Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.05.2016 N Ф05-5080/2016 по делу N А40-157240/15
Требование: О признании незаконными: 1) Приказа надзорного органа о назначении проведения выездной проверки общественной организации на предмет целевого использования субсидий; 2) Действий по вынесению запроса о представлении документов.
Обстоятельства: По мнению организации, запрашиваемые документы должны оформляться и храниться другими юридическими лицами.
Решение: 1) Производство по делу прекращено, так как приказ не содержит обязательных распоряжений и предписаний в отношении организации, не препятствует ей заниматься предпринимательской и иной экономической деятельностью; 2) В удовлетворении требования отказано, поскольку организация не исполнила возложенную на нее законом обязанность по представлению документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу в„– А40-157240/15

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" Горбунова М.А. по доверенности в„– 1216/2-05 от 21 сентября 2015 года, Филатова Д.И. по доверенности в„– 177/2-15 от 15 марта 2016 года
от заинтересованного лица (ответчика) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве, в настоящее время Управление Федерального казначейства по г. Москве Рыбиной И.В. по доверенности в„– 11-03-19/21 от 04 марта 2016 года
рассмотрев 28 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны"
на решение от 22 октября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиной С.О.
на постановление от 21 января 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Кольцовой Н.Н., Поташовой Ж.В.
по делу в„– А40-157240/15
по заявлению Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - "Инвалиды войны" (ОООИВА-"Инвалиды войны", ОГРН 1027739587468)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (ТУ Росфиннадзора в городе Москве, ОГРН 1047796509672)
об оспаривании приказа, действий

установил:

ОООИВА-"Инвалиды войны" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ТУ Росфиннадзора в городе Москве о признании незаконными приказа от 12 августа 2015 года в„– 129-РЕВ и действий в части вынесения запроса о предоставлении сведений (информации), документов и материалов для проведения выездной проверки от 12 августа 2015 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2016 года, в удовлетворении заявления в части признания незаконными действий в части вынесения запроса о предоставлении сведений (информации), документов и материалов для проведения выездной проверки от 12 августа 2015 года отказано. В остальной части заявления производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ОООИВА-"Инвалиды войны" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов о том, что требование о признании незаконным оспариваемого приказа не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Требование ответчика о предоставлении документов было возложено на заявителя незаконно и нарушает его права и интересы.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росфиннадзора в городе Москве возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители ОООИВА-"Инвалиды войны" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ТУ Росфиннадзора в городе Москве возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 12 августа 2015 года ТУ Росфиннадзора в городе Москве была проведена проверка на предмет целевого использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета в 2008 - 2014 годах на государственную поддержку общероссийских организаций инвалидов; издан приказ от 12 августа 2015 года в„– 129-РЕВ.
Посчитав незаконными данную проверку в части действий по запросу сведений (информации), документов и материалов для проведения выездной проверки и приказ, ОООИВА-"Инвалиды войны" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании статьи 157, части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2014 года в„– 77 (далее - Положение), Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Пунктом 4 Положения установлено, что Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 1 Типового положения о территориальном (межрегиональном территориальном) управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2014 года в„– 80н и пункту 1 Положения о Территориальном управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве, утвержденного приказом Росфиннадзора от 11 февраля 2015 в„– 69, ТУ Росфиннадзора в городе Москве является территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, осуществляющим функции службы на территории города федерального значения Москвы.
В соответствии с пунктом 8.1 данного Положения ТУ Росфиннадзора в городе Москве осуществляет полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 в„– 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила).
В соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года в„– 373, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 2014 года в„– 18н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Административный регламент).
Пунктом 22 Правил установлено, что сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении контрольных мероприятий, а также ответственность должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий, устанавливаются административным регламентом.
Согласно статье 266.1 БК РФ, подпункту "ж" пункта 7 Правил, подпункту "ж" пункта 3 Административного регламента объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента должностными лицами Службы, осуществляющими контроль в финансово-бюджетной сфере, являются, в том числе, федеральные государственные гражданские служащие территориального органа, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом территориального органа.
Рассматривая данное дело, суды указали, что на основании пунктов 18, 29 Правил, пунктов 27, 30, 40 Административного регламента приказом ТУ Росфиннадзора в городе Москве от 12 августа 2015 года в„– 129-РЕВ было назначено проведение выездной проверки в ОООИВА-"Инвалиды войны".
На основании Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в городе Москве на 2015 год, приказа от 12 августа 2015 года в„– 129-РЕВ члены проверочной группы под руководством главного контролера-ревизора отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере, отраслях экономики и государственных органах М.Г. Юсуповой приступили к проведению выездной проверки целевого использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета в 2008 - 2014 годах, на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов в ОООИВА-"Инвалиды войны".
Согласно статье 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Заявитель полагает незаконными действия ответчика в части направления запроса о предоставлении сведений (информации), документов и материалов для проведения выездной проверки от 12 августа 2015 года, поскольку, на основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, абзаца 2 статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года в„– 82-ФЗ "Об общественных объединениях", части 1 статьи 6 Федерального закона от 06 декабря 2011 года в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 года в„– 1074 (далее - Правила предоставления субсидий), Порядка представления отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01 февраля 2011 года в„– 74н (далее - Порядок предоставления отчетов), запрашиваемые документы, в силу действующего законодательства должны оформляться и хранится другими юридическими лицами.
Опровергая данное утверждение, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления субсидий получатели субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов ежеквартально представляют в Министерство отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, при этом форма отчета, порядок и сроки его представления утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка представления отчетов Общероссийские общественные организации инвалидов, получающие субсидии, предоставляемые из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, осуществляют учет и хранение документов, подтверждающих использование субсидий.
В целях осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, предусмотренных пунктом 5.1 Положения, в порядке, установленном Правилами, на основании подпункта "а" пункта 9 Административного регламента руководителем проверочной группы Юсуповой М.Г. уполномоченному лицу ОООИВА-"Инвалиды войны" вручен запрос о предоставлении документов (информации, материалов) от 12 августа 2015 года.
Срок предоставления документов (информации, материалов), а также мотивированного объяснения о невозможности предоставления запрашиваемых документов (информации, материалов), в соответствии с запросом от 12 августа 2015 года был определен до 18 августа 2015 года.
По состоянию на 19 августа 2015 года ОООИВА-"Инвалиды войны" запрашиваемые документы (информация, материалы) представлены не в полном объеме, при этом ходатайство о продлении срока предоставления указанных документов (информации, материалов) от ОООИВА-"Инвалиды войны" до 19 августа 2015 года представлено не было.
С письменным ходатайством о разъяснении положений указанного запроса заявитель к ответчику не обращался, мотивированных объяснений по факту невозможности исполнения запроса не поступило.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года в„– 974, от 04 февраля 2009 года в„– 96, от 22 декабря 2009 года в„– 1067, от 20 декабря 2010 в„– 1074, контроль за целевым использованием субсидий осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.
В силу пункта 4 данных Правил в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством и получателями субсидий, определяются целевое назначение субсидии, право Министерства на проведение проверок соблюдения получателем субсидии условий, установленных Правилами, порядок возврата денежных средств в случае выявления по итогам проверок, проведенных Министерством и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нецелевого использования субсидии.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемые действия ответчика в части вынесения запроса о предоставлении сведений (информации), документов и материалов для проведения выездной проверки от 12 августа 2015 года являются законными и не нарушают права и интересы заявителя.
Суды также правомерно посчитали о необходимости прекращения производства по делу в части признания незаконным приказа от 12 августа 2015 года в„– 129-РЕВ, не подпадающего под понятие ненормативного правового акта государственного органа, вынесенного в отношении заявителя.
Данный приказ не содержит каких-либо обязательных распоряжений и предписаний финансово-экономического характера в отношении заявителя и не может нарушать ее права и обязанности, не препятствует заявителю заниматься предпринимательской и иной экономической деятельностью, не устанавливает, не изменяет, не отменяет его права и не возлагает на него обязанности.
Приказ только возлагает обязанность на сотрудников ответчика провести проверку в отношении заявителя и представить материалы по результатам проверки.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2016 года по делу в„– А40-157240/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------