Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2016 N Ф05-19492/2016 по делу N А41-24826/16
Требование: Об изъятии земельного участка.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал на то, что общество в течение установленного периода времени не использует по целевому назначению земельный участок сельскохозяйственного назначения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт неиспользования земельного участка по целевому назначению, а также отсутствие со стороны общества проведения работ по рекультивации земельного участка и его виновность в невыполнении требований предписаний уполномоченных органов подтверждаются материалами дел об административных правонарушениях и судебными актами, вступившими в законную силу.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2016 г. по делу в„– А41-24826/16

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от истца: Беляева А.Р., доверенность от 11.01.2016;
от ответчика: Лощинина В.В., доверенность от 26.09.2016;
от третьих лиц: от Минсельхозпрода: Захаров М.Е., доверенность от 13.01.2016; от Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 14 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ООО "Трал"
на решение от 15 июля 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 30 сентября 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В.,
по делу в„– А41-24826/16
по иску Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055)
об изъятии земельного участка
к обществу с ограниченной ответственностью "Трал" (ОГРН: 1075007005248),
третьи лица: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области,

установил:

Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минмособлимущество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трал" (далее - ООО "Трал", общество) об изъятии для продажи с публичных торгов в связи с неиспользованием земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности: земельный участок с кадастровым номером 50:04:0270901:14, площадью 100.004 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Целеевский с.о., дер. Новлянки, участок находится примерно в 400 м по направлению на запад от ориентира въезд в дер. Новлянки, расположенный за пределами участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям), Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Минсельхозпрод).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Трал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца и третьего лица - Минсельхозпрода возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "Трал" с 26.02.2008 является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:04:0270901:14, площадью 100.004 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, Целеевский с.о., дер. Новлянки, участок находится примерно в 400 м по направлению на запад от ориентира въезд в дер. Новлянки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям 16.10.2012 составлен акт в„– 08/28/150 планового обследования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, входящих в кадастровый квартал в„– 50:04:0270901, расположенный на территории Дмитровского района Московской области, по результатам которого установлено, что из входящих в него 10 земельных участков, общей площадью 159 га, расположенных на территории Дмитровского района, в сфере земельного законодательства выявлены нарушения на участке 50:04:0270901:14, а именно: на земельном участке обнаружен не разрабатываемый карьер, площадью 9.776 га, рекультивационные мероприятия не проводились.
Определением от 01.11.2012 в„– ЗЗЕМ-84/2012 Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям возбуждено дело об административном правонарушении на основании части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по факту нарушения земельного законодательства.
Старшим государственным инспектором Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям 07.12.2012 составлен протокол осмотра в„– ЗЗЕМ-84/201 принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, которым установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0270901:14 выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в нарушении плодородного слоя почвы в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы для производства работ по добыче полезных ископаемых, рекультивационные работы не проводятся.
Постановлением от 15.01.2013 в„– ЗЗЕМ-84/2012 Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, ООО "Трал" подвергнуто административному штрафу по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ в размере 30.000 руб.
Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям 15.01.2013 вынесено предписание в„– ЗЗЕМ-84/2012 об устранении нарушений законодательства, которым ООО "Трал" в срок до 28.02.2013 предписывалось провести полный комплекс необходимых мероприятий в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 в„– 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон в„– 101-ФЗ) земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:04:0270901:14.
Старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям 01.03.2013 составлен акт в„– 08/28/08 внеплановой выездной проверки юридического лица по месту расположения земельного участка с кадастровым номером 50:04:0270901:14, которым установлено, что требования предписания ООО "Трал" не исполнило.
26.03.2013 Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в адрес общества вынесено предписание в„– ЗЗЕМ-23/2013 об устранении нарушений законодательства, которым ООО "Трал" в срок до 01.07.2013 предписывалось провести полный комплекс необходимых мероприятий, в соответствии со статьей 8 Федерального закона в„– 101-ФЗ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:04:0270901:14.
Суды установили, что решением мирового судьи судебного участка в„– 26 Дмитровского судебного района Московской области от 09.09.2013 по делу в„– 5-522/2013 ООО "Трал" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.
Главным государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям 02.08.2013 составлен акт в„– 08/28/93 внеплановой выездной проверки ООО "Трал" по результатам проверки предписания от 26.03.2013 в„– ЗЗЕМ-23/2013, которым установлено, что ООО "Трал" не устранило нарушение, предписание от 26.03.2013 в„– ЗЗЕМ-23/2013 не выполнено.
02.08.2013 Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям принято предписание в„– ЗЗЕМ-53/2013 об устранении нарушений законодательства, которым ООО "Трал" в срок до 04.11.2013 предписывалось устранить нарушения, выявленные в ходе проведения проверки от 02.08.2013 в„– ЗЗЕМ-53/2013, выразившееся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 50:04:0270901:14.
Постановлением мирового судьи судебного участка в„– 26 Дмитровского судебного района Московской области от 09.09.2013 ООО "Трал" подвергнуто административному взысканию по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб.
Отделом земельного надзора Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям 11.11.2013 составлен акт в„– 08/28/160 внеплановой выездной проверки ООО "Трал" с целью исполнения требований ранее выданного предписания от 02.08.2013 в„– ЗЗЕМ-53/2013, которым установлено, что ООО "Трал" не устранило нарушение, предписание от 02.08.2013 в„– ЗЗЕМ-53/2013 не выполнено.
12.11.2013 Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в адрес общества вынесено предписание в„– ЗЗЕМ-97/2013 об устранении нарушений законодательства, которым ООО "Трал" в срок до 30.05.2014 предписывалось устранить нарушения, выявленные в ходе проведения проверки от 02.08.2013 в„– ЗЗЕМ-53/2013, выразившееся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0270901:14.
Постановлением мирового судьи судебного участка в„– 26 Дмитровского судебного района Московской области от 27.12.2013 ООО "Трал" подвергнуто административному взысканию по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10.000 руб.
Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям 21.01.2015 в адрес общества вынесено предписание, в котором обществу предлагалось в срок до 20.07.2015 устранить выявленные нарушения.
Постановлением мирового судьи судебного участка в„– 26 Дмитровского судебного района Московской области от 18.03.2015 ООО "Трал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, за неисполнение ранее выданного предписания, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10.000 руб.
30.07.2015 Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в очередной раз в адрес общества вынесено предписание, в котором обществу предлагалось в срок до 30.10.2015 устранить выявленные нарушения.
Постановлением мирового судьи судебного участка в„– 26 Дмитровского судебного района Московской области от 19.10.2015 ООО "Трал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100.000 руб.
02.12.2015 в отношении общества была проведена очередная проверка, по результатам которой в адрес общества направлено предписание от 11.12.2015, в котором в очередной раз обществу предписывалось разработать проект рекультивации нарушенных земель и ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот в срок до 15.03.2016.
Неисполнение указанных предписаний послужило основанием для обращения Минмособлимущества в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 14.4 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 в„– 842/27, Минмособлимущество вправе обращаться в установленном порядке с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников, в связи с его ненадлежащим использованием, либо в случае, если земельный участок не используется в течение установленного законом срока для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Минмособлимущество ссылаясь на то, что ООО "Трал" земельный участок с кадастровым номером 50:04:0270901:14 не использует по целевому назначению, обратилось в суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом в„– 101-ФЗ (пункт 3 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ предусмотрено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ).
В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4 статьи 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ).
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания (пункт 5 статьи 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ, в случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание:
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 в„– 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи (пункт 7 статьи 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ).
Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 23.04.2012 в„– 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации".
Согласно указанному Постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременном вовлечении земель в оборот, осуществляют собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 в„– 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" устанавливается, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно совместному приказу Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в„– 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству в„– 67 от 22.12.1995 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее - Основные положения), рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений, рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивация земельного участка осуществляется в соответствии с разработанным проектом рекультивации.
Проект рекультивации подлежит обязательной экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Материалами дел об административных правонарушениях и судебными актами, вступившими в законную силу, подтверждается факт неиспользования земельного участка по целевому назначению, а также отсутствие со стороны общества проведения работ по рекультивации земельного участка и виновность ООО "Трал" в невыполнении требований предписаний Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям.
Судами правомерно отклонены доводы ответчика о невозможности проведения рекультивации земельного участка ввиду изменения состава участников общества, поскольку смена участников общества не может свидетельствовать о прерывании срока, в течение которого земельный участок должен использоваться по целевому назначению.
Суды указали, что материалами дела подтверждается, что первый факт неиспользования земельного участка был выявлен в ноябре 2012 года, в январе 2013 года обществу уже направлено предписание по устранению выявленных нарушений. Доказательств того, что общество в течение срока, указанного в предписании и в дальнейшем в течение трех лет, после выявления данного факта приступило к разработке проекта рекультивации земельного участка и его согласования с соответствующими органами государственной власти в суд не представлено.
Сам факт выдачи ордеров на проведение земляных работ, полученных 29.07.2014 и 21.04.2014, по вертикальной планировке не свидетельствуют о том, что данные работы обществом стали проводиться. Более того, без разработанного проекта рекультивации земельного участка общество не имело возможности проводить какие-либо земельные работы на земельном участке, связанные с его рекультивацией.
Доказательства "погашения" обществом в добровольном порядке административных штрафов, наложенных в ходе дел об административных правонарушениях, не свидетельствует об освобождении общества от обязанности по целевому использованию земельного участка и не свидетельствует о прекращении самого факта выявленного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно положениям статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждается факт неиспользования обществом земельного участка по целевому назначению, а также имеются основания для изъятия земельного участка в соответствии с положениями Федерального закона в„– 101-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2016 года по делу в„– А41-24826/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Трал" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------