Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2016 N Ф05-5779/2016 по делу N А41-47578/15
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа.
Обстоятельства: Регистрирующим органом органу местного самоуправления было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с тем, что на регистрацию не были представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. по делу в„– А41-47578/15

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мялов С.Д., доверенность от 06.04.2016;
от заинтересованных лиц: от Управления Росреестра по Московской области: Страшникова М.В., доверенность от 16.12.2015; от Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 10 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 15 октября 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 10 февраля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-47578/15
по заявлению Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (ОГРН: 1055013048540)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на земельный участок
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561), Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (ОГРН: 1025003213179),

установил:

Администрация городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (далее - Администрация городского поселения Люберцы) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, управление) и Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - Администрация Люберецкого муниципального района) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение управления от 21.01.2015 в„– 22/131/2014-930 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, площадью 7.420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища;
- обязать управление зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, площадью 7.420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 13.11.2014 Администрацией Люберецкого муниципального района Московской области было принято постановление в„– 3033-ПА о предоставлении в муниципальную собственность Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, площадью 7.420 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под кладбище, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища.
Пунктом 2 указанного постановления Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области предписано обеспечить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882.
08.12.2014 Администрация городского поселения Люберцы обратилась к управлению с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.
Сообщением от 21.01.2016 в„– 22/131/2014-930 управление известило Администрацию Люберецкого муниципального района Московской области об отказе в государственной регистрации права собственности со ссылкой на абзац 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ), указав, что на регистрацию не были представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности.
Полагая, что отказ управления является незаконным, Администрация городского поселения Люберцы обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, связывает начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, сообщением от 21.01.2016 в„– 22/131/2014-930 управление отказало Администрации Люберецкого муниципального района Московской области в государственной регистрации права собственности.
Суды указали, что отказ в государственной регистрации права, оформленный письмом от 21.01.2016 в„– 22/131/2014-930, был адресован Администрации Люберецкого муниципального района, а не Администрации городского поселения Люберцы, в то время как с заявлением о государственной регистрации права к управлению обращалась именно Администрация городского поселения Люберцы.
Доказательства направления оспариваемого сообщения в адрес Администрации городского поселения Люберцы регистрирующим органом суду не представлено.
Вместе с тем, как пояснил представитель Администрации городского поселения Люберцы, оспариваемое сообщение было получено заявителем по настоящему делу по почте лишь 19.05.2015.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок, заявителем не пропущен.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 137-ФЗ) предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу пункта 1 статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон в„– 8-ФЗ), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона в„– 8-ФЗ, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона в„– 137-ФЗ, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ, Федерального закона в„– 8-ФЗ, суды пришли к правомерному выводу о том, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.
Согласно кадастровому паспорту от 13.08.2015, земельный участок, площадью 7420 кв. м, с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - под кладбище.
Статьей 30.1 Федерального закона в„– 122-ФЗ определено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (пункт 1).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404, в регистрирующий орган заинтересованным лицом представляются следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Судами установлено, что Администрация городского поселения Люберцы обратилась к управлению с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, возникшего в силу закона и в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 13.11.2014 в„– 3033-ПА.
В материалы дела представлена расписка в получении документов на государственную регистрацию, в которой указано, что к заявлению от 08.12.2014 администрацией городского поселения были приложены: доверенность представителя, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010109:28882, постановление Администрации Люберецкого муниципального района от 13.11.2014 в„– 3033-ПА "О предоставлении Администрации муниципального образования городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области земельного участка с местоположением: Московская область, г. Люберцы, ул. Интернациональная, около кладбища".
С учетом изложенного, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что на государственную регистрацию Администрацией муниципального образования городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области были представлены все необходимые документы в соответствии с Федеральным законом в„– 122-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2016 года по делу в„– А41-47578/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------