Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2016 N Ф05-13661/2016 по делу N А40-192673/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества в связи с тем, что на предоставляемых в аренду земельных участках отсутствуют здания и сооружения, в то время как предоставление земельных участков без объектов недвижимости должно осуществляться в установленном порядке посредством проведения торгов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу закона общество вправе приобрести в аренду без проведения предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов земельный участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. по делу в„– А40-192673/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.,
судей: Кобылянского В.В., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: Левин Е.Г. - доверенность от 01 октября 2015 года,
от ответчика: Власов Д.Е. - доверенность от 11 января 2016 года в„– 16/2016,
от третьего лица: Бондаренко Г.Е. - доверенность от 24 декабря 2015 года в„– 33-Д-797/15,
рассмотрев 27 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 11 марта 2016 года,
принятое судьей Рыбиным Д.С.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 07 июня 2016 года,
принятое судьями Поповым В.И., Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е.,
по делу в„– А40-192673/2015 по заявлению
ООО "Дом солнца"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дом солнца" (далее - заявитель, Общество, ООО "Дом солнца") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заявитель, Управление Росреестра по Москве) от 28.07.2015 в„– 77/011/022/2015-737 об отказе в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества от 01.06.2015 в„– М-01-047057, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 2, стр. 1, об обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, предоставляемого правообладателям зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на земельном участке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016 решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра по Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Дом солнца" возражало против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Представитель Управления в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, содержащиеся в кассационной жалобе.
Представители ООО "Дом солнца" и Департамента в судебном заседании возражали против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили решение и постановление оставить без изменения.
Как установлено судами, Общество, являющееся собственником нежилых помещений площадью 16 613,3 кв. м, расположенных в здании по адресу: г. Москва, ул. Усачева, д. 2 стр. 1, в целях эксплуатации принадлежащих ему помещений заключило соглашение от 30.09.2014 в„– М-01-041577 о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, предоставляемого правообладателям зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0005013:3712, разрешенное использование - для размещения объектов коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения, а также для размещения объектов общественного питания.
Судами также установлено, что к арендуемому Обществом земельному участку с кадастровым номером 77:01:0005013:3712 примыкает смежный с ним земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005013:4650 с таким же разрешенным использованием, в отношении которого между Обществом и Департаментом на основании статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 43-ФЗ) также был заключен договор аренды от 01.06.2015 в„– М-01-047057 (далее - договор аренды).
15.06.2015 Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации указанного договора аренды.
Письмом от 28.07.2015 в„– 77/011/022/2015-737 Управление отказало в государственной регистрации договора аренды на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ), поскольку, как указано Управлением, согласно данным государственного кадастра недвижимости на предоставляемых в аренду земельных участках отсутствуют здания и сооружения, в то время как предоставление земельных участков без объектов недвижимости должно осуществляться в установленном порядке посредством проведения торгов (конкурсов, аукционов). Кроме того, у Управления возникли сомнения в правомерности применения Федерального закона в„– 43-ФЗ к отношениям, возникшим при предоставлении Обществу в аренду земельного участка.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу о незаконности отказа и правомерности заявленных требований.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона в„– 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона в„– 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17, 26 Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона в„– 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом.
При этом, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Федерального закона в„– 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
В силу абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона в„– 43-ФЗ арендаторы земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, вправе приобрести в аренду без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов, смежные земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не предоставлены иным лицам, если, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких строений, сооружений.
На основании вышеизложенного, исследовав и установив, что разрешенное использование смежных земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0005013:3712 и 77:01:0005013:4650 совпадает и включает в себя использование для размещения объектов коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения, а также для размещения объектов общественного питания, земельные участки находятся в муниципальной собственности, непосредственно примыкают друг к другу и не предоставлены иным лицам, суды пришли к верному выводу о том, что условия предоставления Департаментом Обществу смежного земельного участка, предусмотренные частью 2 статьи 24 Федерального закона в„– 43-ФЗ, в рассматриваемом случае соблюдены.
Доводы Управления о том, что положения названного Закона не распространяются на спорные правоотношения, правомерно отклонены судами, поскольку согласно положениям части 5 статьи 24 Федерального закона в„– 43-ФЗ лица, указанные в частях 1 - 4 статьи 24 Федерального закона в„– 43-ФЗ, приобретают права на смежные земельные участки, в соответствии с правилами, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, на основании решений уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы о предоставлении смежных земельных участков.
Таким образом, в настоящем случае предоставление земельного участка заявителю в аренду регулируется специальными нормами статьи 24 Федерального закона в„– 43-ФЗ.
Доводы ответчика о необходимости проведения торгов также обоснованно отклонены судами, поскольку в силу вышеуказанных норм материального права заявитель вправе приобрести в аренду без проведения предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов земельный участок.
На основании вышеизложенного, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых решения и постановления судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Несогласие Управления с выводами суда первой инстанции, апелляционного суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 11 марта 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2016 года по делу в„– А40-192673/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.А.ШИШОВА

Судьи
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ
С.Н.КРЕКОТНЕВ


------------------------------------------------------------------