Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.11.2016 N Ф05-15996/2016 по делу N А40-67936/16
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за недостоверное декларирование товаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что обществом при таможенном декларировании товаров представлены недействительные документы, на основании которых осуществлен выпуск товаров для внутреннего потребления на таможенной территории Таможенного союза.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. по делу в„– А40-67936/16

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Фадейкин М.С., доверенность от 20.03.2016;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 27 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "АВИАБРОКЕР"
на решение от 25 мая 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление от 24 августа 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т.,
по делу в„– А40-67936/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВИАБРОКЕР" (ОГРН: 1087746424820)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
к Внуковской таможне (ОГРН: 1027739083481),

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2016 года в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "АВИАБРОКЕР" (далее - ООО "АВИАБРОКЕР", общество) требований о признании незаконным постановления Внуковской таможни (далее - таможенный орган) от 10.03.2016 в„– 10001000-00073/2016 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 105.000 руб. отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "АВИАБРОКЕР" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Документы, приложенные к кассационной жалобе и указанные в пунктах 3 - 9 приложения, были возвращены в судебном заседании представителю заявителя, а также письменные пояснения Внуковской таможни подлежат возврату таможенному органу, поскольку в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не собирает доказательства. В связи с тем, что письменные пояснения Внуковской таможни поданы в электронном виде, то на бумажном носителе они возврату не подлежат.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество, являясь таможенным представителем на основании свидетельства ФТС России о включении в реестр таможенных представителей от 07.12.2010 в„– 0107/01, на основании договора на оказание услуг таможенного представителя (брокера) от 25.02.2014 в„– 01-161 ООО "АВИАБРОКЕР" подало во Внуковскую таможню в электронном виде декларацию на товары (далее - ДТ) в„– 10001020/130314/0004212 в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40) товаров.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в отношении общества проведена камеральная таможенная проверка (акт камеральной таможенной проверки от 02.02.2016 в„– 10001000/400/020216/А0059/000). По результатам ее проведения установлено, что 08.08.2014 таможенным представителем общества (далее - таможенный представитель) на основании договора от 25.02.2014 в„– 01-161, заключенного с декларантом ООО "Дент Имплантс.Ру" (далее - декларант), представлена во Внуковскую таможню декларация на товары в„– 10001020/130314/0004212 для совершения таможенных операций и помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40) товаров: в„– 1 Стоматологические соединительные детали из титана, не радиоэлектронные средства, не высокочастотные устройства, не техника радиационная, не средства обнаружения, не средства индивидуальной защиты, не приборы функциональной диагностики, не хозяйственного обихода, в индивидуальной упаковке, гражданского назначения, код ОКП 93 9818, без содержания драгоценных металлов и драгоценных камней, не покрыт гальваническим способом драгоценными металлами, производитель alpha dent implants ltd, товарный знак Alpha Dent Implants LTD, торговый знак, марка отсутствуют.
В качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, в графе 44 значится декларация о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522; в„– 2 устройства стоматологические, не радиоэлектронные средства, не высокочастотные устройства, не имеет высокочастотных генераторов, не имеет функций шифрования и криптографических модулей, не техника радиационная, не средства обнаружения, не средства индивидуальной защиты, не приборы функциональной диагностики, в индивидуальной упаковке, гражданского назначения, код ОКП 94 3750, код ТН ВЭД 901849900, производитель Alpha Dent Implants LTD, Израиль, Товарный знак Alpha Dent Implants, торговый знак, марка отсутствует, модель отсутствует. В качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, в графе 44 значится декларация о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523.
В графе 44 ДТ в„– 10001020/130314/0004212 в отношении товара в„– 1 (стоматологические соединительные детали из титана, не радиоэлектронные, средства, не высокочастотные устройства, не техника радиационная, не средства обнаружения, не средства индивидуальной защиты, не приборы функциональной диагностики, не хозяйственного обихода, в индивидуальной упаковке, гражданского назначения, код ОКП 93 9818, код ТН ВЭД 9021 29 000 0, производитель Alpha Dent Implants LTD тов. знак Alpha Dent Implants LTD торговый знак, марка отсутствует) указана декларация о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522, сроком действия до 09.02.2017, заявителем по которой выступает ООО "Дент Имплантс.Ру" в лице генерального директора Емельяновой И.Л., изготовитель Alpha Dent Implants LTD Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, Израиль, выданная органом по сертификации ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации в„– РОСС RU.001.11АГ98); в отношении товара в„– 2 (устройства стоматологические, не радиоэлектронные, средства, не высокочастотные устройства, не имеет высокочастотных генераторов, не имеет функций шифров, и крепительных, модулей, не техника радиационная, не средства обнаружения, не средства индивидуальной защиты, не приборы функциональной диагностики, в индивидуальной упаковке, гражданского назначения, код ОКП 94 3750, код ТН ВЭД 901849900, производитель Alpha Dent Implants LTD, Израиль Тов. знак Alpha Dent Implants торговый знак, марка отсутствует Модель отсутствует) указана декларация о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523, сроком действия до 09.02.2017, заявителем по которой выступает ООО "Дент Имплантс.Ру" в лице генерального директора Емельяновой И.Л., изготовитель Alpha Dent Implants LTD Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, Израиль, выданная органом по сертификации ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации в„– РОСС RU.001.11АГ98).
В комплекте документов представленных обществом к ДТ в„– 10001020/130314/0004212 в формате электронного декларирования содержатся электронные копии указанных деклараций о соответствии, подтверждающие соблюдение декларантом запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза. Указанная ДТ была принята, проверена и задекларированные в ней товары выпущены Внуковской таможней в соответствии с выбранной процедурой.
Суды установили, что 29.01.2016 в отношении общества составлен протокол в„– 10001000-00073/2016 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
10.03.2016 и.о. заместителя начальника Внуковской таможни Григорьевым А.Л. вынесено постановление Внуковской таможни по делу об административном правонарушении в„– 10001000-00073/2016, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 105.000 руб.
Доводы жалобы о нарушении процедуры привлечения к ответственности в ходе проверки не нашли своего подтверждения.
Таким образом, как правомерно установлено судами, порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности таможенным органом соблюдены.
Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 210 ТК ТС, товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений.
Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами (подпункт 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС). Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, в случаях предусмотренных ТК ТС (пункт 1 статьи 174 ТК ТС).
В соответствии со статьей 183 ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам, среди прочих, относятся: документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. В соответствии со статьей 195 выпуск товаров осуществляется при условии соблюдения лицами необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС.
Согласно статье 15 ТК ТС, таможенный представитель обладает те ми же правами, что и лицо, уполномочившее его представлять интересы в таможенных органах.
Согласно части 7 статьи 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Довод общества о незаконности постановления Внуковской таможни, основанный, по мнению заявителя, на том, что ряд доказательств о виновности общества получен в иной период времени, вне рамок проверочного мероприятия и не приобщен к материалам административного дела, правомерно отклонен судами, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам исходя из следующего.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11.12.2009 в„– 27 "О международных договорах и иных нормативных правовых актах в сфере технического регулирования в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества" принято Соглашение "Об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза" (далее - Соглашение).
Статьей 3 указанного Соглашения установлено, что продукция допускается к обращению на территории государства Стороны в соответствии с законодательством государства этой Стороны и настоящим Соглашением.
Согласно статье 23 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон в„– 184-ФЗ), обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
В отношении товара: имплантаты стоматологические "Материалы и средства медицинские прочие. Изделия для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и инструменты стоматологические "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750) технические регламенты Евразийского экономического союза отсутствуют.
Вместе с тем, согласно статье 46 Федерального закона в„– 184-ФЗ, со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, декларируемый товар: Имплантаты стоматологические "Материалы и средства медицинские прочие. Изделия для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и инструменты стоматологические "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750), подлежит подтверждению соответствия по "Системе сертификации ГОСТ", а именно подтверждено соответствия требованиям ГОСТ Р 52770-2007, ГОСТ Р 51830-2001, ГОСТ 19126-2007, ГОСТ Р ИСО 13402-2008.
Согласно предисловию к ГОСТ Р 52770-2007, цели и принципы его применения совпадают с целями, указанными в статье 11 Федерального закона 184-ФЗ и включают в себя в том числе: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, согласно области применения ГОСТ Р 51830-2001 его требования являются обязательными, согласно предисловиям к ГОСТ 19126-2007, ГОСТ Р ИСО 13402-2008 цели и принципы их применения совпадают с целями межгосударственной стандартизации, в том числе защита интересов потребителей в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, содействие повышению безопасности хозяйственных объектов при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.
То есть ввозимый в адрес ООО "Дент Имплантс.Ру" товар подлежит обязательному подтверждению соответствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании", для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно общероссийскому классификатору продукции, ввозимые ООО "Дент Имплантс.Ру" по ДТ в„– 10001020/080814/0012835 товары: Имплантаты стоматологические, отнесены к "Материалам и средствам медицинским прочим. Изделия для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и инструменты стоматологические "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750).
Указанные товары входят в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 в„– 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление в„– 982), и, следовательно, при таможенном декларировании данного товара, предоставление декларации о соответствии является обязательным.
В ходе осуществления таможенного контроля после выпуска товара установлено следующее.
Сведения о декларациях, о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522, от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 отсутствуют в едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии, размещенном в федеральной информационной системе Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация), на официальном интернет-сайте www.fsa.gov.ru в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2012 в„– 76 "Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений". Данное обстоятельство подтверждается письмом Федеральной службы по аккредитации от 25.09.2015 в„– 35140/02-ВГ, полученным в ответ на запрос Внуковской таможни от 21.09.2015 в„– 01-18/12719.
В качестве заявителя в декларациях о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 указано ООО "Дент Имплантс.Ру".
В адрес ООО "Дент Имплантс.Ру" было направлено требование (от 21.09.2015 в„– 01-18/12871) в котором среди прочих документов запрошен договор с производителем товаров, ввозимых декларантом по проверяемым ДТ.
В своем ответе от 25.11.2015 в„– 192 генеральный директор ООО "Дент Имплантс.Ру" Емельянова И.Л. сообщила, что договора, в соответствии с которым общество выполняет функции представителя иностранного изготовителя у декларанта нет.
В этой связи ООО "Дент Имплантс.Ру" не могло выступать в качестве заявителя при получении деклараций о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523.
При этом орган по сертификации при регистрации декларации о соответствии проверяет правомочность декларанта принимать декларацию о соответствии, в частности представляет ли декларант интересы иностранного изготовителя (для импортируемой продукции) и имеет ли доверенность от изготовителя, а также принимает ли продавец декларацию о соответствии только на конкретную партию продукции, а не на серийно выпускаемую продукцию (имеется ли у продавца договор, контракт, накладная и др. товаросопроводительные документы на данный товар).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
- на основании собственных доказательств;
- на основании собственных доказательств и, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
В декларациях о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 отсутствуют сведения как о проведенных в аккредитованной в установленном порядке лаборатории (центре) исследованиях и испытаниях, ввозимой продукции, так и о сертификатах системы качества.
В декларации о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 указано, что она принята на основании регистрационного удостоверения от 08.06.2012 в„– ФСЗ 2012/12183, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а в декларации о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 указано, что она принята на основании регистрационного удостоверения от 29.03.2012 в„– ФСЗ 2012/11872, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В материалах дела содержится ссылка на официальный сайт Росздравнадзора, согласно которому, Регистрационное удостоверение от 08.06.2012 в„– ФСЗ 2012/12183, срок действия не ограничен, выдано "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль Alpha Dent Implants Ltd, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel и подтверждает, что изделие медицинского назначения имплантаты стоматологические ALPHA DENT IMPLANTS с принадлежностями производства "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль, Alpha Dent Implants Ltd, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, класс потенциального риска 26, соответствующее комплекту регистрационной документации от 20.10.2011 КРД в„– 41952 приказом Росздравнадзора от 08.06.2012 в„– 2824-Пр/12 разрешено к импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации, регистрационное удостоверение от 29.03.2012 в„– ФСЗ 2012/11872, срок действия не ограничен, выдан "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль Alpha Dent Implants Ltd, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel 26393 и подтверждает, что изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники) инструменты стоматологические в наборах производства "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль, Alpha Dent Implants LTD, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, класс потенциального риска 2a соответствующее комплекту регистрационной документации от 27.12.2011 КРД в„– 51578 приказом Росздравнадзора от 29.03.2012 в„– 1488-Пр/12 разрешено к импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 в„– 1416, которым установлено (пункт 6), что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Кроме того, медицинское изделие должно иметь сертификат соответствия/декларацию о соответствии. Согласно статье 2 Федерального закона в„– 184-ФЗ декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с Постановлением в„– 982 "Изделия для внутреннего протезирования (код ОКП 93 9818)" и "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750) подлежат подтверждению в форме принятия декларации о соответствии, согласно национальному законодательству Российской Федерации.
То есть регистрационное удостоверение на медицинское изделие является первичным документом по отношению к декларации соответствия, поскольку оно выдается до начала осуществления оборота медицинского изделия на территории Российской Федерации, а декларация о соответствии выдается при производстве или ввозе изделий на территорию Российской Федерации на конкретную партию (серию) продукции.
При этом согласно примечаний к Постановлению в„– 982 указанная декларация о соответствии принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.
В декларациях о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 отсутствуют сведения о проведенных в аккредитованной в установленном порядке лаборатории (центре) исследованиях и испытаниях, ввозимой продукции.
Согласно пункту 7 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации. К доказательственным документам отнесены протоколы испытаний (исследований) декларируемой продукции (пункт 2 статьи 24 Федерального закона в„– 184-ФЗ). ООО "Дент Имплантс.Ру" не предоставило протоколы исследований (испытаний), запрошенные Внуковской таможней письмом от 21.09.2015 в„– 01-18/12871, без объяснения причин.
О необходимости представления декларации о соответствии при таможенном оформлении "Изделий для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750) свидетельствует также Информация Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.04.2013.
В качестве органа по сертификации продукции в декларациях о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 указано ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации РОСС RU.001.11АГ98).
Согласно информации, размещенной на сайте Росаккредитации (www.fsa.gov.ru), вкладка "Аккредитованные лица", вкладка "Реестр аккредитованных лиц", орган по сертификации продукции ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации РОСС RU.001.11АГ98) не имел аккредитации на проведение работ по установлению соответствия ГОСТ изделий медицинского назначения и медицинской техники и наборов медицинских, наборов медицинских инструментов, наборов стоматологических, поименованных в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) под кодам 93 9818 и 94 3750.
В предоставленных обществом при проведении таможенного оформления товаров по ДТ в„– 10001020/130314/0004212 деклараций о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 в качестве руководителя органа по сертификации указана Прокудина Е.В.
Проведенной проверкой установлено: ООО "ЮгРесурс" состоит на учете в ИФНС России в„– 28 по г. Москве (КПП 772901001). С 29.03.2013 общество находится в процессе реорганизации в связи с присоединением к другому юридическому лицу. До настоящего момента реорганизация не завершена.
Таким образом, выдача декларации о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 произведена органом по сертификации ООО "ЮгРесурс" в период реорганизации юридического лица, направленной на прекращение его деятельности в связи с присоединением к другому юридическому лицу.
Помимо этого с 29.11.2013 генеральным директором общества (согласно выписки из ЕГРЮЛ) является Прокудина Елена Вячеславовна (ИНН 773509066243). По информации, представленной письмом Отдела по району Крюково УФМС по г. Москве от 19.03.2015 в„– 91 01013 975 "О предоставлении информации" гражданка Прокудина Елена Вячеславовна в связи с неоднократной утерей паспорта три раза осуществляла его замену. Подпись в заявлениях на замену паспорта не соответствует подписи в декларации о соответствии.
По сведениям из информационной системы "Спарк" установлено, что гражданка Прокудина Елена Вячеславовна (ИНН 773509066243) является (являлась) генеральным директором и совладельцем порядка 112 коммерческих структур различных форм собственности и в различных регионах Российской Федерации.
В соответствии с решением Внуковской таможни от 02.12.2015 в„– 10001000/021215/ПВ/000006 Центральным экспертно-криминалистическим управлением ФТС России проведена почерковедческая экспертиза подписи Прокудиной Е.В., выполненной в декларациях о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522, в„– РОСС IL.АГ98.Д23523. Проведенной экспертизой (заключение таможенного эксперта от 29.12.2015 в„– 20/039493/2015) установлено, что подписи от имени Прокудиной Е.В., расположенные в декларациях о соответствии в„– РОСС IL.АГ98.Д23522, в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 выполнены не Прокудиной Е.В., а иным лицом.
Следовательно, декларации о соответствии в„– РОСС IL.АГ98.Д23522, в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 являются недействительными.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 Кодекса, под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таким образом, судами установлено, что общество при таможенном декларировании товаров по ДТ в„– 10001020/080814/0012835 представлены недействительные документы, на основании которых осуществлен выпуск товаров для внутреннего потребления на таможенной территории ТС.
Довод общества о недопустимости использования в качестве доказательства по делу об административном правонарушении заключения таможенного эксперта (от 29.12.2015 в„– 20/039493/2015), основанный, по мнению общества на том, что декларант и общество не были уведомлены о назначении таможенной экспертизы, декларантом и обществом не получены результаты таможенной экспертизы, как правомерно указала апелляционная инстанция является необоснованным исходя из следующего.
Письмом от 02.12.2015 в„– 01-18/16208 Внуковская таможня уведомила декларанта о назначении первичной таможенной экспертизы и направила в адрес ООО "Дент Имплантс.ру" решение Внуковской таможни от 02.12.2015 в„– 10001000/021215/ПВ/000006. После получения уведомления из Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) о готовности заключения эксперта (от 12.01.2016 вх. в„– 00040) в адрес декларанта было направлено письмо (от 15.01.2016 в„– 01-18/00301) о готовности результатов экспертизы и возможности декларанта ознакомления с ним, а также получения копии указанного заключения. 02.02.2016 заключение таможенного эксперта было получено представителем декларанта.
Общество о назначении таможенной экспертизы не уведомлялось, так как не является лицом, обладающим полномочиями в отношении документов, необходимых для совершения таможенных операций и в отношении которых проводилась таможенная экспертиза.
В соответствии с положениями пунктов 15 и 17 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 в„– 257, в графе 54 основного и в строке под графами добавочных листов декларации на товары (ДТ) лицо, составившее ДТ, проставляет свою подпись, дату составления ДТ и удостоверяет сведения, заявленные в ДТ, проставлением печати декларанта или таможенного представителя.
Следовательно, за достоверность заявленных в таможенной декларации сведений отвечает лицо, ее составившее, то есть заявитель. Изложенное означает, что довод заявителя об отсутствии вины со ссылкой на договор от 25.02.2014 в„– 01-161 - является необоснованным.
В соответствии со статьей 152 ТК ТС, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункты 1, 2 статьи 179 ТК ТС). При этом согласно пункту 1 статьи 15 ТК ТС таможенный представитель обладает теми же правами, что и декларант, которые предусмотрены статьей 187 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС. При декларировании товаров представляются, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС).
В соответствии со статьей 188 ТК ТС, при таможенном оформлении товаров и совершении иных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи, соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре и выполнять иные требования Таможенного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 15 ТК ТС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Следовательно, таможенный представитель обладает правами, установленными статьей 187 ТК ТС для декларанта, а именно: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа.
Анализ приведенных норм ТК ТС позволяет сделать вывод о том, что в случае декларирования товаров таможенным представителем последний несет ответственность за включение в таможенную декларацию недостоверных сведений.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является установленный порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП России, образует заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП России, для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Материалами дела установлено, что декларации о соответствии от 10.02.2014 в„– РОСС IL.АГ98.Д23522 и в„– РОСС IL.АГ98.Д23523 являются недействительными документами, так как содержат недостоверные сведения. Общество, являясь таможенным представителем на основании свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров (представителей) от 07.12.2010 в„– 0107/01 на протяжении длительного времени совершает таможенные операции в отношении товаров и имеет большой опыт в данной сфере, т.е. должно знать и исполнять обязанности, возложенные таможенным законодательством Таможенного союза на таможенного представителя, иметь в своем штате квалифицированных специалистов, уровень знаний, которых соответствует требованиям необходимым для совершения соответствующих таможенных операций.
На официальном сайте Росаккредитации (www.fsa.gov.ru) в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2012 в„– 76 "Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений" размещаются сведения о зарегистрированных органами по сертификации декларациях о соответствии.
Таким образом, общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции правильно установил, что наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, таможенным органом доказано.
Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 105.000 рублей.
Санкцией части 3 статьи 16.2 КоАП РФ для юридических лиц является административный штраф от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Учитывая, что обществом совершены однородные правонарушения, что подтверждается имеющимися уведомлениями, содержащими перечень из 10 дел об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ (в частности - по делу в„– А40-66899/16) постановление Внуковской таможни от 10.03.2016 в„– 10001000-00039/2016 о назначении административного наказания по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 105.000 руб., снижен решением суда первой инстанции от 18.05.2016 до 100.000 руб., постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2016 оставлено без изменений, оснований для снижения размера санкции на 5.000 руб., до минимальной - 100.000 руб., суды обоснованно не усмотрели.
Что касается довода о неисполнении постановления в части, то суды правомерно исходили из следующего.
Федеральным законом от 23.06.2016 в„– 207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 04.07.2016, часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ изложена в следующей редакции: "Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на... на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения".
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно разъяснениям пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 в„– 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 в„– 37 разъяснено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Вместе с тем, относимых и допустимых доказательств того, что к моменту устранения ответственности, постановление не исполнено, заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приведено.
Как правомерно указали суды, из материалов дела сделать однозначный вывод о неисполнении, с учетом отсутствия отметок в постановлении как о неуплате, так и об уплате штрафа, не представляется возможным, документы сформированы для предоставления в суд первой инстанции в апреле 2016 года, что в данном случае не освобождает заявителя от документального доказывания доводов жалобы, с учетом изменений законодательства, о не уплате штрафа.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2016 года по делу в„– А40-67936/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АВИАБРОКЕР" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------