Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2016 N Ф05-17377/2016 по делу N А40-6882/2016
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, обязании согласовать предоставление земельного участка.
Обстоятельства: Предприятие указало на то, что уполномоченным органом не предпринято никаких действий по заявлению предприятия о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства газопровода.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт бездействия уполномоченного органа в виде нерассмотрения заявления предприятия подтвержден, данное бездействие лишает права на осуществление строительства газопровода в соответствии с требованиями законодательства и оформление в установленном порядке права хозяйственного ведения предприятия на газопровод как объект недвижимого имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2016 г. по делу в„– А40-6882/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области - Астафьев В.Б. по дов. от 22.12.2015 в„– 12-15/1174,
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Азаренков Д.Г. по дов. от 22.12.2015 в„– 33-Д-787/15,
рассмотрев 16 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 20 апреля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление от 28 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.,
по делу в„– А40-6882/2016,
по заявлению государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным бездействия

установил:

Государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области (далее - заявитель, предприятие, ГУП МО "Мособлгаз") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие, выраженное в неосуществлении действий по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 13.11.15 в„– исх-6323 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства газопровода в части жилых домов, расположенных в поселении Сосенское, д. Бачурино;
- обязать согласовать предоставление земельных участков по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" от 13.11.15 в„– исх-6323 в отношении земельного участка для строительства газопровода в части жилых домов, расположенных в поселении Сосенское, д. Бачурино в установленном законом порядке и месячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение и постановление отменить ввиду их незаконности и необоснованности.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы; представитель ГУП МО "Мособлгаз" настаивал на законности принятых по делу судебных актах. До начала судебного заседания заявителем в адрес суда направлен отзыв в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который подлежит приобщению к материалам дела.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно договору от 23.04.2015 в„– 00/220-231-15, заключенному между дачным некоммерческим партнерством "Форест" и ГУП МО "Мособлгаз", последнее обязано осуществить подключение 14 жилых домов (расположенных на земельных участках по адресу: поселение Сосенское, д. Бачурино) к своим сетям газораспределения путем строительства газопровода.
ГУП МО "Мособлгаз" обратилось в адрес Департамента с заявлением о предварительном согласовании предоставления трех земельных участков под строительство сетей газораспределения с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства. Письмом от 09.12.2015 в„– ДГИ-1-59166/15-1 заинтересованное лицо сообщило, что вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка прорабатывается. Между тем Департамент предварительно так и не согласовал предоставление земельного участка заявителю для строительства газопровода 0,6 МПа протяженностью 0,14 км.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия в Арбитражный суд города Москвы с указанными выше требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, для признания действия (бездействия) незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) требованиям закона и иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 в„– 99-ПП, заинтересованное лицо наделено полномочиями по предварительному согласованию предоставления земельного участка, а пунктом 4.2.2 названного Положения - полномочиями по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения.
В соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок, предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Ссылка Департамента на пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, которым, по мнению подателя жалобы, установлен порядок и условия размещения таких объектов, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку была предметом изучения судов при рассмотрении дела по существу и признана необоснованной.
Довод заинтересованного лица об издании Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 в„– 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, также не может быть принят во внимание.
Как правильно отметили суды в оспариваемых судебных актах, до принятия Правительством Москвы соответствующего правового акта единственным правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являются нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (статьи 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кассационная коллегия отмечает, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Осуществляя проверку законности оспариваемого бездействия, суды исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, обоснованно пришли к выводу о его несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов ГУП МО "Мособлгаз".
Суд апелляционной инстанции отметил, что бездействие Департамента по не осуществлению предварительного согласования предоставления земельных участков нарушает права и законные интересы ГУП МО "Мособлгаз", поскольку лишает права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требования законодательства и оформления в установленном порядке права хозяйственного ведения ГУП МО "Мособлгаз" на газопроводы как объекты недвижимого имущества.
Все доводы кассационной жалобы, повторяющие по существу доводы заявления и апелляционной жалобы, обсуждены и отклонены судами по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2016 года по делу в„– А40-6882/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------