Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2016 N Ф05-9247/2016 по делу N А41-82372/2015
Требование: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что ему необоснованно отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по мотиву несоответствия испрашиваемой площади земельного участка площади, необходимой для использования принадлежащих заявителю на праве собственности строений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявителем представлено экспертное заключение, обосновывающее размер площади земельного участка, занятого зданиями, принадлежащими на праве собственности заявителю, необходимого для их использования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу в„– А41-82372/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Валана" - Новикова Н.М. по дов. от 01.11.2015, Липатова О.Н. по дов. от 01.11.2015,
от заинтересованного лица - Министерства имущественных отношений Московской области - Гусева М.Н. по дов. от 11.01.2016 в„– 7,
от третьего лица - Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев 07 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства имущественных отношений Московской области
на решение от 03 декабря 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 21 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-82372/2015,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Валана"
к Министерству имущественных отношений Московской области
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Валана" (далее - ООО "Валана", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Московской области (далее - Министерство), выразившегося в непринятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению общества от 16.06.2015.
Поскольку на момент рассмотрения спора по существу обществом было получен отказ, им в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был изменен предмет требований: заявитель просил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Московской области, изложенного в письме от 02.11.2015 в„– 13 исх-22725, в предварительном согласовании ООО "Валана" предоставления в собственность земельного участка площадью 4 370 кв. м и обязании Министерства имущественных отношений Московской области принять решение о предварительном согласовании ООО "Валана" в собственность земельного участка площадью, 4 370 кв. м.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2016 года, требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества просил жалобу отклонить, считая обжалованные судебные акты соответствующими требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам, представил отзыв.
Третье лицо, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 16.07.2010 в„– 854 за Московской областью зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0100105:350, общей площадью 4888 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Колхозный пр-д, д. 32, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ветеринарного участка, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2010.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.06.2011 09.11.2010 зарегистрировано право собственности Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0100105:349, площадью 6458 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Колхозный пр-д, д. 32, земли населенных пунктов, для торгово-выставочной деятельности.
На основании постановления Главы городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 02.05.2012 в„– 432, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.05.12 за ООО "Валана" зарегистрировано право собственности на магазин строительных материалов, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 217,8 кв. м, инв. в„– 170:054-5251, лит. В, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, г. Кубинка, пр. Колхозный, д. 32-В, условный номер: 50-50-96/065/2012-313, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации от 06.07.2012.
На основании постановления Главы городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 02.05.2012 в„– 432, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.05.12 за ООО "Валана" зарегистрировано право собственности на магазин строительных материалов, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 217,8 кв. м, инв. в„– 170:054-5251, лит. В, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Кубинка, г. Кубинка, пр. Колхозный, д. 32-В, условный номер: 50-50-96/065/2012-313, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации от 06.07.2012.
Данные строения расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0100105:349, площадью 6458 кв. м, по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Кубинка, Колхозный пр-д, д. 32, земли населенных пунктов, для торгово-выставочной деятельности.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.12.2014 по делу в„– А41-61918/14 и в силу положений части статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (арендодатель) и ООО "Валана" (арендатор) заключен договор от 10.03.2000 в„– 859, по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду без права последующего выкупа земельный участок площадью 3000 кв. м согласно прилагаемой экспликации и приказу начальника Одинцовской станции по борьбе с болезнями животных от 05.01.2000 г. в„– 2-1/р по адресу: п.Кубинка, Колхозный проезд, дом 38, под площадку хранения строительных материалов и строительства.
В соответствии с пунктом 3.1 договора от 10.03.2000 указанный договор заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с 20.03.2000 и действует по 19.03.2010.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "Валена" (Арендатор) заключили дополнительные соглашения от 09.01.2008, от 27.01.2009, от 16.01.2012 к договору аренды земельного участка от 10.03.2000 в„– 859 об установлении арендной платы соответственно на 2008 год, 2009 год, 2012 год из расчета площади земельного участка 3000 кв. м 16.06.2015 ООО "Валана" обратилось в Министерство имущественных отношений Московской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 4 370 кв. м с приложением предусмотренных пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации документов.
Письмом от 02.11.2015 в„– 13 исх-22725 Министерство отказало заявителю в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 4 370 кв. м по мотиву несоответствия испрашиваемой площади земельного участка площади, необходимой для использования принадлежащих заявителю на праве собственности строений.
Полагая, что данным отказом нарушаются права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Так, согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
В силу пунктов 1 - 3, 7 и 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 данного Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 названной статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что заявление о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка содержало все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, и к нему были приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Кодекса.
В обоснование испрашиваемой площади и границ спорного земельного участка заявителем представлено заключение ООО "Межрегиональный экспертный центр" в„– 6 от 25.05.2015, послужившее основанием для обращения с заявлением от 16.06.2015.
Согласно указанному заключению размер площади земельного участка, занятой зданиями двух магазинов строительных материалов, принадлежащих на праве собственности ООО "Валана", и необходимый для их использования, составляет 4 370 кв. м.
Оценив данное экспертное заключение в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды нашли его надлежащим доказательством.
В свою очередь, Министерством не представлено доказательств, опровергающих выводы указанного заключения. От заявления ходатайства о проведении экспертизы в суде первой инстанции Министерство уклонилось.
Между тем, согласно требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Министерстве лежит обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием к принятию оспариваемого отказа.
В силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствую полномочия по переоценке установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств.
Иная оценка Министерством установленных судами фактических обстоятельств и его несогласие с принятыми судебными актами сами по себе не могут свидетельствовать об обоснованности жалобы.
Таким образом, оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для ее осуществления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2016 года по делу в„– А41-82372/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------