Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2016 N Ф05-9623/2016 по делу N А40-190035/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Согласно оспариваемому предписанию общество обязано обеспечить выполнение соответствующих мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека шума от деятельности железнодорожного транспорта.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что уровень шума от деятельности общества превышает предельно допустимые уровни звука.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу в„– А40-190035/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Агапова М.Р., Ананьиной Е.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Сторожев А.Н. по дов. от 11.02.2016 в„– НЮ-3-11/14,
от заинтересованного лица - Московского Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту - не явился, извещен,
рассмотрев 12 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 20 января 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 14 апреля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т.,
по делу в„– А40-190035/2015,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Московскому Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту
о признании недействительным предписания

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, административный орган) о признании недействительным предписания от 24.08.2015 в„– 107.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 года, в удовлетворении требований общества отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что административным органом доказана законность и обоснованность вынесения оспариваемого предписания.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Административный орган, извещенный о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителя в суд не направил. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения от 04.06.2015 в„– 08-67-1550/15 административный орган поручил ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" провести замеры шума от деятельности Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (по границе с жилой застройкой) в районе адреса: г. Москва, Бутырский вал, д. 28.
Согласно протоколу измерений от 13.08.2015 в„– 912 Д и акту измерения в„– 417/09 установлено следующее: в ночное время уровень шума от движения железнодорожного транспорта превышает предельно допустимые уровни звука, установленные СН 2.2.4.2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки" на 24 дБАмакс, в дневное время суток на 14 дБАмакс.
Указанные замеры проводились в трех точках в присутствии уполномоченного лица ОАО "РЖД", что отражено в протоколе.
На основании полученных результатов уполномоченным лицом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в отношении ОАО "РЖД" составлено оспариваемое предписание в„– 107, согласно которому заявитель обязан обеспечить выполнение соответствующих мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека шума от деятельности железнодорожного транспорта.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с указанными выше требованиями.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 53-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В соответствии с пунктом 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 в„– 74, для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Поскольку, как верно установили суды, уровень шума от движения железнодорожного транспорта по указанному адресу превышает предельно допустимые уровни звука, кассационная коллегия поддерживает выводы судов о соответствии выданного обществу предписания об устранении выявленных нарушений действующему законодательству.
Вопреки возражениям общества касательно достоверности полученных измерений, судами установлено, что замеры были проведены в соответствии с методическими указаниями "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания. МУК 4.3.2194-07", согласно которым точки для измерения выбираются на границе участков территории, для которых имеются гигиенические нормативы уровня шума, наиболее приближенные к источникам шума, которые должны располагаться не ближе 2 м от стен зданий, во избежание ошибки в связи с отражением звука, и вне зоны звуковой тени. Количество точек должно быть достаточным для характеристики уровня шума на участке в целом (определяется лицом, проводящим санитарно-эпидемиологическую экспертизу). В настоящем случае измерение проводилось из трех точек, при анализе показателей было учтено наличие фонового шума (автомобильной дороги). При этом уровни фонового шума измерялись при отсутствии ж/д шума.
Ведущим источником шума определен стык железнодорожных рельс, находящихся на одном из путей (по ходу от Савеловского вокзала) перед домом в„– 28 около ж/д светофора.
Доводы заявителя о неопределенности и неисполнимости предписания являются несостоятельными, и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Оснований сомневаться в достоверности и объективности доказательств, а также установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы кассационной жалобы, повторяющие по существу доводы заявления и апелляционной жалобы, обсуждены и отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2016 года по делу в„– А40-190035/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
Е.А.АНАНЬИНА


------------------------------------------------------------------