Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2016 N Ф05-4/2016 по делу N А40-68501/2015
Требование: О признании незаконным бездействия должностного лица в части уклонения от выполнения действий по получению разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного здания.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорное здание предназначено для охраны территории, на которой размещена войсковая часть, а учреждение в предусмотренном законом порядке зарегистрировать право собственности РФ на здание не имеет возможности ввиду того, что спорный объект отнесен к объектам военной инфраструктуры, в связи с чем с заявлениями о регистрации права собственности РФ необходимо обратиться в регистрационный орган.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. по делу в„– А40-68501/2015(145-534)

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства обороны Российской Федерации: Ходовой М.А. (дов. в„– 212/2/1087 от 06.10.2015 г.);
рассмотрев 11 февраля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2015 г.,
принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу в„– А40-68501/2015 (145-534)
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1042202260980; 656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 105)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о признании незаконным бездействия

установил:

в 2010 году Федеральным казенным учреждением "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Алтай", заявитель) завершены работы по реконструкции участка федеральной автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт", км 183 - км 202.
Согласно выданным войсковой частью в„– 52929 техническим условиям и полученному от Федерального дорожного агентства согласию на использование средств в пределах общей стоимости инженерного проекта по реконструкции участка федеральной автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт" на земельном участке с кадастровым номером 22:73:010201 ФКУ Упрдор "Алтай" возведено здание контрольно-пропускного пункта по пропуску автомобильного транспорта (далее - здание КПП ВАИ) с адресом местоположения: Алтайский край, п. ЗАТО Сибирский, автодорога М-52 "Чуйский тракт", км 183 - км 292, ПК 121 + 00.
Указанное здание КПП ВАИ поставлено на баланс ФКУ Упрдор "Алтай" в связи с его возведением в ходе реконструкции федеральной автомобильной дороги.
Земельный участок с кадастровым номером 22:73:010201 отнесен к землям населенных пунктов, для строительства здания КПП ВАИ не отводился.
В соответствии с кадастровым паспортом владельцем указанного земельного участка является Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
По проекту строительства здания КПП ВАИ и ГОСТ Р 54257-2010 возведенное здание КПП ВАИ является строением с пониженным уровнем ответственности.
В соответствии с технической характеристикой здания КПП ВАИ (по проекту), а также в силу пункта 3 части 17 статьи 51 и части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на его строительство не требуется.
Для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект необходим правоустанавливающий документ - разрешение на ввод в эксплуатацию.
Поскольку Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) является единственным органом, уполномоченным на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры и регистрацию права собственности Российской Федерации на данные объекты, ФКУ Упрдор "Алтай" направило воинской части в„– 52929 соответствующее заявление (письмо) в„– 105/6 от 15 апреля 2013 г. и пакет документов, а именно: проект на строительство здания КПП ВАИ; акт рабочей комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством здания КПП ВАИ; кадастровый и технический паспорта на выстроенное здание КПП ВАИ; письмо Управления Росреестра по Алтайскому краю в„– 28/001/2011-407 от 16 сентября 2011 г. об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на выстроенное здание КПП ВАИ; письмо в/ч 52929 от 10 апреля 2007 г. в„– 315 о технических условиях на строительство здания КПП ВАИ; письмо Федерального дорожного агентства от 19 мая 2008 г. в„– 01-28/4757 о согласии на использование средств по реконструкции федеральной автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт", на участке км 183 - км 202, в сумме 6 400,19 тыс. руб. на строительство здания КПП ВАИ; акт обследования в„– 1 от 29 марта 2012 г. о состоянии пожарной безопасности здания КПП ВАИ; акт обследования строительных конструкций здания КПП ВАИ, выполненного ООО "Архпроект+", для получения разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного здания КПП ВАИ.
Из письма в„– 35/50 от 24 апреля 2013 г. следует, что поскольку Департамент имущественных отношений Минобороны России реализует полномочия Минобороны России по управлению имуществом подведомственных Минобороны России организаций, находящимся на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные документы воинской частью в„– 52929 были представлены в Департамент имущественных отношений Минобороны России.
В соответствии с письмом Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в„– 141/5/3/3002 от 14 марта 2014 г. представленные в войсковую часть в„– 52929 документы на выстроенное здание КПП ВАИ Департаментом имущественных отношений переданы в Департамент строительства Минобороны России, который организует деятельность по строительству и капитальному ремонту объектов, покупке жилья.
На обращение ФКУ Упрдор "Алтай" в„– 212/5 от 31 июля 2014 г. о принятых Департаментом строительства Минобороны России мерах по получению разрешения на ввод выстроенного здания КПП ВАИ в эксплуатацию поступил ответ в„– 153/4/2393 от 26 августа 2014 г. об отсутствии у него указанных документов.
Для принятия мер по получению разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного здания КПП ВАИ и регистрации Минобороны России права собственности Российской Федерации на данный объект ФКУ Упрдор "Алтай" направило в адрес Минобороны России обращение в„– 23/3 от 23 января 2015 г.
Указанное обращение было получено Минобороны России 30 января 2015 г., однако какие-либо действия не произведены.
Считая свои права нарушенными, ФКУ Упрдор "Алтай" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минобороны России о признании незаконным бездействия в части уклонения от выполнения действий по получению разрешения на ввод в эксплуатацию выстроенного здания контрольно-пропускного пункта по пропуску автомобильного транспорта с адресом местоположения: Алтайский край, п. ЗАТО Сибирский, автодорога М-52 "Чуйский тракт", км 183 - км 202, ПК 121 + 00.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Минобороны России по регистрации права собственности Российской Федерации на выстроенное здание КПП ВАИ, с адресом местоположения: Алтайский край, п. ЗАТО Сибирский, автодорога М-52 "Чуйский тракт", км 183 - км 202, ПК 121 + 00. Суд обязал в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить действия необходимые для регистрации здания КПП ВАИ и зарегистрировать указанный объект.
В кассационной жалобе Минобороны России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку в рассматриваемом случае Минобороны России не является уполномоченным представителем собственника - Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ФКУ Упрдор "Алтай" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Минобороны России поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ФКУ Упрдор "Алтай" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В силу пункта 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав).
Представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания вспомогательного здания является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Форма декларации утверждена Приказом Минэкономразвития России в„– 447 от 03 ноября 2009 г.
Согласно пунктам 10 и 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. в„– 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации в„– 221 от 10 марта 2000 г. объекты военной инфраструктуры - это специальные технологические комплексы, здания и сооружения, предназначенные для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также военные городки, производственные предприятия, общественные здания и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. в„– 1082, установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно указанному Положению Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выдает разрешения на строительство, осуществляет государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 69).
Осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженными Силами (пункт 71).
Приказом Минобороны России от 23 мая 2012 г. в„– 1250 утвержден Регламент на оказание Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры в лице Управления и отделов архитектурно-строительного надзора.
На основании подпунктов "к" и "п" и части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. в„– 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним и осуществляет выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. в„– 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество вооруженных сил отнесено к объектам федеральной собственности.
По смыслу приведенных положений Минобороны России является органом, уполномоченным на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры и регистрацию права собственности Российской Федерации на данные объекты.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что спорное здание КПП ВАИ предназначено для охраны территории, на которой размещена войсковая часть, а ФКУ Упрдор "Алтай" в предусмотренном законом порядке зарегистрировать право собственности Российской Федерации на здание КПП ВАИ не имеет возможности ввиду того, что спорный объект отнесен к объектам военной инфраструктуры, в связи с чем с заявлениями о регистрации права собственности Российской Федерации необходимо обратиться в регистрационный орган Минобороны России; здание КПП ВАИ размещено на земельном участке, предоставленном Минобороны России, и схему с указанием места расположения КПП ВАИ относительно производственных объектов войсковой части в„– 52929 в границах занимаемого воинской частью земельного участка может предоставить только Минобороны России.
Поскольку доказательств принятия Минобороны России действий по регистрации здания КПП ВАИ, в том числе, в порядке, предусмотренном статьей 25.3 Закона о регистрации, ответчиком не представлено, суды пришли к выводу о нарушении прав заявителя, за которым числится указанное здание на балансе, и, следовательно о бездействии Минобороны России по регистрации спорного имущества.
При этом судами принято во внимание, что в 2011 году ФКУ Упрдор "Алтай" обращалось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с соответствующим заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на выстроенное им здание КПП ВАИ, однако по причине отсутствия полученного для этих целей разрешения на ввод в эксплуатацию заявителю было отказано в ее проведении.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Минобороны России указывает, что отказ Управления Росреестра по Алтайскому краю в установленном законом порядке обжалован не был.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку право на его обжалование принадлежит заявителю, а то обстоятельство, что он не был обжалован не лишает заявителя возможности обратиться в суд с настоящими требованиями.
Довод кассационной жалобы о том, что Минобороны России не осуществляло строительство данного объекта, в связи с чем не является уполномоченным представителем собственника - Российской Федерации, также подлежит отклонению, поскольку судами установлено, что строительство КПП осуществлялось в соответствии с техническими условиями в/ч 52929.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г. по делу в„– А40-68501/2015 (145-534) оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------