Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2016 N Ф05-10077/2015 по делу N А41-14850/14
Требование: О признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на части лесного участка.
Обстоятельства: На основании договора купли-продажи обществом был приобретен земельный участок. В связи с частичным наложением спорного участка на земли лесного фонда за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на участок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку право собственности общества и Российской Федерации зарегистрировано на одно и то же имущество, в отношении которого не представлено доказательств отнесения его к землям лесного фонда, на момент формирования участка лесного фонда границы земельного участка общества уже были установлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. по делу в„– А41-14850/14

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ДАНАЛИТ": Джангирова Н.Р. (дов. от 11.03.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепурковой Е.С. (дов. в„– 27Дов-412 от 22.12.2015 г.);
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица АКБ Промсвязьбанк (ОАО): не явились, извещены;
от третьего лица АО "Солнечное подворье": Бабий А.А. (дов. в„– 61-06 от 05.10.2015 г.);
от третьего лица ФГУП "Мослесинфорг": не явились, извещены;
рассмотрев 23 августа 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2016 г.,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г.,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-14850/14
по иску общества с ограниченной ответственностью "ДАНАЛИТ" (ОГРН 1027700373084; 119330, г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 17Б)
к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 1), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 3)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298; 115184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19); Администрация сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области (141544, Московская область, Солнечногорский район, д. Брехово, д. 72); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); акционерный коммерческий банк "Промсвязьбанк" (открытое акционерное общество) (109052, г. Москва, ул. Смирновская, д. 10, стр. 22); акционерное общество "Солнечное подворье" (ОГРН 1047796117490; 141592, Московская область, Солнечногорский район., д. Чашниково, стр. 1); Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ОГРН 1157746215527, 109316, г. Москва, Волгоградский пр-кт., д. 45, корп. 1),

установил:

в апреле 2004 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 420 412 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, вблизи д. Брехово, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственного производства, с присвоением ему кадастрового номера 50:09:0070416:7, принадлежащий закрытому акционерному обществу "Солнечное подворье" (далее - ЗАО "Солнечное подворье").
Право собственности на указанный земельный участок ЗАО "Солнечное подворье" было зарегистрировано 21 апреля 2004 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 50 АЖ в„– 176154.
Постановлением Правительства Московской области в„– 519/29 от 09 июля 2010 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 включен в границы д. Брехово сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, его категория была изменена на "земли населенных пунктов", а вид разрешенного использования - на "для индивидуального жилищного строительства".
06 декабря 2011 г. между ЗАО "Солнечное подворье" (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "ДАНАЛИТ" (далее - ООО "ДАНАЛИТ") (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, площадью 420 412 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Брехово, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Право собственности ООО "ДАНАЛИТ" на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 было зарегистрировано 15 декабря 2011 г.
Постановлением Главы муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области в„– 11 от 26 января 2012 г. был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 с "для индивидуального жилищного строительства" на "для малоэтажного жилищного строительства".
На основании решения ООО "ДАНАЛИТ" от 14 августа 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 был разделен на 6 земельных участков:
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3127 площадью 377 045 кв. м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3128 площадью 9 158 кв. м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3129 площадью 8 369 кв. м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3130 площадью 8 580 кв. м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3131 площадью 8 630 кв. м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3132 площадью 8 630 кв. м.
На основании решения ООО "ДАНАЛИТ" от 11 ноября 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070401:3127 был разделен на земельные участки:
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3416 площадью 327 807 кв. м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3417 площадью 7 050 кв. м;
- с кадастровым номером 50:09:0070401:3418 площадью 42 188 кв. м.
Из письма Клинского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" в„– 579 от 31 мая 2013 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 расположен на землях Государственного лесного фонда в квартале 34 выделах в„– 16 и 17 Клинского сельского участкового лесничества.
Согласно заключению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" (далее - ФГУП "Рослесинфорг") "О положении границ земельного участка" в„– 13/1450 от 18 октября 2013 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 площадью 42,04 га частично на площади 4,21 га накладывается на земли лесного фонда (бывшие "сельские леса") Клинского сельского участкового лесничества кв. 34, выделы 16, 17, при этом наложение на земли лесного фонда бывшего Солнечногорского лесхоза отсутствуют; лесоустроительные (полевые) работы по таксации бывших "сельских" лесов на территории Солнечногорского района проводились в 2006 году ФГУП "Центрлеспроект" на основании государственного контракта с ГУ МО "Управление лесами Московской области" на лесоустройство лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций Московской области и переданных в ведение Московской области. С 01 января 2007 г. финансирование окончания лесоустроительных работ из бюджета Московской области было прекращено, в связи с чем все лесоустроительные работы были остановлены, а согласование границ лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, не проводилось; при государственной регистрации в 2008 - 2009 гг. Мослесхозом права собственности Российской Федерации на лесные участки "сельских лесов" в составе земель лесного фонда были использованы несогласованные материалы полевых работ; поскольку право собственности на исходный земельный участок ЗАО "Солнечное подворье" оформлено в 2004 году, то есть раньше проведения лесоустроительных работ, включение части исходного земельного участка площадью 4,21 га в состав земель лесного фонда следует считать технической ошибкой, подлежащей исправлению путем внесения изменений в сведения государственного лесного реестра в части исключения из квартала 34 выделов 16 и 17.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30 апреля 2009 г. за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности, в том числе на лесной участок Клинского лесничества квартал в„– 34 выдела 1-32.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ДАНАЛИТ" в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) со следующими требованиями (с учетом уточнения исковых требований):
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234 - выдел 16 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества площадью 7 050 кв. м,
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234 - выдел 17 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества площадью 34 844 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и акционерный коммерческий банк "Промсвязьбанк" (открытое акционерное общество) (далее - АКБ Промсвязьбанк (ОАО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2014 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 г. назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "ГЕО.ГРУПП.ПРОЕКТ" Чернову Олегу Валентиновичу.
Перед экспертом судом были поставлены следующие вопросы:
- установить имеется ли взаимное наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070401:3417 и 50:09:0070401:3418, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Брехово, и лесного участка площадью 5,1 га, отнесенного к категории земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 34, выделы 16, 17, входящего в состав лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234;
- в случае утвердительного ответа на первый вопрос, изобразить графически на схеме расположения земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070401:3417 и 50:09:0070401:3418 и лесного участка площадью 5,1 га, отнесенного к категории земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 34, выделы 16, 17, входящего в состав лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234, с обозначением их взаимно накладывающихся частей, указав по каждому из земельных участков площадь наложения и координаты границ накладывающихся частей земельных участков.
В связи с поступлением заключения эксперта определением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2015 г. производство по делу было возобновлено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 01 июня 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2015 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении настоящего спора судом не исследовался вопрос об образовании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, переводился ли указанный земельный участок из одной категории в другую, входил ли данный земельный участок в границы лесного фонда на момент его предоставления в собственность предыдущим собственникам.
От установления указанных обстоятельств зависят выводы суда о законности государственной регистрации права собственности на земельный участок, как за истцом, так и за Российской Федерацией, однако данные обстоятельства судом не выяснялись.
Делая вывод о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 его правообладателем - ЗАО "Солнечное подворье" границы земельного участка были согласованы в установленном порядке, в том числе и с федеральным государственным учреждением "Солнечногорское опытное лесное хозяйство", суд апелляционной инстанции не указал на основании чего он пришел к такому выводу.
При новом рассмотрении суду предложено установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
При новом рассмотрении дела суду также предложено обсудить вопрос о привлечении к участию в деле ЗАО "Солнечное подворье" в соответствующем процессуальном статусе.
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 сентября 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Солнечное подворье".
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 октября 2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП "Рослесинфорг".
С целью выяснения обстоятельств, связанных с установлением наличия наложения земельных участков определением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2015 г. назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту Козлову Юрию Павловичу.
Перед экспертом судом были поставлены следующие вопросы:
1. Входил ли земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 в границы земель лесного фонда в 1992 году на момент его предоставления в собственность Агрофирмы "Крюково" в связи с реорганизацией совхоза "Крюковский"?
2. Входил ли земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 в границы земель сельскохозяйственного назначения в 1992 году на момент его предоставления в собственность Агрофирмы "Крюково" в связи с реорганизацией совхоза "Крюковский"?
3. Имело ли место изменение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 площадью 680 000 кв. м при уточнении его границ в результате межевания с установлением фактической площади участка 420 412 кв. м в отношении выделов 16 и 17 квартала 34 Клинского сельского участкового лесничества?
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования и просил признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234 - выдел 16 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества площадью 6 926 кв. м, расположенную координатах поворотных точек ее границ, указанных истцом, признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234 - выдел 17 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества площадью 34 847 кв. м, расположенную координатах поворотных точек ее границ, указанных истцом.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
От АКБ Промсвязьбанк (ОАО) 19 августа 2016 г. через электронную систему подачи документов "Мой Арбитр" поступили объяснения по кассационной жалобе, которые подлежит возврату в связи с несоблюдением требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о заблаговременном направлении лицам, участвующим в деле.
Поскольку объяснения по кассационной жалобе поданы в электронном виде, бумажный носитель с текстом объяснений возврату не подлежит (пункт 5 параграф 1 раздела II Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в„– 80 от 08 ноября 2013 г.).
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ООО "ДАНАЛИТ", АО "Солнечное подворье" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление в„– 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права ответчика, истец должен доказать, что запись в Едином государственном реестре прав нарушает его право, которое не может быть защищено иным способом.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) следует, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (пункт 2 статьи 40 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 736 от 23 сентября 2010 г., предусмотрено, что Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункт 1 Положения (общее) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России в„– 188 от 13 ноября 1998 г. (далее - Положение), действовавшему на момент согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, опытный лесхоз является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством (Федеральной службы лесного хозяйства России). Лесхоз является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов.
Пунктом 4 положения закреплено, что лесхоз подчиняется органу управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации, образуя единую систему государственного управления в указанных областях.
Лесхоз создается, реорганизуется и ликвидируется Федеральной службой лесного хозяйства России (пункт 7 положения).
В соответствии с пунктом 10 Положения лесхоз в границах участков лесного фонда, установленных для него Федеральной службой лесного хозяйства России, обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом в соответствии с действующим законодательством, ведет государственный учет лесного фонда, государственный лесной кадастр, мониторинг лесов в соответствии с установленным порядком.
Согласно пункту 18 положения руководитель (директор) лесхоза осуществляет руководство его деятельностью, несет персональную ответственность за состояние лесного фонда, защиту лесного фонда, действует без доверенности, выдает доверенности работникам лесхоза на право представления интересов лесхоза.
В целях обеспечения реализации полномочий, возложенных на Федеральное агентство лесного хозяйства, Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 283 от 16 июня 2004 г., Приказом Рослесхоза в„– 36 от 21 марта 2005 г. был утвержден перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении агентств лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации.
В силу Приложению в„– 10 к Приказу Рослесхоза в„– 36 от 21 марта 2005 г. в Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в подчинении Агентства лесного хозяйства по Московской области и городу Москве, включено Федеральное государственное предприятие "Солнечногорское опытное лесное хозяйство".
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что право собственности ООО "ДАНАЛИТ" и Российской Федерации зарегистрировано на одно и то же имущество, в отношении которого не представлено доказательств отнесения его к землям лесного фонда.
Судами также установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070401:3417, 50:09:0070401:3418 относятся к категории земель "земли населенных пунктов" и имеют вид разрешенного использования "для малоэтажного жилищного строительства".
Данные земельные участки были образованы при разделе земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7, который на момент образования относился к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Постановлением Правительства Московской области в„– 519/29 от 09 июля 2010 г. земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 включен в границы деревни Брехово сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района, его категория была изменена на "земли населенных пунктов", а вид разрешенного использования - на "для индивидуального жилищного строительства".
Постановлением Главы муниципального образования сельское поселение Кутузовское Солнечногорского муниципального района Московской области в„– 11 от 26 января 2012 г. был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 с "для индивидуального жилищного строительства" на "для малоэтажного жилищного строительства".
При формировании земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 его правообладателем - ЗАО "Солнечное подворье" границы земельного участка были согласованы в установленном порядке, в том числе и с федеральным государственным учреждением "Солнечногорское опытное лесное хозяйство".
Судом апелляционный инстанции также принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2004 году, в то время как участок лесного фонда в выделах 16, 17 в квартале 34 Клинского сельского участкового лесничества был образован и зарегистрирован в качестве федеральной собственности в 30 апреля 2009 г.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что на момент формирования участка лесного фонда границы земельного участка истца уже были установлены.
Выводы судов основаны на материалах проведенных судебных экспертиз, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 в границы земель лесного фонда в 1992 году на момент его предоставления в собственность Агрофирмы "Крюково" в связи с реорганизацией совхоза "Крюковский" не входил. Земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070416:7 входил в границы земель сельскохозяйственного назначения в 1992 году на момент его предоставления в собственность Агрофирмы "Крюково" в связи с реорганизацией совхоза "Крюковский". Изменение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:7 площадью 680 000 кв. м при уточнении его границ в результате межевания с установлением фактической площади участка 420 412 кв. м в отношении выделов 16 и 17 квартала 34 Клинского сельского участкового лесничества не имело места.
Согласно экспертному заключению ООО "ГЕО.ГРУПП.ПРОЕКТ" в„– 09-Э/2015 от 08 апреля 2015 г. земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070401:3417 и 50:09:0070401:3418 имеют взаимное наложение на лесной участок площадью 5,1 га, отнесенного к категории земель: земли лесного фонда, местоположение: Московская область, Солнечногорский муниципальный район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 34, выделы 16, 17, входящего в состав лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234.
Площадь земельного участка, образованного в результате взаимного пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070401:3417 и лесного участка квартал 34 выдел 16, входящего в состав лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234, составляет 6 926 кв. м, координаты поворотных точек его границ приведены в соответствующей таблице.
Площадь земельного участка, образованного в результате взаимного пересечения (наложения) границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070401:34187 и лесного участка квартал 34 выдел 17, входящего в состав лесного участка с кадастровым (условным) номером 50-50-98/013/2009-234, составляет 34 847 кв. м, координаты поворотных точек его границ приведены в соответствующей таблице.
Экспертные заключения соответствуют требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражают все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основаны на материалах дела.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При повторном рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все существенные для дела обстоятельства, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что он является ненадлежащим ответчиком по делу.
Между тем, ТУ Росимущества в Московской области также является ответчиком по настоящему делу.
Довод кассационной жалобы о том, что полномочным представителем собственника лесов, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, являлось Министерство экологии и природопользования Московской области, с которым должны были быть согласованы границы земельных участков, также не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку на момент согласования границ земельного участка ФГУ "Солнечногорское опытное лесное хозяйство" находилось в подчинении Агентства лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г. по делу в„– А41-14850/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------