Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2016 N Ф05-15907/2016 по делу N А41-7712/16
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, об обязании выдать такое разрешение.
Обстоятельства: Обществу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с представлением не соответствующих закону документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку градостроительный план земельного участка не соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем не может служить основанием для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу в„– А41-7712/16

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Совхоз имени Ленина": Смирновой С.В. (дов. в„– 01 от 11.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства строительного комплекса Московской области: Акопяна Р.Р. (дов. в„– 193 от 30.12.2015 г.);
рассмотрев 25 октября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Совхоз имени Ленина"
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 г.,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 г.,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Иевлевым П.А., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-7712/16
по заявлению закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" (ОГРН 1025000658099; 142715, Московская область, Ленинский район, пос. совхоз им. Ленина, д. 19А)
к Министерству строительного комплекса Московской области (ОГРН 1037739058653; 143407, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
о признании незаконным отказа,

установил:

на основании обращения закрытого акционерного общества "Совхоз имени Ленина" (далее - ЗАО "Совхоз имени Ленина", общество, заявитель) распоряжением Администрации сельского поселения Совхоз им. Ленина от 27 мая 2014 г. в„– 141 утвержден градостроительный план земельного участка в„– RU50503311-004/14-ГСП, площадью 973 кв. м, в целях размещения на нем канализационной насосной станции.
05 ноября 2014 г. ЗАО "Совхоз имени Ленина" выдано разрешение на строительство в„– RU50503311-016/14-р/с, в соответствии с которым обществу разрешалось строительство объекта - канализационной станции производительностью 5 300 куб. м/сут. с реконструкцией инженерных сетей; площадь застройки 94,87 кв. м, общая площадь здания 81,0 кв. м, строительный объем 811,95 куб. м. Срок действия разрешения на строительство установлен до 05 июня 2015 г.
30 декабря 2015 г. ЗАО "Совхоз имени Ленина" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с завершением строительства.
В подтверждение соответствия построенного объекта требованиям технической и строительной проектной документации, ЗАО "Совхоз имени Ленина" к своему заявлению приложило необходимые документы, в том числе распоряжение Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 21 декабря 2015 г. в„– 1284-9-83 "Об утверждении заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям регламентов и проектной документации", само заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям регламентов и проектной документации от 21 декабря 2015 г., а также градостроительный план земельного участка.
Уведомлением от 31 декабря 2015 г. Министерство строительного комплекса Московской области отказало ЗАО "Совхоз имени Ленина" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "Совхоз имени Ленина" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа от 31 декабря 2015 г. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Канализационная насосная станция производительностью 5 300 куб. м/сут. с реконструкцией инженерных сетей", расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. им. Ленина, промзона ЗАО "Совхоз имени Ленина" и об обязании выдать обществу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Канализационная насосная станция производительностью 5 300 куб. м/сут. с реконструкцией инженерных сетей", расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. им. Ленина, промзона ЗАО "Совхоз имени Ленина".Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Совхоз имени Ленина" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, поскольку предоставленный градостроительный план земельного участка являлся основанием для выдачи разрешения на строительство, каких-либо замечаний на этапе строительства о несоответствии предоставленных документов не было, градостроительный план не был оспорен. Также указано на несоответствие действительности вывода суда о том, что земельный участок, на котором осуществлялось строительство, не прошел государственный кадастровый учет, поскольку в материалы дела представлены правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 50:21:040112:674, общей площадью 4428132 кв. м, частью которого являлся земельный участок, определенный под строительство, которые содержат сведения о государственном кадастром учете и регистрацию прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Отзыв на кассационную жалобу от Министерства строительного комплекса Московской области не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "Совхоз имени Ленина" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Министерства строительного комплекса Московской области против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Из положений части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что соответствующий орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения является:
- отсутствие документов, указанных в части 3 указанной статьи;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- несоответствие параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данной нормы приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. в„– 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка, в соответствии с которой на чертеже градостроительного плана земельного участка в отношении, которых распространяется градостроительный регламент, в обязательном порядке указываются красные линии, а также места допустимого размещения объекта капитального строительства.
Градостроительный план земельного участка не имеет статуса правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа, градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. При этом, в градостроительном плане земельного участка указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, требования к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объекта капитального строительства, охранные зоны и иные сведения в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. в„– 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 г. в„– 1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В силу статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).
По смыслу приведенных норм подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет и предназначенного для строительства либо реконструкции объектов капитального строительства. Утверждение градостроительного плана в отношении части единого земельного участка, сведения о которой не значатся в государственном кадастре недвижимости, действующим законодательством не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует положениям действующего законодательства, поскольку градостроительный план земельного участка от 27 мая 2014 г. в„– RU50503311-004/14-ГСП не соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем не может служить основанием для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом судами установлено, что из содержания градостроительного плана следует, что строительство планирует осуществляться на части земельного участка с кадастровым номером 50:21:040112:674, расположенной в промзоне ЗАО "Совхоз имени Ленина" между холодильником в„– 2 и производственным помещением.
Из материалов дела следует, что сведения о местоположении указанной части земельного участка с кадастровым номером 50:21:040112:674 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2016 г. по делу в„– А41-7712/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Совхоз имени Ленина" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------