Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.10.2016 N Ф05-14354/2016 по делу N А40-239860/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за несоответствие сведений о комплектности упаковки "in bulk".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. по делу в„– А40-239860/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РОСТЭК-Фарма" - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - Московской областной таможни - не явился, извещен,
рассмотрев 29 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "РОСТЭК-Фарма"
на решение от 26 апреля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 04 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Румянцевым П.В.,
по делу в„– А40-239860/2015,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСТЭК-Фарма"
к Московской областной таможне
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РОСТЭК-Фарма" (далее - ООО "РОСТЭК-Фарма", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2015 в„– 10130000-1267/2015, которым общество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 101 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что в действиях общества имеется состав вменяемого правонарушения и наличия вины заявителя в его совершении, соблюдения процедуры и срока привлечения к ответственности.
Не согласившись с решением и постановлением судов, заявитель обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права и процессуального права; ссылается на ошибочное установление судами первой и апелляционной инстанции обстоятельств по делу, с указанием на отсутствие состава административно правонарушения в действиях общества, Стороны, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях послужили обстоятельства, установленные в ходе осуществления прокурорского надзора Московско-Ярославской транспортной прокуратурой, а именно: 18.05.2015 таможенным представителем ООО "РОСТЭК-Фарма" на основании договора в„– 190911 от 19.09.2011 от имени и по поручению декларанта ООО "Пфайзер" (123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, ИНН 7709722633, КПП 770301001, ОГРН 1077746269281) в ОТО и ТК в„– 2 Давыдовского т/п МОТ с применением электронной формы декларирования подана декларация на товар, которой присвоен регистрационный номер 10130032/180515/0003538 (далее - ДТ).
В указанной декларации под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления заявлены следующие товары:
Товар в„– 1 - "Вакцины для людей: ПРЕВЕНАР 13 (вакцина пневмококковая полисахаридная конъюгированная адсорбированная, тринадцативалентная) вакцина для профилактики пневмококковых инфекций, суспензия для внутримышечного введения 0.5 мл/доза (шприц) упаковка "in bulk". Действующие вещества: пневмококковые конъюгаты (полисахарид - cmrl97), полисахарид серотипа, олигосахарид серотипа, белок-носитель стг", код ТН ВЭД ТС 3002200009, - 2487 упаковок (248700 шприцев /доз), упакованы в изотермобоксы с хладагентами; изготовитель: Пфайзер Айрлэнд Фармасьютикалз; товарный знак Превенар.
Товар в„– 2 - "Вакцины для людей: ПРЕВЕНАР 13 (вакцина пневмококковая полисахаридная конъюгированная адсорбированная, тринадцативалентная) вакцина для профилактики пневмококковых инфекций, суспензия для внутримышечного введения 0.5 мл/доза (шприц) упаковка "in bulk". Действующие вещества: пневмококковые конъюгаты (полисахарид - стг 197), полисахарид серотипа, олигосахарид серотипа, белок-носитель сшг", код ТН ВЭД ТС 3002200009, - 81 шприцев /доз, упакованы в изотермобоксы с хладагентами; изготовитель: Пфайзер Айрлэнд Фармасьютикалз; товарный знак Превенар.
Указанные товары ввозились в рамках внешнеторговых контрактов, заключенных между ООО "Пфайзер" (Москва) и "Пфайзер Х.К.П. Корпорейшн" (США) от 03.09.2012 в„– 03-09/12 и "ООО "Пфайзер" (Россия) и компанией "Пфайзер Экспорт Компани" (Ирландия) от 08.07.2014 в„– РХ25-08/14.
Московско-Ярославской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя Счетной палаты Российской Федерации Голиковой Т.А., поступившему из Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о нарушениях, допущенных Московской областной таможней при оформлении ввозимой в Россию вакцины для профилактики инфекций, в ходе которой установлено, что иной вид упаковки ин-балк, отличный от упаковки по 100 немаркированных шприцев в пластиковом контейнере, нормативной документацией и регистрационным удостоверением вышеуказанного лекарственного препарата не предусмотрен.
Полагая, что несоответствие сведений о комплектности (не менее 100 ед. шприцов/доз) упаковки ин-балк образует состав административного правонарушения, Московско-Ярославским транспортным прокурором Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Бакановским А.А. вынесено постановление от 29.09.2015 о возбуждении в отношении ООО "РОСТЭК-Фарма" дела об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Данное постановление вынесено в присутствии законного представителя ООО "РОСТЭК-Фарма" - генерального директора Машкова В.В., которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
На основании указанного постановления Московско-Ярославского транспортного прокурора, и.о. заместителя начальника Московской областной таможни рассмотрены материалы административных дел и вынесено постановление от 25.11.2015 в„– 10130000-1267/2015 о привлечении ООО "РОСТЭК-Фарма" к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, считая, что оно нарушает законные права и интересы заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с указанными требованиями.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Осуществляя проверку законности оспариваемого постановления, суды исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС); Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза лекарственных средств и фармацевтических субстанций (утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 в„– 134); Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), пришли к правомерному выводу о том, что представление обществом при декларировании товара недействительного документа - регистрационного удостоверения лекарственного препарата для медицинского применения в„– ЛП-000798 от 03.10.2011 образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации (а равно заявления) должна сопровождаться представлением в таможенный орган следующих документов: документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иных документов, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иных коммерческих документов, имеющихся в распоряжении декларанта; транспортных (перевозочных) документов; документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений; документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документов, подтверждающих страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документов, подтверждающих уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документов, подтверждающих изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документа о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства Международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
В силу статьи 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Пунктом 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза лекарственных средств и фармацевтических субстанций (утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 в„– 134) помещение лекарственных средств и фармацевтических субстанций под таможенные процедуры - выпуск для внутреннего потребления, переработка для внутреннего потребления, реимпорт и отказ в пользу государства осуществляется при условии, что они включены в государственный реестр лекарственных средств государства - члена Таможенного союза.
Сведения о лекарственных средствах, содержащиеся в соответствующей информационной системе государственного реестра, или в регистрационных удостоверениях, или в выписках из государственного реестра лекарственных средств, выдаваемых уполномоченным органом в сфере обращения лекарственных средств государства члена Таможенного союза (далее - уполномоченный орган), вносятся в декларацию на товары.
Порядок ввоза на территорию Российской Федерации предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, за исключением лекарственных препаратов в целях оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 в„– 771.
Пунктом 3 данных Правил воспроизведен принцип, закрепленный частью 5 статьи 47 Закона об обращении лекарственных средств, о недопустимости ввоза на территорию Российской Федерации фальсифицированных, недоброкачественных и (или) контрафактных лекарственных средств.
В соответствии с Законом об обращении лекарственных средств (статья 13) в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственной регистрации подлежат: все лекарственные препараты, впервые подлежащие вводу в обращение в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата;
В силу части 1 статьи 13 Закона об обращении лекарственных средств лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Регистрационное удостоверение лекарственного препарата с указанием лекарственных форм и дозировок выдается бессрочно, за исключением регистрационного удостоверения лекарственного препарата, выдаваемого со сроком действия пять лет, на впервые регистрируемые в Российской Федерации лекарственные препараты (часть 1 статьи 28 Закона об обращении лекарственных средств).
Федеральный орган исполнительной власти при обращении лекарственных средств ведет государственный реестр лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и иную информацию о лекарственных препаратах и фармацевтических субстанциях (статья 33 Закона об обращении лекарственных средств).
При принятии решения о государственной регистрации лекарственного препарата соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вносит данные о зарегистрированном лекарственном препарате, в том числе о фармацевтической субстанции, входящей в состав лекарственного препарата, в государственный реестр лекарственных средств и выдает заявителю регистрационное удостоверение лекарственного препарата, форма которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, согласованные нормативную документацию, нормативный документ, инструкцию по применению лекарственного препарата и макеты первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки с указанием на них номера регистрационного удостоверения лекарственного препарата и даты его государственной регистрации или в случае принятия решения об отказе в государственной регистрации лекарственного препарата уведомляет в письменной форме заявителя об этом с указанием причин такого отказа (пункт 3 части 1 статьи 27 Закона об обращении лекарственных средств).
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами в совокупности подтверждено наличие запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с международными договорами.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является установленный порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие лица, заключающееся в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Суды, изучив материалы дела и представленные доказательства, с учетом изложенных выше норм права, пришли к выводу о том, что иной вид упаковки ин-балк, отличный от упаковки по 100 немаркированных шприцев в пластиковом контейнере, нормативной документацией и регистрационным удостоверением вышеуказанного лекарственного препарата не предусмотрен.
Судами установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства им не представлено.
Все доводы кассационной жалобы, повторяющие по существу доводы заявления и апелляционной жалобы, обсуждены и отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 года по делу в„– А40-239860/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------