Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.12.2016 N Ф05-19727/2016 по делу N А40-25590/16
Требование: О признании незаконными: 1) Бездействия уполномоченного органа-1; 2) Действий уполномоченного органа-2.
Обстоятельства: Общество указало на то, что: 1) Уполномоченным органом-1 не актуализировано приложение N 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП и не исключен пункт из этого приложения; 2) Уполномоченным органом-2 земельный участок освобожден от объекта недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку: 1) Уполномоченный орган-1 является ненадлежащим ответчиком; 2) Снос самовольно возведенного строения был осуществлен на законных основаниях.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2016 г. по делу в„– А40-25590/16

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дупан А.С., доверенность от 21.03.2016; Артюшин А.А., доверенность от 21.03.2016;
от заинтересованных лиц: от Департамента городского имущества города Москвы: Дергаусова А.А., доверенность от 25.12.2015; от Префектуры ЮЗАО г. Москвы: Варнакова Ю.П., доверенность от 25.10.2016; от ГБУ "Автомобильные дороги ЮЗАО": Репина Н.А., доверенность от 26.07.2016; от Управы района Черемушки города Москвы: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 21 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Карт-Байк"
на решение от 20 июля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 28 сентября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Москвиной Л.А.,
по делу в„– А40-25590/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карт-Байк" (ОГРН: 1037739291633)
о признании незаконным бездействия
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423), Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы (ОГРН: 1027700594350), Управе района Черемушки города Москвы (ОГРН: 1027728018306), государственному бюджетному учреждению города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Западного административного округа" (ОГРН: 1117746829177),
третье лицо: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Карт-Байк" (далее - ООО "Карт-Байк") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, выраженного в неактуализации приложения в„– 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - постановление Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП), и неисключению пункта 146 из приложения в„– 3; о признании незаконными действий Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - Префектура ЮЗАО г. Москвы), Управы района Черемушки города Москвы, государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Западного административного округа" (далее - ГБУ "Автомобильные дороги ЮЗАО") по освобождению земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 31, стр. 1, от недвижимого объекта или его частей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Карт-Байк" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо - Управа района Черемушки города Москвы и третье лицо - Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости), извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованных лиц - Департамента городского имущества города Москвы, Префектуры ЮЗАО г. Москвы, ГБУ "Автомобильные дороги ЮЗАО" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 31, стр. 1, расположено нежилое 2-этажное здание, площадью 1.374,2 кв. м, принадлежащее на праве собственности ООО "Карт-Байк" и одноэтажная хозяйственная постройка.
В соответствии с пунктом 5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП, Госинспекцией по недвижимости 16.03.2016 было проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 31, стр. 1, по результатам обследования был составлен рапорт с приложением фототаблицы и акт подтверждения пресечения незаконного использования земельного участка от 16.03.2016 в„– 9066701, в ходе проверки было установлено, что земельный участок, площадью 1.350 кв. м, с кадастровым номером 77:06:0004004:32 ранее был оформлен в аренду ООО "Карт-Байк" договором от 29.10.1998 в„– М-06-505-2968 с целевым назначением: для эксплуатации здания и хозяйственного двора магазина без изменения функционального назначения.
ООО "Карт-Байк" в процессе хозяйственной деятельности без оформления разрешения на строительство (реконструкцию) возвело пристройку (перекрытие над хозяйственным двором, от двухэтажного здания к одноэтажной хозяйственной постройке), площадью 532,5 кв. м.
Объект, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 31, стр. 1, включен в приложение в„– 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП (пункт 146).
Пунктом 3.1 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП, на глав управ районов города Москвы возложена персональная ответственность за организацию, координацию и контроль за надлежащим выявлением фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Имеющимся в материалах дела информационным письмом Управа района Черемушки города Москвы уведомила ООО "Карт-Байк" о предстоящем освобождении земельного участка (информационное письмо от 29.01.2016 в„– Че-08-23/6).
Согласно акту Госинспекции по недвижимости о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 16.03.2016 в„– 9066701 установлено, что пристройка, площадью 532,5 кв. м, демонтирована; земельный участок освобожден.
В данном акте Госинспекции по недвижимости также указано, что в ходе ранее проведенного обследования было установлено, что ООО "Карт-Байк" возведена пристройка (перекрытие над хозяйственным двором, от двухэтажного здания к одноэтажной хозяйственной постройке), площадью 532,5 кв. м; земельный участок, площадью 1.350 кв. м, с кадастровым номером 77:06:0004004:39 под строительство не предоставлялся, разрешение на строительство не оформлялось.
Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (далее - Положение).
Пункт 1.3 Положения содержит перечень земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках.
Согласно пункту 2.5 Положения, префектуры административных округов города Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечивают с привлечением государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, освобождение земельных участков, указанных в пункте 1.3 настоящего постановления, в том числе путем демонтажа конструкций, вывоза с земельного участка соответствующего имущества на специализированную площадку.
В пункте 146 приложения в„– 3 к данному постановлению в качестве земельного участка, находящегося на территории города Москвы, государственная собственность на который не разграничена, на котором размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленного (не отведенного) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанном участке, указан участок по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 31, стр. 1.
Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП содержит адресные ориентиры объекта, принадлежащего заявителю, в судебном порядке недействительным не признано. Следовательно, Префектура ЮЗАО г. Москвы действовала правомерно, поскольку освобождение земельных участков, указанных в приложении в„– 3 путем демонтажа возведенных конструкций прямо предусмотрено пунктом 2.5 Положения.
Доводы заявителя со ссылкой на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2016 по делу в„– А40-64500/13, а также на результаты судебной экспертизы в рамках указанного дела, согласно которой спорный объект является капитальным, правомерно отклонены апелляционным судом, поскольку в решении указано следующее: "в ходе судебного разбирательства судом установлено, что пристройка, площадью 532,5 кв. м, к зданию по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, д. 31, стр. 1, отмеченная на поэтажном плане ГУП МосгорБТИ от 28.05.2013 как комнаты 19 и 19а первого этажа является самовольной постройкой, однако во исполнение указания суда кассационной инстанции относительно порядка исчисления срока исковой давности в первоначальном иске отказывает. Таким образом, суд первой инстанции с учетом редакции статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и названного Обзора судебной практики считает, что, поскольку в данном случае земельный участок предоставлялся ответчику в аренду не для строительства, в том числе на месте хозяйственного двора, а для эксплуатации здания и хозяйственных построек на хозяйственном дворе, оснований для признания за ним права собственности на пристройку, построенную на месте хозяйственного двора, не имеется".
Суды обоснованно указали, что отказ в иске о сносе самовольной постройки обусловлен процессуальными основаниями. Факт того, что комнаты 19 и 19а первого этажа относятся к объектам капитальной постройкой, судами не устанавливался.
Довод заявителя, со ссылкой на пункт 4.1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 в„– 99-ПП, что именно Департамент городского имущества города Москвы должен подготовить проект постановления Правительства Москвы об исключении земельного участка из приложения в„– 3 и включении соответствующего объекта в приложение в„– 2, также обоснованно отклонен апелляционным судом в силу следующего.
Согласно пункту 2.6 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП, после сноса самовольных построек, освобождения земельных участков (пункты 2.3, 2.5) префектуры административных округов города Москвы обеспечивают осуществление благоустройства освобожденной территории, а Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в трехдневный срок проводится проверка освобождения земельного участка, по результатам которой составляется акт о подтверждении освобождения земельного участка либо акт о неподтверждении освобождения земельного участка, копия которого направляется в Департамент городского имущества города Москвы.
Пунктом 4.2.4 постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 в„– 184-ПП (в редакции от 19.05.2015) "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" установлено, что Госинспекция по недвижимости осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе о проведении обследований (мониторинга) земель и объектов нежилого фонда без взаимодействия с их пользователями.
Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 в„– 99-ПП, Департамент не вправе выполнять функции Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости, предусмотренные соответствующим положением о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по включению и исключению объектов из перечня, утвержденного постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП, осуществляется в соответствии с Положением, являющимся приложением в„– 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Гарибальди, вл. 31, стр. 1, учтен в приложении в„– 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП.
Таким образом, в настоящем случае, Департамент городского имущества не только не обязан совершать действия по исключению объектов из приложения в„– 3, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП, но и не уполномочен на совершение указанных действий, поскольку включение и исключение в перечень земельных участков приложения в„– 3 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 в„– 819-ПП осуществляется не Департаментом городского имущества города Москвы, а Правительством Москвы посредством внесения изменений в указанное постановление.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2016 года по делу в„– А40-25590/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Карт-Байк" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------