Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2016 N Ф05-19751/2016 по делу N А40-31926/2016
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и обязании принять решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов РФ.
Обстоятельства: Оспариваемым решением отказано во внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов РФ в области освоения лесов в связи с тем, что инвестиции, осуществляемые в проект, отстают от графика финансирования, отсутствует документальное подтверждение наличия собственных и заемных средств.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку принятое на основании п. 8 Порядка внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов решение соответствует закону и не нарушает права и интересы общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2016 г. по делу в„– А40-31926/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" - Стафилов Э.С. по дов. от 07.12.2015 в„– 155, Кондрашова А.В. по дов. от 07.12.2015 в„– 154,
от заинтересованного лица - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - Кимлык И.С. по дов. от 24.12.2015 в„– МД-60361/14,
от третьих лиц - Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - не явился, извещен,
Федерального агентства лесного хозяйства - не явился, извещен,
рассмотрев 21 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на постановление от 17 октября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.,
по делу в„– А40-31926/2016,
по заявлению ООО "Крестецкий лесопромышленный комплекс"
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
о признании незаконным решения и обязать принять решение,
третьи лица: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области; Федеральное агентство лесного хозяйства

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" (далее - ООО "Крестецкий ЛПК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России, министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов, оформленное письмом от 15.01.2016 в„– 988/13, и обязании принять решение о внесении изменений Перечень приоритетных инвестиционных проектов Российской Федерации в области освоения лесов.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области; Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2016 в удовлетворении заявления ООО "Крестецкий ЛПК" было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016, решение суда отменено, требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебным актом апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы и требования кассационной жалобы поддержал. Представитель заявителя против доводов кассационной жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии решения и постановления, суд кассационной инстанции находит основания для удовлетворения требований кассационной жалобы и отмены постановления апелляционного суда.
Так, согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. в„– 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон в„– 39-ФЗ).
Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона в„– 39-ФЗ определено, что:
- инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
- приоритетный инвестиционный проект - это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года в„– 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение), пунктом *** которого установлено, что ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Приказом Минпромторга России от 23 марта 2012 года в„– 297 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект заявителя "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Пунктом 17 Положения предусмотрено, что инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта. Заинтересованный орган рассматривает отчет о ходе реализации инвестиционного проекта и представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства доклад о результатах его реализации. Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ) (пункт 18 Положения).
Минпромторг России, рассмотрев доклад о результатах реализации указанного выше инвестиционного проекта общества, руководствуясь пунктом 18 Положения, направил в адрес Администрации Новгородской области письмо с предложением в срок до 01 апреля 2015 года провести анализ реализации указанного инвестиционного проекта и после его проведения представить подробный доклад, также указав, что в силу пункта 19 Положения нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год является одним из оснований для принятия заинтересованным органом субъекта Российской Федерации решения о направлении предписания о необходимости устранения нарушений в части отставания от графика реализации проекта (исх. в„– 13-640 от 13 февраля 2015 года).
05 марта 2015 года в министерство поступило письмо Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - Комитет) от 04 марта 2015 года в„– ЛХ-1059-И о внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект заявителя (вх. в„– МП-24781), в связи с чем 08 апреля 2015 года в Минпромторге России состоялось совещание у директора Департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса по вопросу реализации приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" ООО "Крестецкий ЛПК", по итогам которого был составлен протокол от 08 апреля 2015 года в„– ПВ-1724/13 (далее - Протокол в„– ПВ-1724/13).
Согласно разделу I Протокола в„– ПВ-1724/13 причиной отставания от графика реализации приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" стал отказ американской компании поставлять оборудование для реализации проекта.
Также стало известно, что во исполнение пункта 19 Положения Комитетом выдано предписание ООО "Крестецкий ЛПК" от 20 февраля 2015 года в„– ЛХ-938-И о необходимости устранения нарушений при реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов - "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" в срок до 01 апреля 2015 года.
Согласно пункту 19 Положения в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в министерство. В случае непредставления в министерство копии указанного предписания последнее вправе направить инвестору собственное предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Копия этого предписания направляется в заинтересованный орган субъекта Российской Федерации. Отчет о выполнении данного Минпромторгом России предписания инвестор направляет в заинтересованный орган.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Положения договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, должен содержать следующие основания для досрочного расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя:
нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;
невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;
нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
Кроме того, по результатам проведения совещания заявителю было предложено представить в срок до 10 апреля 2015 года разрешительную документацию на строительство ТЭЦ, договор поставки ТЭЦ и письмо об отказе в осуществлении поставки ТЭЦ.
Рассмотрев представленные ООО "Крестецкий ЛПК" документы, Минпромторгом России сделаны следующие выводы:
- заявителем не представлено документального подтверждения наличия собственных и (или) заемных средств в размере заявленных инвестиций (5318,4 млн руб.), что в свою очередь не соответствует требованиям пункта 7 Положения, поскольку имеется лишь документальное подтверждение средств общества на 25 млн долларов США (эквивалентно 1 600 млн руб.), таким образом, собственные средства ООО "Крестецкий ЛПК" обеспечивают только 30% от размера заявленных инвестиций.
Заявка по привлечению заемных средств для финансирования инвестиционного проекта находится на рассмотрении в ГК "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" более полугода и решение по ней не принято;
- инвестирование в проект "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" осуществляется с отставанием от графика финансирования.
05 июня 2015 года в Минпромторг России поступило письмо Комитета от 26 мая 2015 года в„– ЛХ-2026-И об отзыве до 31 декабря 2015 года ранее выданного ООО "Крестецкий ЛПК" предписания от 20 февраля 2015 года в„– ЛХ-938-И и о принятии Минпромторгом России решения по внесению изменений в приоритетный инвестиционный проект ООО "Крестецкий ЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области".
16 октября 2015 года Минпромторгом России было проведено совещание у директора Департамента химико-технологического и лесопромышленного комплекса по вопросу реализации приоритетного инвестиционного проекта ООО "Крестецкий ЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" (протокол в„– ПВ-4539/13), по итогам которого решено:
- Минпромторгу России направить в Прокуратуру Новгородской области запрос о проверке на законность отзыва Комитетом предписания, выданного ООО "Крестецкий ЛПК";
- ООО "Крестецкий ЛПК" представить документальное подтверждение наличия собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в размере заявленных инвестиций.
В этой связи, Минпромторг России направил в Прокуратуру Новгородской области письмо с просьбой проверить законность отзыва предписания, выданного ООО "Крестецкий ЛПК" (исх. в„– 45774/13 от 29 октября 2015 года).
По результатам проведенной Прокуратурой Новгородской области проверки доводов, изложенных в письме Минпромторга России от 29 октября 2015 года в„– 45774/13, установлено следующее:
- Комитетом в адрес заявителя не направлялась информация об отзыве предписания от 20 февраля 2015 г. в„– ЛХ-938-И, - действие предписания не приостанавливалось;
- сроки, указанные в предписании не изменялись;
- предусмотренные Положением полномочия не применялись Комитетом, в связи с не поступлением из Минпромторга России информации о результатах рассмотрения направленных в марте 2015 года изменений в приоритетный инвестиционный проект ООО "Крестецкий ЛПК".
Указанная информация представлена письмом Прокуратуры Новгородской области 17 декабря 2015 года в„– 7-1155-2015 (вх. в„– МП-168021 от 29 декабря 2015 года).
Также, Минпромторгом России в адрес Внешэкономбанка направлено письмо от 13 ноября 2015 года в„– КГ-49149/13 с просьбой сообщить о предоставлении обществу заемных средств, необходимых для реализации приоритетного инвестиционного проекта.
В ответ на вышеуказанное письмо министерства Внешэкономбанк сообщил, что 09 ноября 2015 года в банке проведено совещание с представителями заявителя по обсуждению вопросов и замечаний Внешэкономбанка по представленным ООО "Крестецкий ЛПК" документам и финансовой модели приоритетного инвестиционного проекта "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" и что после получения доработанного комплекта материалов банк в установленные нормативные сроки завершит предварительную экспертизу указанного инвестиционного проекта в целях определения возможности участия в его финансировании (вх. в„– МП-152158 от 27 ноября 2015 года).
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Положения внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Приказом Минпромторга России от 16 декабря 2011 года в„– 1755 "О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов" (зарегистрирован в Минюсте России 18 января 2012 года в„– 22952) утвержден Порядок внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка основанием для внесения изменений в приоритетный инвестиционный проект является решение заинтересованного органа, указанного в пункте 5 Положения, об утверждении заявки организации на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект. Заявка подается организацией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, в соответствующий заинтересованный орган.
Пунктом 6 Порядка определено, что заинтересованный орган в течение 30 календарных дней со дня приема заявки, а в случае реализации инвестиционного проекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в течение 45 календарных дней, принимает решение об утверждении заявки или решение об отказе в утверждении заявки.
В силу пункта 7 Порядка Минпромторг России в течение 14 рабочих дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
В соответствии с пунктом 8 Порядка основаниями для отказа в согласовании и утверждении заявки являются следующие случаи:
- несоответствие заявки требованиям пункта 13 Положения, за исключением наличия убытков в течение последних 3 лет;
- вносимые изменения ухудшают первоначальные технико-экономические показатели инвестиционного проекта;
- наличие оснований для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, предоставленных в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта, предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения;
- нарушение заявителем условий договоров аренды лесных участков, выделенных для реализации приоритетного инвестиционного проекта.
Пунктом 13 Положения установлено, что основанием для отказа в утверждении заявки является ее несоответствие требованиям Положения, а также требованиям методических указаний, предусмотренных пунктом 9 Положения.
Согласно подпункту "а" пункта 7 Положения заявитель (инвестор) должен документально подтвердить наличие собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств в размере заявленных инвестиций.
Таким образом, при наличии выданного Комитетом заявителю предписания от 20 февраля 2015 года в„– ЛХ-938-И, законность которого проверена арбитражными судами в рамках дела в„– А40-220205/15, а также при отсутствии документов, подтверждающих наличие у ООО "Крестецкий ЛПК" собственных и (или) заемных средств в размере заявленных инвестиций, Минпромторг России не имел законных оснований для принятия положительного решения по внесению изменений в указанный выше инвестиционный проект, на что обоснованно указано в решении суда по настоящему делу.
При этом ссылка суда апелляционной инстанции на представленное обществом письмо компании Clarksons Platou Securities AS (Норвегия) от 23.12.2015 о готовности финансирования инвестиционного проекта сама по себе при отсутствии доказательств наличия у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере заявленных инвестиций, не может свидетельствовать об обратном.
Иных оснований для отмены решения суда от 08.07.2016 и признания недействительным решения заинтересованного лица об отказе во внесении изменения в проект суд апелляционной инстанции не установил.
В этой связи, вывод суда первой инстанции о том, что принятое Минпромторгом России на основании пункта 8 Порядка решение об отказе во внесении изменений в инвестиционный проект заявителя, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, является правильным.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, поскольку выводы суда, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а решение суда - оставлению в силе.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2016 года по делу в„– А40-31926/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 июля 2016 года по настоящему делу оставить в силе.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------