Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2016 N Ф05-9957/2016 по делу N А40-189908/15
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа, об обязании внести в ЕГРП запись о регистрации права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Обществу отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с отсутствием сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, отсутствием у предприятия прав на вносимый в уставный капитал общества земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку представленные обществом в регистрирующий орган документы подтверждают факт возникновения у него права на земельный участок, оснований полагать, что спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2016 г. по делу в„– А40-189908/15

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Плетнева О.Н., доверенность от 16.10.2015;
от заинтересованного лица: Пенькова А.Ю., доверенность от 31.12.2015;
рассмотрев 13 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на постановление от 28 апреля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В.,
по делу в„– А40-189908/15
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании провести государственную регистрацию
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822),

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Управление) от 24.08.2015 в„– 77/012/018/2015-231 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001017:106, расположенный по адресу: г. Москва, шоссе Андроновское, вл. 22, об обязании Управления Росреестра по Москве внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) запись о регистрации права собственности ОАО "РЖД" на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001017:106, расположенный по адресу: Москва, шоссе Андроновское, вл. 22.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2016 года решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Судами установлено, что ОАО "РЖД" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 28.05.2015 в„– 77/012/018/2015-231 о внесении в ЕГРП записи о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001017:106, расположенный по адресу: г. Москва, шоссе Андроновское, вл. 22.
Уведомлением от 11.06.2015 в„– 77/012/018/2015-231 государственная регистрация права собственности на земельный участок была приостановлена сроком на один месяц в связи с не предоставлением документов, подтверждающих прав у ФГУП "Московская железная дорога" на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок, а также в связи с наличием в кадастровом паспорте сведений о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Несмотря на представленные Управлению Росреестра по Москве пояснения, решением от 24.08.2015 Управлением Росреестра по Москве было отказано в регистрации права собственности по причинам указанным в уведомлении о приостановлении.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сослался на то, что спорный земельный участок, вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" не был сформирован и не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем, не мог являться в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.
Между тем, суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом.
Суд апелляционной инстанции указал, что из представленных доказательств следует, что ОАО "РЖД" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 в„– 585. В уставный капитал ОАО "РЖД" в качестве вклада было внесено имущество федерального железнодорожного транспорта. Внесение земельных участков в уставный капитал ОАО "РЖД" осуществлялось в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 в„– 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон в„– 29-ФЗ), согласно которому внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Основанием государственной регистрации права на земельные участки является сводный передаточный акт, что отражено, в том числе, в методических рекомендациях по порядку проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества железнодорожного транспорта, внесенные в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденный приказом Минюста России от 22.01.2004 в„– 12 (пункт 5). Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержден распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 в„– 4557-р/6-р/884р.
Сводный передаточный акт был представлен в Управление Росреестра по Москве ранее в виде нотариально удостоверенной копии и хранится в деле правоустанавливающих документов от 26.12.2014, что не отрицается Управлением.
Заявителем при обращении в Управление Росреестра по Москве в качестве документа-основания возникновения заявляемого для государственной регистрации права были представлены копии сводного передаточного акта, дополнительно нотариально удостоверенная копия, выписка из приложения 1 части 2 к передаточному акту на имущество, согласно которой в уставный капитал ОАО "РЖД" внесен земельный участок с кадастровым номером 77:04:01017:106, площадью 1.643,9 кв. м.
11.06.2015 по решению государственного регистратора со ссылкой на пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация на земельный участок была приостановлена. Заявителем были приобщены дополнительные документы для государственной регистрации права.
Управление уведомило заявителя о принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок кадастровый в„– 77:04:0001017:106 на основании абзаца 14 (в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого участка пересекает одну из границ другого в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем) пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, в связи с тем, что отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка.
При этом на указанном земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001017:106 расположен объект недвижимого имущества - здание площадью 138 кв. м, условный номер 262938, принадлежащий ОАО "РЖД" на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок (часть 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 2 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 5 Закона о регистрации, участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.
Согласно статье 2 Закона о регистрации, государственная регистрация прав является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, то есть государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 16, пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности проводится на основании заявления правообладателя при предоставлении документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход такого права. Указанные документы должны соответствовать требованиям, изложенным в статье 18 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации, при предоставлении документов для регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов, целью которой является установление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 в„– 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре), на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
На основании пункта 2 статьи 19 Закона о земельном кадастре, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок кадастровый в„– 77:04:0001017:106 поставлен на кадастровый учет 01.01.2007.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Таким образом, оснований полагать, что спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона в„– 29-ФЗ, уставный капитал ОАО "РЖД" формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Вывод суда первой инстанции о том, что документы, подтверждающие наличие прав у ФГУП "Московская железная дорога" на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок не представлены, обоснованно признан апелляционным судом ошибочным, поскольку противоречит сведениям из выписки из приложения 1 части 2 к передаточному акту на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога".
Доводы Управления Росреестра по Москве о том, что отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ спорного земельного участка, обоснованно отклонены апелляционной инстанцией, поскольку из раздела кв. 5 и кв. 6 "Описание поворотных точек границ земельного участка", указанных в кадастровом плане от 2005 года и кадастровой выписке от 2015 года, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001017:106. При этом согласно пункту 16 кадастрового плана от 2005 года, площадь земельного участка соответствует материалам межевания, а проведение межевания без установления координат характерных точек земельного участка невозможно. Отметка в пункте 16 кадастровой выписки от 2015 года о неустановлении границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства (при наличии описания местоположения границ земельного участка) свидетельствует лишь о том, что сведения о границах учтены в новой системе координат. Таким образом, указанная выше ссылка Управления не опровергает того, что заявителем при государственной регистрации был представлен полный пакет необходимых документов.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2016 года по делу в„– А40-189908/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------