Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2016 N Ф05-20133/2015 по делу N А41-83368/14
Требование: Об обязании устранить нарушение прав заявителя.
Обстоятельства: Заявитель является собственником объектов недвижимости. Объекты расположены на земельном участке, собственником которого является Российская Федерация. Рассмотрев обращение заявителя по вопросу приватизации земельного участка, заинтересованное лицо сообщило, что площадь испрашиваемого к выкупу участка значительно превышает площадь застройки объектов недвижимости, расположенных на нем.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем были представлены все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о передаче земельного участка в собственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А41-83368/14

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Астахов Г.Г., доверенность от 11.11.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 16 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Стремилово"
на решение от 06 августа 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
на постановление от 08 октября 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В., Диаковской Н.В.,
по делу в„– А41-83368/14
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стремилово" (ОГРН: 1105048002828)
об обязании устранить нарушение прав заявителя
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН: 1097746296977),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стремилово" (далее - ООО "Стремилово", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, Управление) со следующими требованиями:
1) признать незаконным отказ Росимущества в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в предоставлении в собственность ООО "Стремилово" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремилово, в районе д. Стремилово, с кадастровым номером 50:31:0010301:11, находящегося в государственной собственности, площадью 176.579 кв. м, выраженный в письме от 31.10.2014 в„– ЕП/04-7315;
2) обязать Росимущество в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области устранить нарушение прав ООО "Стремилово" и в установленный законом срок со дня вступления в силу решения суда принять решение и издать распорядительный акт о предоставлении в собственность ООО "Стремилово" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремилово, в районе д. Стремилово, с кадастровым номером 50:31:0010301:11, находящегося в государственной собственности, площадью 176.579 кв. м, за плату по цене в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, подготовить и направить в ООО "Стремилово" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11 с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года заявленные обществом требования удовлетворены частично, судом признан незаконным отказ заинтересованного лица в предоставлении обществу земельного участка. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Стремилово" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и направить дело в этой части на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Стремилово" является собственником следующих объектов недвижимости:
здание контрольно-пропускного пункта в„– 1, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 31,4 кв. м, инв. в„– 46:256:003:000007540:0001, лит. В, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации в„– 50-50-31/005/2011-059, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ в„– 344387 от 02.03.2011;
здание казармы-столовой в„– 2, назначение - нежилое, 2-этажный, общая площадь 1.280,4 кв. м, инв. в„– 46:256:003:000007540:0005, лит. С, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации в„– 50-50-31/005/2011-079, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ в„– 344386 от 02.03.2011;
здание котельной в„– 3, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 376 кв. м, инв. в„– 46:256:003:000007540:0003, лит. К, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации в„– 50-50-31/005/2011-076, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ в„– 344420 от 02.03.2011;
здание насосной в„– 4, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 33,9 кв. м, инв. в„– 46:256:003:000007540:0004, лит. Н, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации в„– 50-50-31/005/2011-094, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ в„– 344421 от 02.03.2011;
здание очистных сооружений в„– 5, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 30,5 кв. м, инв. в„– 46:256:003:000007540:0002, лит. Д, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации в„– 50-50-31/005/2011-093, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБ в„– 344385 от 02.03.2011.
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010301:11, что подтверждается: справкой ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 27.12.2012 в„– 04/1178-12; кадастровым паспортом земельного участка от 22.09.2011, и сторонами не оспаривается.
Судами установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 50:310010301:11 является Российская Федерация, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 27.09.2010 сделана запись регистрации в„– 50-50-98/034/2010-368, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АА в„– 314674 от 27.09.2010.
ТУ Росимущества в Московской области рассмотрев обращение ООО "Стремилово" по вопросу приватизации земельного участка с кадастровым в„– 50:31:0010301:11, площадью 176.579 кв. м, местоположение: Московская область, Чеховский р-н, СП Стремиловское, в районе д. Стремилово, письмом в„– ПП-10/38083 от 09.12.2011 сообщило, что площадь испрашиваемого к выкупу земельного участка значительно превышает площадь застройки объектов недвижимости, расположенных на нем. Исходя из вышеизложенного, а также с учетом представленных документов, предоставление вышеуказанного земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным. Пакет документов был возвращен на доработку.
Письмом в„– ЕМ/04-3113 от 19.01.2012 ТУ Росимущества в Московской области, рассмотрев пакет документов, сообщило ООО "Стремилово", что выявило ряд замечаний, о которых сообщило письмом 09.12.2011 в„– ПП-10/38083. После предоставления документов, указанных в письме Росимущества, Управление вернется к рассмотрению вопроса по существу.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущества в Московской области письма от 04.06.2012 в„– 015, от 05.06.2012 в„– 3, доработанный пакет документов для приватизации земельного участка с кадастровым номером в„– 50:31:0010301:11, расположенного по адресу: Московская обл., Чеховский р-он, СП Стремиловское, в районе д. Стремилово, а также с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о приватизации земельного участка с расположенными зданиями сооружениями, находящихся в собственности ООО "Стремилово".
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущества в Московской области письмо от 02.09.2013 в„– 2 с просьбой вернуться к рассмотрению заявки на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11 и заключить договор купли-продажи по цене, порядок установления которой действовал до 01.07.2012.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущества в Московской области письмо от 10.09.2013 (вх. в„– 23942 от 12.09.2013) с просьбой рассмотреть обращения по письмам: от 04.06.2012 в„– 015, от 05.06.2012 в„– 3, от 02.09.2013 в„– 2.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущества в Московской области письмо от 12.02.2014 в„– 5 с просьбой вернуться к рассмотрению заявки на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11 и заключить договор купли-продажи по цене, порядок установления которой действовал до 01.07.2012.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущества в Московской области письмо от 17.06.2014 в„– 6 с просьбой вернуться к рассмотрению заявки ООО "Стремилово" на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11, подготовить и передать для подписания ООО "Стремилово" подписанный уполномоченным лицом договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремилово, в районе д. Стремилово, с кадастровым номером 50:31:0010301:11, находящегося в государственной собственности, площадью 176.579 кв. м, исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
ТУ Росимущества в Московской области, рассмотрев указанное обращение, отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку отсутствует государственная регистрация права Российской Федерации на спорный участок, также сослалось на отсутствие у Территориального управления полномочий на заключение договора купли-продажи.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении требований в части признания незаконным отказа Управления мотивировано тем, что ТУ Росимущества в Московской области является уполномоченным органом для принятия решения о передаче в собственность испрашиваемого земельного участка и заключения договора купли-продажи, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в ЕГРП, а заявителем представлены все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о передаче земельного участка в собственность. В обоснование отказа в удовлетворении требований об обязании заинтересованное лицо предоставить земельный участок в собственность суд сослался на то обстоятельство, объекты недвижимости заявителя, расположенные на испрашиваемом земельном участке, находятся в разрушенном состоянии, для их использования необходимо восстановление, что препятствует передаче земельного участка в собственность заявителя в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровыми номером 50:31:0010301:11 поданы заявителем в порядке реализации права, установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.02.2015 в„– 50/045/002/2015-794 подтверждено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровыми номером 50:31:0010301:11 находится в собственности Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432, предусмотрено, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432).
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 в„– 66 (далее - Положение от 05.03.2009 в„– 66), ТУ Росимущества в Московской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и имуществом, составляющим казну Российской Федерации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
ТУ Росимущества в Московской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1 Положения от 05.03.2009 в„– 66).
ТУ Росимущества в Московской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий, непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1 Положения от 05.03.2009 в„– 66).
ТУ Росимущества в Московской области заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6 Положения от 05.03.2009 в„– 66).
Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 в„– 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти при предоставлении Росимуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
С учетом изложенного, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что общество правомерно обратилось с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Суды указали, что из приложения к заявлению общества о предоставлении участка в собственность следует, что все документы, указанные в Перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 в„– 475, заявителем представлены. Право Российской Федерации на спорный участок зарегистрировано в ЕГРП, полномочиями на заключение договора купли-продажи земельного участка ТУ Росимущества в Московской области обладает (пункт 4.6 Положения от 05.03.2009 в„– 66).
При таких обстоятельствах отказ Управления, мотивированный отсутствием у него полномочий на заключение договора купли-продажи, а также отсутствием регистрации права Российской Федерации на земельный участок в ЕГРП, обосновано признан судами незаконным.
В целях рассмотрения вопроса об определении площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости заявителя в соответствии с требованиями статей 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" судом первой инстанции по настоящему делу назначена судебная землеустроительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта, площадь и границы земельного участка, занятого объектами недвижимости (очистные сооружения инв. в„– 46:256:003:000007540:0002, здание насосной в„– 4 инв. в„– 46:256:003:000007540:0004, здание котельной в„– 3 инв. в„– 46:256:003:000007540:0003, здание казармы-столовой в„– 2 инв. в„– 46:256:003:000007540:0005, здание контрольно-пропускного пункта в„– 1 инв. в„– 46:256:003:000007540:0001) и необходимые для их использования, определяются границами земельного участка, отведенного в 1990 году согласно плану землеотвода войсковой части 48699, изготовленному институтом Центргипрозем (приложение к Плану продажи имущества военного городка 20333 от 2007 года), поставленного на государственный кадастровый учет в 2007 году в уточненных границах с меньшей площадью (176.579 кв. м) и имеющего кадастровый номер КН 50:31:0010301:11.
Границы земельного участка КН 50:31:0010301:11 определены в координатной форме и содержатся в государственном кадастре недвижимости.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка от 12.02.2015 в„– МО-15/ЗВ-218087) в границах земельного участка КН 50:31:0010301:11 образованы пять частей земельного участка под объектами недвижимости, по фактическому пользованию в границах участка КН 50:31:0010301:11 расположены пять строений со следами разрушения:
часть в„– 50:31:0010301:11/1 S = 46 кв. м - здание контрольно-пропускного пункта в„– 1 Инв. в„– 46:256:003:000007540: 0001, лит В,
часть в„– 50:31:0010301:11/2 S = 425 кв. м - здание котельной в„– 3 Инв. в„– 46:256:003:000007540:0003, лит К,
часть в„– 50:31:0010301:11/3 S = 711 кв. м - здание казармы-столовой в„– 2 Инв. в„– 46:256:003:000007540:0005, лит С,
- часть в„– 50:31:0010301:11/4 S = 168 кв. м - здание насосной в„– 4 Инв. в„– 46:256:003:000007540:0004, лит Н,
часть в„– 50:31:0010301:11/5 S = 44 кв. м - здание очистных сооружений в„– 5 Инв. в„– 46:256:003:000007540:0002.
Также заключением эксперта с приложенными фотоматериалами установлено, что испрашиваемый земельный участок представляет собой залесенную, заброшенную территорию без следов использования зданий/строений, с существенными следами разрушения инфраструктуры и строений бывшей военной части (разбитые дороги без покрытия, следы раскопки и демонтажа кабеля связи и иных коммуникаций). Ввиду фактического разрушения зданий, их эксплуатация невозможна.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 в„– 6811/09, от 08.06.2010 в„– 292/10, исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации приобретение права на земельные участки связано со зданиями, строениями, сооружениями, находящимися на этих участках, и когда такие объекты недвижимого имущества находятся в разрушенном состоянии из-за ветхости, это означает, что в данном случае за собственником сохраняется право на земельные участки, на которых находятся объекты, при условии начала восстановления их в установленном порядке в течение трех лет, и только после их восстановления собственник объектов может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и во взаимосвязи с положениями статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник, в силу прямого указания закона, сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации
Отказывая в удовлетворении требования об обязании Управления принять решение и издать распорядительный акт о предоставлении в собственность ООО "Стремилово" земельного участка, направить проект договора, суды первой и апелляционной инстанций на основании данных судебной экспертизы о том, что здания и сооружения разрушены, правильно установили, что эксплуатация заданий и сооружений, находящегося в собственности общества невозможна, поскольку они подвергнуты разрушению. Данный вывод судов соответствует нормам материального права и материалам дела.
Довод общества о том, что обстоятельства разрушения зданий и сооружений, препятствующих их эксплуатации, не установлены надлежащими доказательствами, апелляционным судом правильно отклонен, поскольку из фотоматериала, приложенного к заключению эксперта, видно, что здания и сооружения заявителя не имеют крыши, в оконных проемах отсутствуют рамы, не имеется дверей и функционирующих коммуникаций для обеспечения их эксплуатации. Также данные обстоятельства подтверждаются и сведениями, изложенными в заключении эксперта.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду обществом не представлено.
Довод общества о том, что здания на момент подачи заявления о выкупе в 2011 году были в состоянии, позволяющем их эксплуатацию без восстановительного ремонта, также правомерно отклонен, поскольку не подтвержден и не имеет правового значения, поскольку на дату рассмотрения вопроса об обязании Управления заключить договор купли-продажи, объекты недвижимости находятся в разрушенном состоянии, в котором невозможна их эксплуатация без восстановления.
Доказательств восстановления зданий и сооружений, после которого собственник мог бы ставить вопрос о предоставлении земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Заявитель, как законный пользователь земельного участка, находящегося под спорными зданиями, обладает правом на ремонт и восстановление своего имущества, и не лишен возможности, оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, в частности договора аренды. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно пунктам 13 и 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Соответственно, общество, приобретая объекты недвижимости, ранее принадлежавшие войсковой части, приобрело право на использование земельного участка, который занят этими объектами недвижимости, в том числе в целях их восстановления и ремонта.
С учетом изложенного, апелляционным судом обоснованно отклонен довод общества о том, что в отсутствие у него титульных прав на земельный участок, к рассматриваемому спору неприменима правовая позиция, изложенная в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 в„– 6811/09, от 08.06.2010 в„– 292/10, а также статья 39 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшая дату подачи заявления о выкупе, так же как и статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
По основанию, предусмотренному статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации существующих объектов недвижимости, а разрушенные объекты до их восстановления и ввода в эксплуатацию не могут быть использованы
С учетом данных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления обязанности по заключению с обществом договора купли-продажи спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 года по делу в„– А41-83368/14 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Стремилово" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------