баланса по задекларированным товарам "средние дистилляты для прочих целей, прочие" и "легкие дистилляты, для прочих целей, прочие, топливо бензиновое для реактивных двигателей" на 2015 год не подписывалось и не принималось.
Оценивая доводы ОАО "НК "Роснефть" о том, что задекларированный товар в силу пункта 2 статьи 1 Соглашения подлежит освобождению от уплаты вывозных таможенных пошлин, как товар, выработанный из нефти, суды исходили из того, что в силу пункта 1 статьи 5 данного Соглашения пошлиной не облагается товар, поставляемый из Российской Федерации в Республику Армения в объемах внутреннего потребления, утвержденных в составе индикативных балансов. Таким образом, если объем конкретного товара в данных балансах не установлен, сам товар в них не поименован, оснований для распространения освобождения от уплаты пошлины не имеется.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31 марта 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2016 г. по делу в„– А40-171938/2015-17-1418 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "НК "Роснефть" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------