Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2016 N Ф05-8205/2016 по делу N А41-96020/15
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании зарегистрировать право.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что регистрирующий орган необоснованно отказал в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок со ссылкой на то, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности РФ на земельный участок, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения РФ, являются собственностью РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2016 г. по делу в„– А41-96020/15

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Красновой С.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Новиков С.В., доверенность 16.12.2015;
от третьих лиц: от ПАО "Газпром": Казакова Н.П., доверенность от 05.12.2015; от администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 23 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 17 февраля 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 11 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-96020/15
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации и обязании зарегистрировать право
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица: публичное акционерное общество "Газпром", администрация Лотошинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, управление), в котором просило суд:
- признать незаконным отказ управления от 08.09.2015 в„– 50-50/001-50/001/004/2015-6261 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9;
- обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром"), администрация Лотошинского муниципального района Московской области (далее - администрация), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель и третьи лица - администрация Лотошинского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной инстанции.
Представитель третьего лица - ПАО "Газпром" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - газопровод-отвод и газораспределительная станция п. Лотошино, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:02:0040224:9, площадью 2.688 кв. м.
Согласно кадастровому плану указанного земельного участка, он имеет вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации наземных объектов обслуживания газопровода-отвода к п. Лотошино (от 0,0 км до 0,8 км, подключенный на 210 км магистрального газопровода "Серпухов-Ленинград") и ГРС "Лотошино". Согласно разделам В1 - В6 кадастрового плана, на земельном участке расположено пять наземных объектов обслуживания газопровода-отвода: КП 153/1 (10 кв. м), КП210/1 (37 кв. м), свеча лот/0.2/с (4 кв. м), опора ЛЭПЛОТ/1 (11 кв. м), тр. будка (16 кв. м) и здание ГРС Лотошино (2.610 кв. м).
17.07.2015 ПАО "Газпром", на основании доверенности от ТУ Росимущества в Московской области, обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9 с приложением необходимых документов.
Сообщением от 31.08.2015 в„– 50-50/001-50/001/004/2015-6261 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок со ссылкой на то, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9, а также документы, подтверждающие, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, входящие в состав единой системы газоснабжения.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ), в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16 - 18 Федерального закона в„– 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона в„– 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Федеральным законом от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона в„– 69-ФЗ, газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона в„– 69-ФЗ, федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона в„– 69-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Судами установлено, что согласно кадастровому плану указанного земельного участка, он имеет вид разрешенного использования "для размещения и эксплуатации наземных объектов обслуживания газопровода-отвода к п. Лотошино (от 0,0 км до 0,8 км), подключенный на 210 км магистрального газопровода "Серпухов-Ленинград") и ГРС "Лотошино". Согласно разделам В1 - В6 кадастрового плана, на земельном участке расположено пять наземных объектов обслуживания газопровода-отвода: КП 153/1 (10 кв. м), КП210/1 (37 кв. м), свеча лот/0.2/с (4 кв. м), опора ЛЭПЛОТ/1 (11 кв. м), тр. будка (16 кв. м) и здание ГРС Лотошино (2.610 кв. м).
Кассационная коллегия считает правомерным вывод судов о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:02:0040224:9 относятся к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2016 года по делу в„– А41-96020/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
С.В.КРАСНОВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------