Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2016 N Ф05-14985/2016 по делу N А40-36345/16
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Принято решение об отказе обществу в учете изменений объекта недвижимости в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении кадастрового учета.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку документы, необходимые для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением адреса объекта, представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу в„– А40-36345/16

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Комаровой О.И., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО ПКП "Кунцево" - Кривозубов А.В., дов. от 16.03.16, Фисенко А.В., дов. от 16.03.16
от заинтересованного лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии",
рассмотрев 04 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии"
на постановление от 03 августа 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Румянцевым П.В., Кочешковой М.В.
по заявлению ЗАО ПКП "Кунцево"
заинтересованное лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии"
о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,

установил:

ЗАО "ПКП "Кунцево" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве в„– 77/601/15-85127 от 24.11.2015 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2541.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, по ходатайству заявителя произведена замена ответчика с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", поскольку филиал не является юридическим лицом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного от 03 августа 2016 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2016 отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, заинтересованное лицо - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение. В обоснование кассационной жалобы ссылается на нарушение апелляционным судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 в„– 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии" опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
В заседании суда кассационной инстанции представители заявителя против удовлетворения кассационной жалобы возражали, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу, который на основании ст. 279 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Заинтересованное лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами, в связи с принятием Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления в„– 560 "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" изменен адрес объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2541, принадлежащего на праве собственности обществу.
Главой городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области принято постановление от 22.08.2012 в„– 824 "Об изменении и присвоении почтового адреса зданиям и земельным участкам, принадлежащим ЗАО "ПКП "Кунцево", расположенным в границах городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, с местоположением в село Немчиновка".
Заявитель обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по г. Москве) с заявлением от 12.08.2015 в„– 77-0-1-71/3001/2015-213 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2541, в связи с изменением адреса объекта - Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, село Немчиновка, улица Московская, дом 61, сооружение 5.
К заявлению приложено постановление Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 22.08.2015 в„– 824 "Об изменении и присвоении почтового адреса зданиям и земельным участкам, принадлежащим ЗАО "ПКП "Кунцево", расположенным в границах городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района, с местоположением в село Немчиновка".
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве 24.08.2015 в„– 77/601/15-59799 кадастровый учет приостановлен в связи с не представлением заявителем документа, подтверждающего изменение адреса объекта недвижимости и предложено в филиал "ФГБУ Росреестра" по Московской области с обращением о передаче сведений об объектах недвижимости из филиала "ФГБУ Росреестра" по г. Москве в филиал "ФГБУ Росреестра" по Московской области.
Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве принято решение от 24.11.2015 в„– 77/601/15-85127 об отказе ЗАО "ПКП "Кунцево" в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2541, в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Предусмотренные Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 Закона о государственном кадастре недвижимости, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом о государственном кадастре недвижимости правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона о государственном кадастре недвижимости применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии со ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости: адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное).
В силу ч. 3 ст. 45 Закона о кадастре сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно 22 Федерального закона в„– 221-ФЗ, необходимым для кадастрового учета документом является копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 7 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об адресе объекта недвижимости), запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Частью 5 ст. 16 Федерального закона в„– 221-ФЗ следует, что в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. п. 7, 13 - 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом не поступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона в„– 221-ФЗ, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона в„– 221-ФЗ, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
В соответствии с ч. 6 ст. 147 Регламента Совета Федерации копия постановления Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, границы между которыми изменены, а также вместе с копиями соглашения (договора) об изменении границ и приложений к нему в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и другие соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
В силу ч. ч. 6, 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия предоставлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки. В случае, если такие сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные ст. 15 названного Закона, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. В таком случае, орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Судами установлено, что ранее спорный объект входил в состав территории, относящейся к городу Москве и ему присвоен адрес - Москва, ул. Горбунова, дом 14, сооружение 5.
В соответствии с соглашением об изменении границы города Москвы и Московской области, утвержденным Постановлением Московской городской Думы от 07.12.2011 в„– 372 и Постановлением Московской областной Думы от 07.12.2011 в„– 1/177-П, Постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 27.12.2011 в„– 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" от 01.07.2012 изменены границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью, в соответствии с согласованными между ними картографическим изображением и картографическим описанием линии границы, в результате чего территория, на которой расположен спорный объект недвижимости, включен в состав Московской области.
Заявителем при обращении в ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве в обоснование необходимости учета изменений объекта недвижимости, представлено постановление Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области в„– 824 от 22.08.2012, которым присвоен адрес: с г. Москва, ул. Горбунова, дом 14, сооружение 5 на адрес: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, село Немчиновка, ул. Московская, дом 61, сооружение 5 (п. 1.16 постановления).
В силу п. 1 ст. 22 названного Закона для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета представляются документы, в том копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости (п. 6).
С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре, а также документы, которые в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре, запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 4 ст. 21 Закона о кадастре).
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В связи с нахождением в собственности заявителя спорного объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, которого изменены границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью, в соответствии с согласованными между ними картографическим изображением и картографическим описанием линии границы, в результате чего территория, на которой расположен спорный объект недвижимости, включен в состав Московской области, собственник спорного объекта (сооружение - подъездная дорога) правомерно обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о государственном кадастровым учете изменений объекта недвижимости, по сути, об уточнении местоположения (адреса) объекта ранее учтенного по иному адресу.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о кадастре недвижимости порядок ведения государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 в„– 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу требований п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, при внесении кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются определенные кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости (ст. 15 Закона о кадастре недвижимости); исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Выполнение указанных кадастровых процедур согласно п. 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости сопровождается принятием решения о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости; об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя); о снятии с учета объекта недвижимости; о внесении кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Заявитель, обращаясь за судебной защитой, указывает на наличие у него права собственности на указанный объект недвижимости и необходимость осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости (адрес местоположения объекта).
В соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Поскольку документы, как установлено судами, необходимые для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 77:07:0004009:2541, в связи с изменением адреса объекта представлены, то оснований для отказа в проведении кадастрового учета у уполномоченного органа не имелось.
Таким образом, Девятым арбитражным апелляционным судом был принят законный и обоснованный судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2016 года по делу в„– А40-36345/16 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.Д.ДЕНИСОВА

Судьи
О.И.КОМАРОВА
Е.А.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------