Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2016 N Ф05-3609/2016 по делу N А40-92648/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и обязании исправить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявление об исправлении технической ошибки в отношении координат точек границ земельного участка отклонено с указанием на то, что техническая ошибка не выявлена, представленная копия землеустроительного дела не является документом, на основании которого сведения о ранее учтенном земельном участке вносились в государственный кадастр недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка не содержат заявленной кадастровой ошибки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. по делу в„– А40-92648/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) НГОУ ВПО "Российский новый университет": Филоненко В.Н. (дов. в„– 51 от 12.05.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: Реперчук Ю.С. (дов. в„– 33-Д-805/15 от 24.12.2015 г.);
рассмотрев 07 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации высшего образования "Российский новый университет"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2015 г.,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2015 г.,
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Чеботаревой И.А.,
по делу в„– А40-92648/2015
по заявлению негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский новый университет"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконным решения,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы

установил:

06 ноября 2007 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) и Негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российский новый университет" (далее - НГОУ ВПО "Российский новый университет", заявитель, учреждение) заключен договор долгосрочной аренды земельного участка в„– М-04-033675, сроком на 25 лет.
Предметом договора являлся земельный участок, площадью 2 422 кв. м с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Авиамоторная, вл. 55, корп. 5, представляемый в пользование на условиях аренды для эксплуатации здания университета.
Согласно пункту 1.3 указанного договора аренды границы участка установлены в натуре (на местности) и закреплены межевыми знаками.
По данным государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:04:0001017:138.
С момента заключения договора и по настоящее время участок используется в границах согласно плана земельного участка, а также уплачивается арендная плата на площадь 2 422 кв. м 22 декабря 2006 г. Департаментом земельных ресурсов города Москвы был выдан кадастровый план на земельный участок с кадастровым номером 77:04:01017:138, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, вл. 55, корп. 5, площадь участка 2 422 кв. м.
В графе 16 "Особые отметки" указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
Согласно кадастровому паспорту от 27 января 2015 г. граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
11 марта 2015 г. НГОУ ВПО "Российский новый университет" обратилось в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, ответчик) с заявлением об устранении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001017:138 относительно местоположения границ.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 17 марта 2015 г. в„– 77/601/15-19369 заявление об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях в части координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001017:138 отклонено с указанием на то, что техническая ошибка в сведениях ГКН о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001017:138 не выявлена, представленная копия землеустроительного дела по установлению границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, вл. 55, корп. 5, от 2007 года не является документом, на основании которого сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001017:138 вносились в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что указанное решение не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, НГОУ ВПО "Российский новый университет" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве о признании его незаконным и обязании ответчика исправить техническую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001017:138, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, вл. 55, корп. 5.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе НГОУ ВПО "Российский новый университет" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001017:138 имеет статус ранее учтенный, т.е. был поставлен на кадастровый учет в соответствии с теми требованиями, которые действовали в тот период времени, когда происходил кадастровый учет. Также указано, что арбитражный суд не истребовал кадастровое дело и не дал ему оценку, не выяснил обстоятельство, при котором могла быть совершена техническая ошибка, не было установлено, какие документы были переданы Департаментом городского имущества города Москвы в кадастровую палату.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика и третьего лица не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель НГОУ ВПО "Российский новый университет" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В силу статьи 7 Закона о кадастре описание местоположения границ земельного участка относится к числу обязательных сведений, подлежащих отражению в государственном кадастре недвижимости.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек границ (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
Исходя из положений части 3 статьи 25 Закона о кадастре уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ГКН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ГКН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка (Письмо Росреестра от 02 октября 2014 г. в„– 14-13544/14 "О рассмотрении обращения").
Согласно части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Частью 4 статьи 28 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в установленном частью 4 настоящей статьи порядке. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5 статьи 28 Закона о кадастре).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что оспариваемое решение соответствует требованиям Закона о кадастре и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001017:138 не содержат заявленной кадастровой ошибки.
При этом судами установлено, что координаты характерных точек границ земельного участка не определены, а заявителем не указано, в чем именно заключается ошибка, которая нарушает его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведены доводы, свидетельствующие о нарушении судами норм материального или процессуального права, в связи с чем они не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При этом суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что по настоящему делу требования предъявлены к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, а не к Департаменту городского имущества города Москвы.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 06 октября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2015 г. по делу в„– А40-92648/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации высшего образования "Российский новый университет" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------