Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.10.2016 N Ф05-15955/2016 по делу N А40-252761/15-122-532
Требование: О признании недействительным приказа антимонопольного органа об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы, незаконными - действий антимонопольного органа, связанных с составлением данного баланса.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемые приказ и действия антимонопольного органа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества, так как антимонопольным органом были рассмотрены представленные материалы, проведен анализ поступивших предложений по величине объемов потребления электроэнергии и мощности населением и фактических данных.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу в„– А40-252761/15-122-532

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ": Литвинова В.Л. (дов. в„– 01-07/16-2/150 от 17.03.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Кадымова Ф.Ф. (дов. в„– ИА/265/16 от 12.01.2016 г.), Богданова А.И. (дов. в„– ИА/2302/16 от 20.01.2016 г.);
от третьего лица Агентства по тарифам и ценам Архангельской области: не явились, извещены;
от третьего лица НА "Совет рынка": не явились, извещены;
от третьего лица ОАО "Группа "ИЛИМ": не явились, извещены;
рассмотрев 25 октября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2016 г.,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2016 г.,
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А.,
по делу в„– А40-252761/15-122-532
по заявлению публичного акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235; 369000, Карачаево-Черкесская республика, г. Черкесск, пр-кт. Ленина, д. 147)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663; 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
о признании незаконными действий,
третьи лица: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области; некоммерческое партнерство "Совет рынка"; открытое акционерное общество "Группа "ИЛИМ",

установил:

публичное акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ", общество, заявитель) является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Архангельской области и включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 22 января 2007 г. в„– 9-э.
Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 30 ноября 2015 г. в„– 1184/15-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по Архангельской области на 2016 год (далее - Сводный прогнозный баланс на 2016 год).
Полагая, что указанный приказ не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании недействительным приказа от 30 ноября 2015 г. в„– 1184/15-ДСП в части невыделения в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъекту Российской Федерации на 2016 год объемов покупки ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" электрической энергии, в т.ч. для населения, в изолированных от ЕЭС России территориях области, а именно в г. Мезень, в пос. Каменка, а также в городе Коряжме, невыделения объемов поставки населению другими поставщиками, функционирующими на территории Архангельской области, в частности, гарантирующими поставщиками ОАО "АрхоблЭнерго", ООО "Беломорэнерго", ООО "Поморские электросети", включения производителя (поставщика) ОАО "Группа "ИЛИМ" в г. Коряжме в качестве поставщика розничного рынка, включения в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъекту Российской Федерации на 2016 год объема покупки ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" электрической энергии на оптовом и розничном рынках в размере 3411,02 млн.кВт/ч, а также незаконными действий (бездействия) по невыделению в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъекту Российской Федерации на 2016 год объемов покупки ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" электрической энергии, в т.ч. для населения, в изолированных от ЕЭС России территориях области, а именно в г. Мезень, в пос. Каменка, а также в городе Коряжме, невыделению объемов поставки населению другими поставщиками, функционирующими на территории Архангельской области, в частности, гарантирующими поставщиками ОАО "АрхоблЭнерго", ООО "Беломорэнерго", ООО "Поморские электросети", включению производителя (поставщика) ОАО "Группа "ИЛИМ" в г. Коряжме в качестве поставщика розничного рынка, включению в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъекту Российской Федерации на 2016 год объема покупки ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" электрической энергии на оптовом и розничном рынках в размере 3411,02 млн.кВт/ч.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, некоммерческое партнерство "Совет рынка" (далее - НП "Совет рынка") и открытое акционерное общество "Группа "ИЛИМ" (далее - ОАО "Группа "ИЛИМ").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ФАС России и Агентство по тарифам и ценам Архангельской области просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от НП "Совет рынка" и ОАО "Группа "ИЛИМ" не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ФАС России против ее удовлетворения возражал.
Представители Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, НП "Совет рынка" и ОАО "Группа "ИЛИМ" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 г. в„– 53-э/1 (далее - Порядок), сводный прогнозный баланс формируется на год и утверждается ФАС России с определением прогнозных объемов продажи (покупки) электрической энергии и мощности субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности (далее также - ОРЭМ) в зарегистрированных в соответствии с Правилами оптового рынка группах точек поставки (далее - ГТП), в том числе условных.
Согласно Порядку, а также Графику прохождения документов (приложение в„– 1 к Порядку) информация о субъектах ОРЭМ и ГТП, как минимум, дважды в календарный год предоставляется в ФАС России Советом рынка (АТС).
Для определения в сводном прогнозном балансе объемов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют информацию о планируемых объемах потребления электрической энергии (мощности) населением с разделением объемов потребления с оптового и розничного рынка на очередной регулируемый период в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а регулирующие органы направляют соответствующую сводную по субъекту Российской Федерации в ФСТ России с разбивкой по организациям (приложение в„– 2 к Порядку).
Из пункта 6 Порядка следует, что основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка, организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции и получившими статус субъектов оптового рынка, заключившими обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), производителями (поставщиками) электрической энергии розничного рынка и сетевыми организациями, в том числе и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потерь) с учетом экспортно-импортных операций и объемов межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций, а также предложения, разрабатываемые производителями тепловой энергии (мощности), функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, сформированные с учетом утвержденных схем теплоснабжения субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что при формировании сводного прогнозного баланса в целом по ЕЭС России учитываются, в том числе объемы производства (потребления) электрической энергии (мощности) поставщиков розничного рынка, отраженные отдельной строкой, с выделением объемов поставки (покупки) электрической энергии (мощности) по заключенным двусторонним договорам.
В соответствии с пунктом 19 Порядка Совет рынка не позднее 20 апреля представляет в ФАС России информацию о субъектах оптового рынка, выполнивших требования Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. в„– 1172 (далее - Правила оптового рынка) и осуществляющих куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке на указанную дату с указанием их полных наименований, присвоенных им номеров в реестре субъектов оптового рынка, реквизитов договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, перечня зарегистрированных ГТП с указанием их наименования, типа и идентификационных кодов (приложение в„– 3 к Порядку).
Не позднее 1 октября года, предшествующего году поставки электрической энергии и (или) мощности, Совет рынка представляет в ФАС России вышеуказанную информацию, актуализированную на дату ее представления, а также информацию о субъектах оптового рынка, которым для участия в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке требуется балансовое решение, выполнивших требования Правил оптового рынка, зарегистрировавших ГТП (в том числе условные) и выразивших намерение осуществлять поставку (покупку) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в очередном периоде регулирования (приложение в„– 3 к Порядку).
В силу пункта 59 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. в„– 1178 (далее - Основы ценообразования), и пунктом 9 Порядка формирования баланса в случае если покупатель электрической энергии и мощности - участник оптового рынка осуществляет свою деятельность в субъекте Российской Федерации, части территории которого отнесены к различным зонам (ценовым, неценовым или технологически изолированным энергетическим системам и территориям), при формировании сводного прогнозного баланса в отношении указанного участника оптового рынка выделяются объемы производства (потребления, в том числе потребления населением и приравненными к нему категориями потребителей) электрической энергии (мощности) по каждой такой территории отдельно.
Перечни территорий ценовых и неценовых зон оптового рынка определены в приложениях в„– 1 и 2 к Правилам оптового рынка.
Перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. в„– 854.
Согласно пункту 2 Правил оптового рынка участниками оптового рынка являются поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Пунктом 5 Правил оптового рынка предусмотрено, что поставщики электрической энергии и (или) мощности и покупатели электрической энергии мощности участвуют в отношениях купли-продажи электрической энергии и или) мощности на оптовом рынке после получения в установленном порядке статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.
Согласно пункту 31 Правил оптового рынка субъект электроэнергетики, владеющий на праве собственности или на ином законном основании электростанцией, которая является единым комплексом основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений, технологически взаимосвязанных процессом производства электрической (электрической и тепловой) энергии и введенных в эксплуатацию в установленном порядке, присоединена к ЕЭС России и установленная генерирующая мощность которой равна или превышает 25 МВт, обязан реализовывать всю производимую на указанной электростанции электрическую энергию (мощность) только на оптовом рынке, за исключением случаев, установленных Правилами оптового рынка.
В соответствии с пунктом 112 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. в„– 442, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, функционирующих на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в отношении объектов по производству электрической энергии (мощности), введенных в эксплуатацию до 01 января 2013 г., осуществляют продажу электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены точки поставки, в которых исполняются обязательства производителя электрической энергии (мощности) по поставке электрической энергии (мощности).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые приказ и действия ФАС России соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ", поскольку ФАС России рассмотрены представленные материалы, проведен анализ поступивших предложений по величине объемов потребления электроэнергии и мощности населением и фактических данных.
При этом судами установлено, что информация о наличии зарегистрированных за ОАО "Группа "ИЛИМ" ГТП поставщика электрической энергии (мощности), в свою очередь, ни в ФСТ России, ни в ФАС России со стороны Ассоциации "НП Совет рынка" или ОАО "АТС" не передавалась.
В указанных условиях ФАС России не имела ни правовых, ни фактических оснований указывать ОАО "Группа "ИЛИМ" в качестве поставщика оптового рынка электроэнергии и мощности.
Судами также указано, что основанием для учета объемов производимой ОАО "Группа "ИЛИМ" объемов электрической энергии на розничном рынке было отсутствие принятого в установленном законодательством порядке решения о присвоении ОАО "Группа "ИЛИМ" статуса субъекта оптового рынка в отношении объектов в г. Коряжма.
Такое решение принято НП "Совет рынка" (письмо от 28 декабря 2015 г. в„– СР-02/15-6075), то есть после принятия ФАС России оспариваемого приказа.
Вместе с тем, Порядок формирования баланса не содержит положений, устанавливающих, что предложения субъектов должны быть учтены ФАС России в полном объеме.
Отклоняя довод заявителя о том, что в прогнозном балансе на территории Архангельской области должны отдельно выделяться объемы потребления электрической энергии (мощности) в зоне централизованного энергоснабжения и в зонах, не имеющих технологических связей с ЕЭС России, суды исходили из того, что перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. в„– 854. Территории г. Мезени и пос. Каменка, а также какие-либо другие территории Архангельской области в указанный перечень не включены.
Отнесение той или иной территории к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам является полномочием Правительства Российской Федерации.
Относительно довода заявителя о нарушениях при формировании сводного прогнозного баланса в части неуказания объемов покупки электроэнергии и мощности на территории г. Коряжма, судами указано на то, что в соответствием с постановлением Агентства по тарифам и ценам от 08 июля 2011 г. в„– 44-э/2 границей зоны деятельности ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" являются административные границы Архангельской области, в том числе и территория г. Коряжма.
Производителем электрической энергии на розничном рынке, поставляющим электроэнергию на территории г. Коряжмы, является филиал ОАО "Группа "ИЛИМ" в г. Коряжме.
Гарантирующим поставщиком на территории г. Коряжмы является ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ".
Объемы потребления электроэнергии населением и приравненным к нему категориям потребителей утверждены в прогнозном балансе по предложению гарантирующего поставщика.
В прогнозном балансе определены объемы покупки электроэнергии ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" у розничного производителя электроэнергии филиала ОАО "Группа "ИЛИМ". В рамках формирования баланса замечаний по вопросам объемов покупки ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" у филиала ОАО "Группа "ИЛИМ" в Агентство по тарифам и ценам не поступало.
Отклоняя довод о том, что в Сводном прогнозном балансе указаны объемы потребления электроэнергии (мощности) только в отношении гарантирующего поставщика ОАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ", а объемы поставки другими поставщиками, функционирующими на территории Архангельской области, в частности, гарантирующими поставщиками ОАО "Архоблэнерго", ООО "Беломорэнерго", ООО "Поморские электросети" в сводном прогнозном балансе отсутствуют, суды исходили из того обстоятельства, что гарантирующие поставщики ОАО "Архоблэнерго", ООО "Поморские сети" и ООО "Беломорэнерго" не осуществляют деятельность на территориях, присоединенных к ЕЭС России, что подтверждается постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 16 декабря 2014 г. в„– 69-э/7, от 19 декабря 2014 г. в„– 72-э/ЗЗ, от 29 декабря 2014 г. в„– 77-э/5.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы указывают на несогласие заявителя с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 26 апреля 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2016 г. по делу в„– А40-252761/15-122-532 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "АРХЭНЕРГОСБЫТ" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------