Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2016 N Ф05-14767/2016 по делу N А41-103877/15
Требование: Об изъятии земельного участка с предоставлением возмещения.
Обстоятельства: Истец уведомил ответчика об изъятии принадлежащей ему части земельного участка для нужд Российской Федерации, а также вручил для согласования и подписания проект соглашения об изъятии земельного участка с приложением отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки. Ответчик отказал истцу в подписании соглашения об изъятии земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт необходимости изъятия испрашиваемого истцом участка для государственных нужд и принадлежность этого участка ответчику установлены, размер возмещения за земельный участок определен заключением оценочной экспертизы, которое ответчиком не оспорено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу в„– А41-103877/15

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца: Белоусова И.В., доверенность от 09.08.2016;
от ответчика: Астанин С.А., доверенность от 15.11.2015; Васильев С.Б., доверенность от 07.03.2016;
рассмотрев 11 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ГСК-6
на решение от 19 апреля 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 12 июля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Диаковской Н.В., Коноваловым С.А.,
по делу в„– А41-103877/15
по иску Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН: 1097799013652)
об изъятии земельного участка
к Кооперативу по строительству и эксплуатации коллективных гаражей в„– 6 (ОГРН: 1065047051410),

установил:

Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор", Государственная компания) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Кооперативу по строительству и эксплуатации коллективных гаражей в„– 6 (далее - ГСК-6, кооператив) об изъятии у Кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей в„– 6 для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельного участка, площадью 2.104 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, мкр-н Левобережный, ул. Библиотечная, (за домом в„– 38), с кадастровым номером 50:10:0010405:7388, с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 9.183.000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГСК-6 обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и оставить исковое заявление ГК "Автодор" без рассмотрения.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А41-49914/15 установлено, что проект соглашения об изъятии земельного участка получен ответчиком 22.06.2015. Следовательно, 90-дневный срок для обращения истца в суд истекал 20.09.2015.
Государственная компания обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском 17.12.2015, т.е. после истечения указанного в пункте 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации срока.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в целях обеспечения реализации проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15 км - 58 км" в соответствии с распоряжением Росавтодора от 07.05.2015 в„– 820-р земельный участок, площадью 2.104 кв. м, по адресу: Московская область, г. Химки, мкр-н Левобережный, по ул. Библиотечной (за домом в„– 38), с КН 50:10:0010405:7388 (в составе земельного участка с КН 50:10:0010404:60), подлежит изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации, поскольку попадает в полосу отвода автомобильной дороги.
Земельный участок с КН 50:10:0010404:60, из которого образован подлежащий изъятию участок с КН 50:10:0010405:7388, принадлежит на праве собственности ответчику ГСК-6, о чем свидетельствует запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесенная 22.07.2010 (выписка из ЕГРП от 17.04.2015, свидетельство о госрегистрации от 22.07.2010).
В соответствии с требованиями статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, ГК "Автодор" направила в адрес ГСК-6 уведомление от 15.05.2015 в„– 6339-03 об изъятии принадлежащей кооперативу части земельного участка с КН 50:10:0010404:60. Получение кооперативом уведомления подтверждается сведениями о вручении от 25.05.2015. 22.06.2015 ГК "Автодор" с сопроводительным письмом от 16.06.2015 в„– 8020-03 вручила ГСК-6 для согласования и подписания проект соглашения об изъятии земельного участка с приложением отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки. 24.06.2015 в адрес Государственной компании поступило уведомление от ответчика об отказе в подписании соглашения об изъятии объекта на предложенных ему условиях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В части 2 статьи 37 Федерального закона от 17.07.2009 в„– 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 145-ФЗ) установлены полномочия государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно: - подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; - подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; - подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог; - обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 в„– 374, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), к компетенции которого относится принятие решений об изъятии, в т.ч. путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также резервирования земель для указанных целей (пункт 5.4.1.1 Положения).
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно статье 55 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения об изъятии), принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Рыночная стоимость земельных участков, согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно статье 8 указанного закона, проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции проведена судебная оценочная экспертиза для установления рыночной стоимости изымаемых земельных участков.
Экспертным заключением, составленным ОАО "Союзгипрозем", установлена рыночная стоимость земельного участка с КН 50:10:0010405:7388 в размере 9.183.000 руб.
Согласно выводам о размере возмещения за изымаемый земельный участок, при определении размера возмещения экспертом были учтены требования пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Таким образом, при определении размера возмещения эксперт учел следующие составляющие: - рыночную стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению; - убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в т.ч. основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода; - рыночную стоимость объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, право собственности на которые подлежит прекращению.
Рыночное значение стоимости объекта (земельного участка с КН 50:10:0010405:7388, площадью 2.104 кв. м), составившее 9.183.000 руб., получено экспертом путем применения сравнительного подхода к оценке.
Рыночная стоимость земельного участка на дату проведения экспертизы (21.03.2016) определена в размере 9.139.000 руб. Размер возмещения убытков, возникающих в связи с изъятием, на дату проведения экспертизы (21.03.2016) составил 44.000 руб.
Рыночная стоимость находящихся на участке объектов недвижимости в состав суммы возмещения не включена, поскольку нет доказательств принадлежности данных объектов кооперативу. Таким образом, размер возмещения складывается из сумм 9.139.000 + 44.000, и равен 9.183.000 руб.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признано судами надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Судами установлен факт необходимости, согласно нормам законодательства, изъятия испрашиваемого истцом земельного участка для государственных нужд, принадлежность данного участка ответчику. Стоимость возмещения за земельный участок определена заключением проведенной оценочной экспертизы, которое ответчиком не оспорено и не опровергнуто надлежащим образом, а судом принято в качестве доказательств по делу.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 апреля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 года по делу в„– А41-103877/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ГСК-6 - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------