Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2016 N Ф05-9556/2016 по делу N А41-55319/15
Требование: О признании недействительным пункта протокола заседания уполномоченного органа.
Обстоятельства: В соответствии с оспариваемым пунктом протокола обществу отказано в установлении платы за подключение теплопотребляющих установок объекта капитального строительства к системе теплоснабжения общества в индивидуальном порядке ввиду несоответствия предложений субъекта ценового регулирования требованиям нормативных актов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый пункт соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, так как у общества имелась техническая возможность для технологического присоединения ввиду достаточного резерва установленной тепловой мощности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу в„– А41-55319/15

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "МОЭГ": Братищевой А.И. (дов. в„– 222 от 16.05.2016 г.), Савостьяновой И.А. (дов. в„– 137 от 23.09.2015 г.), Скрипилева Г.А. (дов. в„– 207 от 05.04.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по ценам и тарифам Московской области: Ханмурзина Э.Б. (дов. в„– 36 от 30.12.2015 г.);
рассмотрев 12 июля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "МОЭГ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 г.,
принятое судьей Гапеевой Р.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2016 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-55319/15
по заявлению закрытого акционерного общества "Мособлэнергогаз" (ОГРН 1115012006130; 143980, Московская область, г. Железнодорожный, Железнодорожный проезд, стр. 23)
к Комитету по ценам и тарифам Московской области (ОГРН 1125024000287; 143430, Московская область, Красногорский район, рабочий поселок Нахабино, ул. Совпартшкола, д. 21)
о признании недействительным пункта 1 протокола в„– 12 заседания,

установил:

акционерное общество "Холдинговая компания "Главное всерегиональное строительное управление "Центр" (далее - АО "ХК "ГВСУ "Центр") обратилось к закрытому акционерному обществу "Мособлэнергогаз" (далее - заявитель, общество, ЗАО "МОЭГ") с заявкой от 12 ноября 2014 г. в„– 2738 на подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок объектов капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилой застройки микрорайона "Ольгино", расположенной по адресу: Московская область, город Железнодорожный, улица Шестая, к системе теплоснабжения общества с подключаемой максимальной тепловой нагрузкой 10,41 Гкал/час.
ЗАО "МОЭГ", ссылаясь на отсутствие у него технической возможности осуществить технологическое присоединение потребителя к своей системе теплоснабжения с подключаемой максимальной тепловой нагрузкой 10,41 Гкал/час, обратилось в Комитет по ценам и тарифам Московской области с заявлением (письмо от 24 ноября 2014 г. исх. в„– И-900) об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок объекта капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - "Жилая застройка микрорайона "Ольгино" (Московская область, город Железнодорожный, улица Шестая) с подключаемой тепловой нагрузкой 10,4172 Гкал/час к системе теплоснабжения общества на территории Московской области на 2015 год в индивидуальном порядке.
Приказом председателя комитета по ценам и тарифам Московской области от 17 апреля 2015 г. в„– 36-т (далее - Приказ в„– 36-т) открыто дело об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) теплоснабжающих установок АО ХК "ГВСУ "Центр" - "Жилая застройка микрорайона "Ольгино" к системе теплоснабжения общества в индивидуальном порядке.
В соответствии с пунктом 1 протокола заседания Правления комитета от 24 апреля 2015 г. в„– 12 (далее - Протокол комитета в„– 12) обществу отказано в установлении платы за подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок объекта капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилая застройка микрорайона "Ольгино" (Московская область, город Железнодорожный, улица Шестая) с подключаемой тепловой нагрузкой 10,4172 Гкал/час к системе теплоснабжения общества в индивидуальном порядке ввиду несоответствия предложений субъекта ценового (тарифного) регулирования требованиям раздела 5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075 (далее - Основы ценообразования в„– 1075), прекращено рассмотрение дела об установлении платы обществу за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, открытого Приказом в„– 36-т.
Считая свои права нарушенными, ЗАО "МОЭГ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области о признании недействительным пункта 1 Протокола в„– 12 заседания Правления Комитета по ценам и тарифам Московской области от 24 апреля 2015 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "МОЭГ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
К кассационной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия решения Арбитражного суда Ярославской области от 05 июня 2015 г. по делу в„– А82-15241/14; копия постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 января 2016 г. в„– 82-15241/14; копия Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. в„– 307; копия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075; копия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. в„– 154.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность собирания и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции не находит оснований для приобщения указанных документов к материалам дела, в связи с чем они подлежат возврату заявителю.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по ценам и тарифам Московской области просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "МОЭГ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 106 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования в„– 1075) плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, в соответствии с Законом о теплоснабжении, Градостроительным законодательством Российской Федерации, Правилами подключения в„– 307 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. в„– 760-э (далее - Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения в„– 760-э), исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, - в индивидуальном порядке.
Пунктом 109 Основ ценообразования в„– 1075 предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение к системе теплоснабжения для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/час суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Из подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) следует, что регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Данная плата определяется как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (пункт 31 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В силу части 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установки тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о теплоснабжении и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. в„– 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила подключения в„– 307) подключаемый объект - здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии. Точка подключения - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения.
Частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается либо на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
В соответствии с частью 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. в„– 808 (далее - Правила организации теплоснабжения в„– 808), к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей; условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Как следует из пункта 43 Правил подключения в„– 307, акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения. В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
Услуга по передаче тепловой энергии теплосетевой организацией оказывается от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии.
Пунктом 1 Правил организации теплоснабжения в„– 808 предусмотрено, что:
точка приема - место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя;
точка передачи - место физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя (или тепловых сетей единой теплоснабжающей организации) с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплосетевой организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Частью 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пунктом 21 Правил организации теплоснабжения в„– 808 к существенным условиям договора теплоснабжения отнесены величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
В соответствии с пунктом 11 Правил подключения в„– 307 для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит, в том числе, технические параметры подключаемого объекта - расчетные максимальные часовые и среднечасовые расходы тепловой энергии и соответствующие им расчетные расходы теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что пункт 1 протокола в„– 12 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку у заявителя имелась техническая возможность для технологического присоединения ввиду достаточного резерва установленной тепловой мощности.
При этом судом установлено, что согласно представленной обществом схеме теплоснабжения городского округа Железнодорожный Московской области на период с 2013 по 2028 гг., утвержденной постановлением Главы городского округа Железнодорожный от 27 ноября 2013 г. в„– 3143 (далее - Схема теплоснабжения), общество в г. Железнодорожный имеет один источник тепловой энергии: газотурбинную электростанцию с пиковой котельной (ГТУ - ТЭЦ) мкр. "Ольгино" (далее - ГТУ ТЭЦ "Ольгино") установленной мощностью 86,3 МВт (74,24 Гкал/час). В ГТУ ТЭЦ "Ольгино" установлены четыре газотурбинных энергоблока марки Taurus 60 (производство Solar Nurbines, США), три водогрейных отопительных пиковых котла марки Vitomax 200 тепловой мощностью 16,5 МВт (14,2 Гкал/ч) каждый (производство VIESSMANN, Германия); четыре водогрейных котла-утилизатора марки КУВ - 9,2/105 9,2 МВТ (7,9 Гкал/час) (производство открытого акционерного общества "Подольский машиностроительный завод", Россия).
В составе обосновывающих документов к заявлению общества от 24 ноября 2014 г. в„– И-900 представлена таблица "Тепловые нагрузки ГТУ ТЭЦ с пиковой котельной мкр. Ольгино г. Железнодорожный", содержащая реестр из 11 договоров с контрагентами в отношении 28 объектов капитального строительства с указанием нагрузки по видам теплопотребления на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и суммарной тепловой нагрузки. Данный реестр служит документальным подтверждением подключенных нагрузок к источнику тепловой энергии и необходим для подтверждения наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения новых теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения.
Итоговая нагрузка по перечисленным в таблице объектам по всем договорам составила по данным общества 40,071 Гкал/час. При этом объект капитального строительства, расположенный по адресу: ул. Граничная д. 18, включен в расчет дважды, что привело к завышению величины фактически подключенной тепловой нагрузки на 1,32 Гкал/час. Задвоение тепловой нагрузки на объект капитального строительства, расположенный по адресу: ул. Граничная д. 18, подтверждается также представленными копиями договоров с ООО "УК "ЦентрЖилСервис" и ТСЖ "Новое Ольгино". Таким образом, документально подтвержденная фактически подключенная нагрузка составляет не 40,071 Гкал/час, а 38,751 Гкал/час.
Указанное подтверждает наличие резерва тепловой мощности источника тепловой энергии ГТУ ТЭЦ с пиковой котельной мкр. Ольгино.
Расчет: 74,24 Гкал/час. - 38,751 Гкал/час. = 35,489 Гкал/час. (резервная мощность).
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества технической возможности для подключения объектов жилой застройки микрорайона "Ольгино" по ул. Шестая с подключаемой максимальной тепловой нагрузкой 10,4172 Гкал/час.
Отклоняя довод заявителя о том, что при определении платы за подключение следует учитывать суммарную нагрузку энергопотребляющих установок объектов капитального строительства АО "ХК "ГВСУ "Центр" - жилая застройка микрорайона "Ольгино" как одного единого объекта подключения, а не суммарную нагрузку каждого объекта капитального строительства в отдельности, определенную исходя из расходов теплоносителей на технологические нужды, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха и горячее водоснабжение, суды указали на следующее.
ЗАО "МОЭГ", действующее в качестве исполнителя, выдало АО "ХК "ГВСУ "Центр" как застройщику условия подключения к тепловым сетям общества, в пункте 5 раздела I которых определено, что мероприятиями, выполняемыми исполнителем, является строительство тепловых сетей от существующих тепловых сетей исполнителя (теплосеть, расположенная по ул. Шестая, г. Железнодорожный) до индивидуального теплового пункта каждого из 8 подключаемых объектов капитального строительства застройщика. Затраты на строительство тепловых сетей до каждого подключаемого объекта учтены в размере платы, заявленной ЗАО "МОЭГ", и указаны в составленном им расчете. Также составлена схема расположения подключаемых объектов капитального строительства.
Из представленных обществом сведений об условиях подключения следует, что теплопотребляющая установка каждого из восьми объектов подключается самостоятельно.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства. Оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
В кассационной жалобе общество также указывает на нарушение норм процессуального права, поскольку судом апелляционной инстанции было отказано в удовлетворении ходатайства о назначении и проведении технической экспертизы.
Приведенный довод не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, поскольку заявленное ходатайство было рассмотрено и в его удовлетворении отказано. Право сбора доказательств принадлежит суду, рассматривающему дело.
Относительно довода кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка договорам с потребителями и приложениям к ним, суд кассационной инстанции отмечает, что судами дана оценка представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности и взаимосвязи.
Отказ судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела новых доказательств также не свидетельствует о нарушении норм процессуального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2016 г. по делу в„– А41-55319/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "МОЭГ" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------