Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2016 N Ф05-19369/2015 по делу N А41-8220/15
Требование: О признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Из выписки из ЕГРП следует, что правообладателем земельного участка является Российская Федерация. Однако орган местного самоуправления полагает, что право собственности РФ на спорный участок было зарегистрировано в нарушение законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на спорном земельном участке не расположены и не располагались ранее здания, строения, сооружения, находящиеся или находившиеся ранее в собственности РФ, участок, переданный в аренду 3-му лицу, свободен от объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности иным лицам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу в„– А41-8220/15

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Попкова А.В. (дов. в„– 120 от 30.12.2015 г.);
от истца (заявителя) Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Попкова А.В. (дов. в„– 05 от 11.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Скорпион": не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 16 февраля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 г.,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Бархатовым В.Ю., Коротковой Е.Н.
по делу в„– А41-8220/15
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966; 143005, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, 28), Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004060014; 143005, Московская область, г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, 28)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 107139, г. Москва, Орликов пер., 3, 1), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143402, Московская область, г. Красногорск, улица Речная, 8), обществу с ограниченной ответственностью "Скорпион" (ОГРН 1025004059827; 143005, Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, 151)
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
третье лицо: Правительство Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, 143969, Московская область, г. Реутов, пр-т Юбилейный, д. 54),

установил:

25 апреля 2001 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района Московской области (далее - истец, Комитет) (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Скорпион" (далее - ООО "Скорпион", арендатор) был заключен договор аренды земельного участка в„– 991, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду с правом последующего выкупа земельный участок, площадью (S) 713 кв. м согласно прилагаемой экспликации и постановлению Главы Одинцовского района в„– 584 от 19 марта 2001 г. по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Ликино, для строительства аптеки.
Договор заключен сроком на 10 лет, вступает в силу с 01 мая 2001 г. и действует по 30 апреля 2011 г. (пункт 3.1 договора).
Указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 20 августа 2001 г. за государственным регистрационным номером 50-01/20-28/2001-109.
Поскольку по истечении срока действия договора в„– 991 арендатор продолжал пользоваться арендуемым земельным участком в отсутствие возражений арендодателя, спорный договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.
25 мая 2007 г. за ООО "Скорпион" было зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке, а именно здание: торговый центр (аптека), назначение: нежилое, общей площадью 239,30 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 мая 2007 г. серии 50 НБ в„– 415024.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в„– 20/001/2014-6030 от 28 ноября 2014 г. следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070208:77 является Российская Федерация.
Ссылаясь на то обстоятельство, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано в нарушение законодательства, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - истец, Администрация) и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 713 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070208:77, вид разрешенного использования - "для строительства аптеки", категория земель - "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Ликино, д. 11 А", обремененный договором аренды от 25 апреля 2001 г. в„– 991.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), ООО "Скорпион", Правительство Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2015 г. исковые требования удовлетворены, признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 713 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0070208:77, вид разрешенного использования - "для строительства аптеки", категория земель - "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Ликино, д. 11 А, обремененный договором аренды от 25 апреля 2001 г. в„– 991. В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения исковых требований Администрации Одинцовского муниципального района Московской области. В удовлетворении исковых требований Администрации Одинцовского муниципального района Московской области отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области просят об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, касающиеся срока исковой давности.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ООО "Скорпион" и Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истцов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации, суд апелляционной инстанции указал на истечение срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что отсутствие нахождения спорного недвижимого имущества, право собственности в отношении которого Администрация просит признать отсутствующим, во владении муниципального образования на момент рассмотрения дела свидетельствует об отсутствии у Администрации права на предъявление соответствующих исковых требований.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304 ГК РФ) исковая давность не распространяется.
В пункте 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в„– 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ. Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. в„– 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
Принимая во внимание, что истцами заявлено требование о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, суд кассационной инстанции полагает, что судом апелляционной инстанции сделан необоснованный вывод о необходимости применения срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. в„– 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. в„– 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. в„– 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судом первой инстанции установлено, что на спорном земельном участке не расположены и не располагались ранее здания, строения, сооружения, находящиеся или находившиеся ранее в собственности Российской Федерации; земельные участки не предоставлены органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; данные земельные участки не находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; указанные земельные участки не предоставлены в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Спорный земельный участок, переданный в аренду ООО "Скорпион", свободен от объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности иным лицам.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Учитывая изложенное постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 г. подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2015 г. - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 г. по делу в„– А41-8220/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2015 г. по тому же делу оставить в силе.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------