Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.05.2016 N Ф05-4282/2016 по делу N А40-103784/2015
Требование: О признании незаконными действий по возврату дубликата исполнительного листа.
Обстоятельства: Дубликат исполнительного документа был возвращен взыскателю в связи с истечением срока его предъявления к исполнению.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как срок, установленный для предъявления исполнительного документа к исполнению, истек, документов, подтверждающих перерыв срока предъявления исполнительного листа к исполнению, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. по делу в„– А40-103784/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Тверские коммунальные системы": Грибкова М.Ю. (дов. в„– 7 от 20.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрегионального операционного управления Федерального казначейства: Шепелева Б.В. (дов. в„– 95-16-15/7 от 11.01.2016 г.);
от третьего лица Домоуправления при 2-м Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации: не явились, извещены;
от третьего лица Центрального районного отдела судебных приставов г. Твери УФССП России по Тверской области: не явились, извещены;
рассмотрев 12 мая 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Тверские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2015 г.,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2015 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Марковой Т.Т.,
по делу в„– А40-103784/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Тверские коммунальные системы" (ОГРН 1036900046732; 150052, г. Ярославль, проспект Ленинградский, д. 41)
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (ОГРН 1117746430570; 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 11, стр. 1)
о признании незаконными решения и действий,
третьи лица: Домоуправление при втором Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026900592531; 170100, г. Тверь, переулок Студенческий, д. 23); Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19); Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (ОГРН 1046900099817; 170003, г. Тверь, ул. Веселова, д. 6)

установил:

решением Арбитражного суда Тверской области от 20 апреля 2011 г. взыскано с Домоуправления при втором Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Тверские коммунальные системы" (далее - ОАО "Тверские коммунальные системы", общество, заявитель) 736 732 руб. 34 коп. задолженности, 49 455 руб. 61 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а всего 786 187 руб. 95 коп., а также 1 704 руб. 02 коп. расходов по госпошлине, а при недостаточности денежных средств Домоуправления при втором Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации с собственника имущества Российской Федерации (субсидиарного ответчика) в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Указанное решение вступило в законную силу 24 мая 2011 г.
02 июня 2011 г. взыскателю был выдан исполнительный лист серии АС в„– 004058096.
03 августа 2011 г. ОАО "Тверские коммунальные системы" обратилось в Управление федеральной службы судебных приставов по Тверской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии АС в„– 004058096 от 02 июня 2011 г. по делу в„– А66-10835/2010.
14 августа 2011 г. судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов города Твери было возбуждено исполнительное производство в„– 20800/11/40/69 на основании данного исполнительного документа.
Постановлением Центрального районного отдела судебных приставов города Твери от 13 декабря 2011 г. исполнительное производство в„– 20800/11/40/69 было окончено в связи с ликвидацией должника-организации.
10 июня 2014 г. ОАО "Тверские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о выдаче дубликата указанного исполнительного листа.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 29 июля 2014 г. по делу в„– А66-10835/2010 заявление было удовлетворено, обществу выдан дубликат исполнительного листа серии АС в„– 007203601 от 25 сентября 2014 г.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 24 апреля 2014 г. по делу в„– А66-10835/2010 в удовлетворении заявления ОАО "Тверские коммунальные системы" о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению отказано.
17 марта 2015 г. ОАО "Тверские коммунальные системы" обратилось в Управление федеральной службы судебных приставов по Тверской области с заявлением об исполнении требований дубликата указанного исполнительного листа.
20 марта 2015 г. уведомлением в„– УВЛ-15-3875 дубликат исполнительного листа серии АС в„– 007203601 от 25 сентября 2014 г. был возвращен заявителю на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с вынесением определения Арбитражного суда Тверской области от 31 марта 2015 г. ОАО "Тверские коммунальные системы" 20 апреля 2015 г. был выдан дубликат исполнительного листа серии ФС в„– 003276886.
23 апреля 2015 г. ОАО "Тверские коммунальные системы" обратилось в Управление федеральной службы судебных приставов по Тверской области с заявлением об исполнении требований дубликата исполнительного листа Арбитражного суда Тверской области серии ФС в„– 003276886.
27 апреля 2015 г. уведомлением Межрегионального операционного управления Федерального казначейства в„– УВЛ-15-1401 дубликат исполнительного документа был возвращен взыскателю на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с истечением срока предъявления исполнительного листа к исполнению.
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства также рекомендовало ОАО "Тверские коммунальные системы" обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению, в порядке установленном статьей 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Тверские коммунальные системы" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства о признании незаконными действий по возврату дубликата исполнительного листа серии ФС в„– 003276886 от 20 апреля 2015 г., выданного Арбитражным судом Тверской области по делу в„– А66-10835/2010, по причине нарушения срока предъявления дубликата исполнительного листа к исполнению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Домоуправление при втором Центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Тверские коммунальные системы" просит об отмене вынесенных судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Тверские коммунальные системы" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Межрегионального операционного управления Федерального казначейства против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
В силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 02 октября 2007 г. в„– 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона об исполнительном производстве срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: 1) предъявлением исполнительного документа к исполнению; 2) частичным исполнением исполнительного документа должником.
Согласно части 2 статьи 22 Закона об исполнительном производстве после перерыва течение срока предъявления исполнительного листа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист может быть предъявлен в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Пунктом 1 статьи 322 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности действий Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, поскольку срок, установленный для предъявления исполнительного документа к исполнению, истек 15 августа 2014 г., в то время как дубликат исполнительного листа предъявлен в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 23 апреля 2015 г., а документов, подтверждающих перерыв срока предъявления исполнительного листа к исполнению, представлено не было.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
При подаче кассационной жалобы ОАО "Тверские коммунальные системы" по его ходатайству в соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1 500 руб. Указанная сумма государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию с ОАО "Тверские коммунальные системы" в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2015 г. по делу в„– А40-103784/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Тверские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тверские коммунальные системы" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. 00 коп. (одна тысяча пятьсот рублей 00 копеек) за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------