Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2016 N Ф05-8090/2016 по делу N А41-87026/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании принять решение о предоставлении в аренду участка и заключении краткосрочного договора аренды.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нарушением процедуры предоставления земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у органа местного самоуправления на момент обращения общества с заявлением имелись полномочия по распоряжению испрашиваемым обществом земельным участком.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу в„– А41-87026/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Русаковой О.И.,
судей Петровой В.В., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" - Боронина Л.Г., доверенность от 16.10.2015,
от ответчика Администрации Красногорского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен,
от третьего лица Минмособлимущество - представитель не явился, извещен,
рассмотрев 16 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Красногорского муниципального района Московской области
на постановление от 06 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Мищенко Е.А.,
по иску ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск"
к Администрации Красногорского муниципального района Московской области
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка и заключении краткосрочного договора аренды,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Золотая Вертикаль-Красногорск" (далее - ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным и необоснованным отказа Администрации в предоставлении ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010302:3122 площадью 732 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, г. Красногорск, ул. Железнодорожная, между д. 37 и д. 35, содержащегося в письме от 10.09.2015 г. в„– 1.2.6-86/1914; обязании Администрации принять решение о предоставлении ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" в аренду названного земельного участка для размещения автостоянки и о заключении краткосрочного договора аренды земельного участка сроком на 11 месяцев.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество, третье лицо).
Решением от 29.01.2016 г. Арбитражного суда Московской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 06.04.2016 г. Десятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения требования ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" об обязании Администрации принять решение о предоставлении ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010302:3122 площадью 732 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, г. Красногорск, ул. Железнодорожная, между д. 37 и д. 35, для размещения автостоянки и заключения краткосрочного договора аренды земельного участка сроком на 11 месяцев, заявитель указывает на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение апелляционным судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. Так, заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на положения 29 Земельного кодекса Российской Федерации, приводит довод об отнесении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду к компетенции органа местного самоуправления.
В судебном заседании представитель ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в обжалуемом постановлении суда апелляционной инстанции и представленном в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу.
Администрация Красногорского муниципального района Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области, извещенные в установленном законом порядке о месте и времени разбирательства по кассационной жалобе, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Судом приняты все меры к надлежащему извещению лиц, участвующих в деле, с направлением по имеющимся в деле адресам судебных извещений. Информация о судебном заседании своевременно размещена судом кассационной инстанции в картотеке арбитражных дел на сайте http://kad.arbitr.ru в сети Интернет согласно отчету о публикации судебного акта.
Неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание при надлежащем их извещении не препятствует в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению дела в настоящем судебном заседании.
Арбитражный суд кассационной инстанции, выслушав представителя ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск", обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.11.2014 г. ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на 11 месяцев земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, ул. Железнодорожная, вблизи д. 37, площадью 0,0732 га под размещение автостоянки.
06.12.2014 г. в газете "Красногорские вести" (в„– 205-206) опубликовано сообщение о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка площадью 732 кв. м под размещение автостоянки, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Железнодорожная, вблизи д. 37.
06.12.2014 г. ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" повторно обратилось с заявлением в Администрацию о предоставлении участка, указанного в газете "Красногорские вести" (в„– 205-206).
Постановлением Администрации от 23.01.2015 в„– 117/1 утверждена схема расположения земельного участка площадью 732 кв. м на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, Красногорском районе, г. Красногорске, ул. Железнодорожная, между д. 37 и д. 35, в юго-западной части кадастрового квартала 50:11:0010302; земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.02.2015 г. с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0010302:3122.
28.03.2015 г. в газете "Красногорские вести" (в„– 39) опубликовано сообщение о предоставлении в краткосрочную аренду сроком на 11 месяцев земельного участка площадью 732 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010302:3122, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения автостоянки, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, г. Красногорск, ул. Железнодорожная. между д. 37 и д. 35.
27.04.2015 г. ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010302:3122 в аренду сроком на 11 месяцев.
Отказ Администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка, оформленный письмом от 10.09.2015 г. в„– 1.2.6-86/1914, послужил основанием для обращения ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск", начиная с 14.11.2014 г. неоднократно обращалось с заявлением к Администрации о предоставлении спорного земельного участка в аренду (не сформирован на момент подачи заявления 14.11.2014) для целей, не связанных со строительством - под размещение автостоянки в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г., по состоянию на 01.03.2015 г. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена, месячный срок для рассмотрения Администрацией заявления о предоставлении земельного участка на 01.03.2015 г. истек, учитывая соблюдение принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности каждой из процедур предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в том числе соблюдение Администрацией пункта 2.3 утвержденного Постановлением Главы Красногорского муниципального района от 14.10.2008 в„– 2310/10 Порядка предоставления в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также то, что после выхода каждой из публикаций в газете "Красногорские вести" (от 06.12.2014 и 28.03.2015) было выдержано достаточно времени для обращения третьих лиц, при отсутствии в материалах дела доказательств обращения иных лиц с заявлением в Администрацию о предоставлении спорного земельного участка, обоснованно посчитал оспариваемый в судебном порядке отказ Администрации по предоставлению испрашиваемого земельного участка в аренду, оформленного письмом от 10.09.2015 г. в„– 1.2.6-86/1914, незаконным и нарушающим права и законные интересы ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно создает препятствия для ее осуществления.
При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 171-ФЗ) в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.03.2015 г.), но не позднее 01.01.2018 г.
Суд апелляционной инстанции, установив, что схема расположения испрашиваемого земельного участка утверждена постановлением Администрации от 23.01.2015 г. в„– 117/1, и на кадастровый учет названный земельный участок поставлен 20.02.2015 г., то есть до дня вступления в силу Закона в„– 171-ФЗ, пришел к правильному выводу о применении в данном случае положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод кассационной жалобы об отнесении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду к компетенции органов местного самоуправления отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Статьей 29 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшим до 01.03.2015 г., распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 названного Закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит правильными выводы апелляционного суда о том, что у Администрации на момент обращения истца с вышеназванным заявлением имелись полномочия по распоряжению испрашиваемым ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" земельным участком.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела, а также толкование положений закона не означает допущенной судом ошибки, доводы кассационной жалобы являлись предметом судебной оценки суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку обстоятельств, установленных арбитражным судом по настоящему делу, что не входит в круг установленных ч. 1 ст. 286, п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление от 06 апреля 2016 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А41-87026/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Красногорского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
О.И.РУСАКОВА

Судьи
В.В.ПЕТРОВА
О.А.ШИШОВА


------------------------------------------------------------------