Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2016 N Ф05-7090/2016 по делу N А40-132827/2015
Требование: О признании действий уполномоченного органа незаконными.
Обстоятельства: Уполномоченным органом осуществлен снос пристроек.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные пристройки не являются недвижимым имуществом, государственная регистрация права на спорные пристройки обществом не произведена, их возведение произведено в отсутствие разрешительных документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. по делу в„– А40-132827/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Меган": Юлдашева Т.Т. (дов. от 22.10.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управы Академического района города Москвы: Полукарова Д.И. (дов. в„– АК-08-809-2/5 от 31.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ГБУ "Автомобильные дороги ЮЗАО": Роговой Е.А. (дов. от 10.11.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Префектуры ЮЗАО города Москвы: Варнаковой Ю.П. (дов. в„– 12-08-2493/5 от 09.10.2015 г.);
рассмотрев 02 июня 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Меган"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2015 г.,
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2016 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Марковой Т.Т., Поташовой Ж.В.,
по делу в„– А40-132827/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меган" (ОГРН 1047796810258; 117036, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 7Б)
к Управе Академического района города Москвы (ОГРН 1027727017526; 117218, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 11/11), Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Западного административного округа" (ОГРН 1117746829177; 117420, г. Москва, ул. Наметкина, д. 10Г), Префектуре Юго-Западного административного округа города Москвы (ОГРН 1027700594350; 117209, г. Москва, проспект Севастопольский, д. 28, корп. 4)
о признании незаконными действий,

установил:

на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0002006:22, площадью 7 833 кв. м, находящемся по адресу: Москва, ул. Дмитрия Ульянова, вл. 7Б, располагается семиэтажное нежилое здание многоярусного гаража-стоянки.
21 ноября 2012 г. между Департаментом городского имущества города Москвы и обществом с ограниченной ответственностью "Дирекция по эксплуатации гаражного и стояночного хозяйства Юго-Запад" был заключен договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора, предоставляющему правообладателю здания, строения, сооружения (помещений в них) в„– М-06-038799 на срок до 31 августа 2061 г. для эксплуатации части здания под многоэтажный гараж-стоянку автомобилей.
В ходе осмотра земельного участка и по информации базы РЕОН Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости города Москвы) выявила, что к основному зданию возведены две пристройки площадью около 115 кв. м и 140 кв. м, используемые под зону отдыха клиентов и офисные помещения. Правоустанавливающие документы на возведение пристройки отсутствуют (по информации базы РЕОН).
Земельный участок под проведение строительных работ по возведению строений не предоставлялся. Пристройки к зданию имеют признаки самовольного строения.
Указанные обстоятельства следуют из Акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 27 мая 2014 г. в„– 9061769, составленного Госинспекцией по недвижимости города Москвы.
При актуализации постановления Правительства Москвы в„– 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление в„– 819-ПП) в перечень объектов, обладающих признаками самовольного строительства, постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. в„– 139-ПП был включен объект с адресным ориентиром: ул. Дмитрия Ульянова, д. 7Б. (пункт 618).
Уведомлением Управы Академического района города Москвы от 21 апреля 2015 г. в„– АК-09-07-22/5 ООО "Меган" уведомлено о том, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2015 г. в„– 139-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. в„– 819-ПП" размещенные по адресу г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 7Б пристройки и офисное помещение подлежат самостоятельному демонтажу, а земельные участки освобождению в срок до 24 апреля 2015 г. В случае не освобождения земельных участков к указанному сроку, снос пристроек должен быть осуществлен Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Западного административного округа".
Земельный участок по адресу: город Москва, ул. Дмитрия Ульянова, вл. 7Б, не был освобожден обществом в срок до 24 апреля 2015 г. от спорных пристроек (зоны отдыха клиентов и офисного помещения).
Актом о не подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка города Москвы от 22 мая 2015 г. в„– 9064468 подтвержден частичный демонтаж пристроек.
Актом о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка города Москвы от 25 мая 2015 г. в„– 9064471 установлено, что земельный участок освобожден, нарушение устранено.
Считая свои права нарушенными, ООО "Меган" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы, Управы Академического района города Москвы и Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Западного административного округа" по уничтожению принадлежащих обществу пристроек - зоны отдыха клиентов и офисного помещения, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, вл. 7Б.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Меган" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку ответчиками не был соблюден порядок, установленный Постановлением в„– 819-ПП.
Отзыв на кассационную жалобу от Управы Академического района города Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Западного административного округа" и Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Меган" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Управы Академического района города Москвы, Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги Юго-Западного административного округа" и Префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 2.1 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (Приложение 1 к Постановлению в„– 819-ПП, далее - Положение) установлено, что признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков являются: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Согласно пунктам 3.3, 3.3.2 Положения в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в пункте 3.2 настоящего Положения, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
В силу пункта 4.1.1 Положения префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемых действий, поскольку спорные пристройки не являются недвижимым имуществом, государственная регистрация права на спорные пристройки ООО "Меган" не произведена, их возведение произведено в отсутствие разрешительных документов.
Отклоняя доводы общества о несоблюдении предусмотренной Постановлением в„– 819-ПП процедуры сноса спорных построек, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие доказательств в подтверждение того факта, что спорные постройки и имущество, находящееся в них, является собственностью общества.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на не соблюдение порядка освобождения земельного участка от возведенных на нем некапитальных строений и сооружений, который предусматривает обеспечение хранения имущества, находившегося на земельных участках при незаконном (нецелевом) использовании, и порядок возврата имущества, находившегося на хранении его правообладателю.
Согласно пункту 2.6 Положения пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
Указанный пункт предусматривает вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения.
Из материалов дела не следует, что такое имущество имелось в снесенных постройках. При этом хранение строительного мусора, образовавшегося в результате демонтажа построек, не предусмотрено названным пунктом Положения.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 октября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2016 г. по делу в„– А40-132827/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Меган" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------