Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.02.2016 N Ф05-20555/2015 по делу N А40-64407/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате некачественного выполнения работ в течение гарантийного срока.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что при выполнении планового ремонта вагонов в филиале ответчика пружины рессорного комплекта не менялись и не устанавливались, все они находились в комплектации вагона на момент поступления в плановый ремонт, что подтверждается расчетно-дефектной ведомостью на плановый ремонт каждого вагона. Таким образом, ответчик не может нести ответственность за работы, которые он не выполнял, и за детали, которые он не устанавливал.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. по делу в„– А40-64407/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.,
судей Дзюбы Д.И., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Хархадина И.А., доверенность от 13.11.2014,
от ответчика: Гоц С.С., доверенность от 31.12.2015
рассмотрев 19 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную
жалобу АО "ФГК"
на решение от 23 июля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Константиновской Н.А.,
на постановление от 07 октября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Чепик О.Б., Гармаевым Б.П., Титовой И.А.,
по иску АО "ФГК" (ОГРН 1106659010600)
к ООО "Трансвагонмаш" (ОГРН 1077759727550)
о взыскании убытков

установил:

Акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - АО "ФГК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к обществу с ограниченной ответственностью "Трансвагонмаш" (далее - ООО "Трансвагонмаш") с иском о взыскании 878 446 руб. 13 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2015. оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015, с ООО "Трансвагонмаш" взыскано 58 527 руб. 15 коп. в возмещение расходов, связанных с ремонтом вагонов, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе АО "ФГК". Заявитель просит отменить решение и постановление в части отказа во взыскании расходов, связанных с некачественным ремонтом вагонов в„– 67323758, 67004259, 61003232 и 64888431, отцепленных по коду - 214 (излом пружин рессорного подвешивания), на общую сумму 28 656 руб. 10 коп., стоимости ремонта вагона в„– 61148649 на сумму 17 585 руб. 77 коп. и вагонов в„– 44737435, 24171159 на сумму 18 411 руб. 86 коп., стоимости ремонта по вагонам в„– 68591833 и 24221350 на сумму 66 464 руб. 20 коп., отцепленным по коду неисправности 157 (грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля),ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, ненадлежащую оценку представленных в материалы дела доказательств.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АО "ФГК" поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель ООО "Трансвагонмаш" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к следующему.
Материалами дела установлено, что 23.03.2011 между АО "ФГК" (заказчик) и ООО "Трансвагонмаш" (подрядчик) заключен договор в„– 1ТВМ/ВГК на плановые виды ремонта грузовых вагонов, в соответствии с которым подрядчик обязался производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Ответчиком были произведены плановые ремонты 64 вагонов собственности АО "ФГК".
Согласно пункту 6.2 договора, гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 22-23.11.2007 в„– 47 (далее - Положение), начиная с даты приема вагонов из ремонта. Указанным Положением установлена периодичность проведения планового деповского ремонта для вагонов 1 раз в 2 года.
В течение гарантийного срока, предусмотренного договором на плановый ремонт, вагоны были отцеплены структурными подразделениями перевозчика - ОАО "РЖД" по причине обнаружения технических неисправностей.
По указанным фактам были составлены рекламационные акты формы ВУ-41М, согласно которым выявленные неисправности возникли по причине некачественно выполненного деповского ремонта вагонов.
В соответствии с пунктом 6.3 договора при обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта грузовые вагоны направляются в вагонные эксплуатационные депо сети железных дорог или депо ответчика. Заказчик имеет право устранить дефекты в иных организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава.
Подрядчик обязан возместить заказчику все расходы, связанные с оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока.
В соответствии с указанными условиями договора на ремонт обнаруженные неисправности вагонов были устранены в ходе текущего отцепочного ремонта структурными подразделениями ОАО "РЖД", с которыми у АО "ФГК" заключен договор от 01.04.2013 в„– ТОР-ЦВ-ОО-11 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
Общий размер расходов АО "ФГК", связанных с устранением выявленных технических неисправностей вагонов составил 878 446 руб. 13 коп., что подтверждается актами выполненных работ, счетами-фактурами, платежными поручениями.
Поскольку направленная в адрес ООО "Трансвагонмаш" претензия о компенсации затрат оставлена без удовлетворения, АО "ФГК" обратилось в суд с настоящим иском.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд сослался на пункт 2 статьи 15, статьи 702, 722, 723 часть 3 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положения раздела 6 договора и признал обоснованными требования истца о взыскании 58 527 руб. 15 коп. в возмещение стоимости текущего ремонта вагонов.
По 17 вагонам отказано в иске в связи с пропуском срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком.
По вагонам в„– 67323758, в„– 67004259, в„– 61003232, в„– 64888431, отцепленным в текущий ремонт по неисправности код 214 (излом пружин рессорного комплекта), на общую сумму 28 656 руб. 10 коп. судом установлено, что при выполнении планового ремонта вагонов в филиале ответчика пружины рессорного комплекта не менялись и не устанавливались, все они находились в комплектации вагона на момент поступления в плановый ремонт, что подтверждается расчетно-дефектной ведомостью на плановый ремонт каждого вагона (прилагается). При таких обстоятельствах суд правомерно указал на то, что подрядчик не может нести ответственность за работы, которые он не выполнял и за детали/узлы, которые он не устанавливал, в связи, с чем довод кассационной жалобы о неправомерном отказе во взыскании 28 656 руб. 10 коп. подлежит отклонению.
По вагонам в„– 68591833, в„– 24221350, отцепленным в текущий ремонт по коду неисправности 157 - "Грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля", сумма предъявленных требований составляет 66 464 руб. 20 коп.
Код неисправности 157 "Грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля" был введен в приложении к Регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы в июне 2014 года после его утверждения Советом по железнодорожному транспорту и издания Приказа Минтранса в июне 2014 года.
При таких обстоятельствах суд правильно указал на то, что ремонтные работы, проведенные по коду неисправности 157 "Грение буксы по показаниям средств автоматизированного контроля", проведенные до июня 2014 года, не могут быть предъявлены ответчику для возмещения убытков.
Отказывая во взыскании расходов по вагонам в„– 44737435, в„– 24171159, 1148649, отцепленным в текущий ремонт по неисправностям: код 408, код 537, код 151 на общую сумму 35 997 руб. 63 коп., суд указал на то, что до текущей отцепки, по которой истец заявил требование о возмещении затрат на текущий ремонт все три вагоны отцеплялись в текущие ремонты по повреждению вагонов вследствие нарушения правил технической эксплуатации, кроме того истцом необоснованно по вагону в„– 61148649 в расчет стоимости текущего ремонта включена стоимость колесной пары в сумме 11 801 руб., которую ответчик не устанавливал (находилась в комплектации вагона и являлась собственностью истца), в связи с чем в соответствии с условиями договора на плановый ремонт вагонов, заключенного между истцом и ответчиком гарантия подрядчика распространяется на выполненные работы при условии соблюдения заказчиком правил технической эксплуатации подвижного состава.
Между тем, из представленной в материалы дела справки о выполненных ремонтах следует, что вагон в„– 61148649 до отцепки не повреждался и не проходил текущих отцепочных ремонтов.
В состав убытков по указанному вагону истцом заявлена не стоимость новой колесной пары, а лишь стоимость участкового ремонта - 11 801 руб., что подтверждается расчетно-дефектной ведомостью на текущий отцепочный ремонт.
По вагонам в„– 44737435 и 24171159 на сумму 18 411 руб. 86 коп. повреждение вагона не связано с отцепками заявленными в иске, то есть, нет причинно-следственной связи между повреждением и технологической неисправностью послужившей отцепке вагона. Отцепка вагона и перевод вагона в нерабочий парк производится на основании Классификатора "Основные неисправности вагонов" К ЖА 2005 05, согласно которому в случае повреждения вагона вагон отцепляется по цифровому коду - 3 (повреждение). В материалах дела имеются акты-рекламации, в которых указан цифровой код - 1 (технологическая неисправность).
На основании изложенного решение и постановление суда в части отказа во взыскании 35 997 руб. 63 коп. убытков подлежат отмене, а исковые требования АО "ФГК" - удовлетворению в заявленной сумме.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 октября 2015 года по делу в„– А40-64407/2015 в части отказа во взыскании 35 997 руб. 63 коп. убытков отменить, взыскать с ООО "Трансвагонмаш" в пользу АО "ФГК" 35 997 руб. 63 коп. убытков и 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
В остальной части решение и постановление арбитражного суда по указанному делу оставить без изменения.

Председательствующий судья
Л.В.ЗАВИРЮХА

Судьи
Д.И.ДЗЮБА
Л.А.ТУТУБАЛИНА


------------------------------------------------------------------