Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2016 N Ф05-6946/2016 по делу N А40-83499/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении импортера в связи с отсутствием в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отказ импортера в предоставлении обществу статуса официального дилера экономически обоснован, так как загрузка действующего к моменту обращения общества официального дилера в части выполнения сервисных работ значительно ниже проектной загрузки, кроме того, заключение дилерских договоров, предусматривающих скидки и другие льготы, является правом, а не обязанностью импортера.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2016 г. по делу в„– А40-83499/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЛОРРИ СЕРВИС": Якимова О.Г. (дов. в„– 1-09 от 09.03.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Кадымова Ф.Ф. (дов. в„– ИА/265/16 от 12.01.2016 г.);
от третьего лица ООО "МАН Трак энд Бас РУС": Суббота А.В. (дов. от 25.06.2015 г.);
рассмотрев 31 мая 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЛОРРИ СЕРВИС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2015 г.,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2016 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н.,
по делу в„– А40-83499/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОРРИ СЕРВИС" (ОГРН 1023902295416; 236005, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Поддубное, ул. Берлинская, д. 1А)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663; 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
о признании незаконным решения от 06 февраля 2015 г. в„– АД/4838/15,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "МАН Трак энд Бас РУС" (ОГРН 1027700498726; 117535, г. Москва, ул. Дорожная, д. 29)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛОРРИ СЕРВИС" (далее - ООО "ЛОРРИ СЕРВИС", общество, заявитель) с целью заключения дилерского соглашения и получения статуса авторизованной сервисной станции марки "MAN" на территории Калининградской области направило обществу с ограниченной ответственностью "МАН Трак энд Бас РУС" (далее - ООО "МАН Трак энд Бас РУС") письмо от 04 марта 2014 г. в„– 04032014/1, которое оставлено без удовлетворения.
20 октября 2014 г. ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольный орган, ответчик) с заявлением по вопросу нарушения ООО "МАН Трак энд Бас РУС" Федерального закона от 26 июля 2006 г. в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В обосновании указанного заявления ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" указало на необоснованный отказ ООО "МАН Трак энд Бас РУС" от заключения договора на предоставление статуса официального дилера в Калининградской области и уклонение от заключения договоров поставки оригинальных запасных частей, расходных материалов, специального инструмента и оснастки для технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей марки "MAN", договоров купли-продажи или аренды диагностического оборудования с технической поддержкой и обновлением программного обеспечения для диагностики, о предоставлении за плату доступа к обучению и повышению квалификации персонала на условиях не хуже, чем условия, предоставленные авторизованному дилеру, что выразилось в создании для общества дискриминационных условий для доступа на рынок торговли запасными частями и оказания соответствующих услуг.
На основании указанного обращения ФАС России была проведена проверка, по результатам которой установлено следующее.
ООО "МАН Трак энд Бас РУС" является единственным официальным импортером автопроизводителя MAв„– Truck and Bus AG в Российской Федерации и осуществляет развитие системы продаж и сервисного обслуживания грузовых автомобилей "MAN" через собственные филиалы и официальных дилеров.
Из пояснений ООО "МАН Трак энд Бас РУС" следует, что в Калининградской области, которая имеет статус особой экономической зоны со специальными режимами таможенного и налогового регулирования, потребители имеют возможность приобретать и обслуживать грузовые автомобили марки "MAN" за пределами Российской Федерации (в Польше, Литве и Германии), что ограничивает возможность развития потенциала области по продажам новых автомобилей данной марки.
Согласно сведениям, представленным ООО "МАН Трак энд Бас РУС", решение о необходимости открытия дилерского центра принимается в соответствии с руководством по планированию и развитию сервисных сетей "Руководство/Методика организации послепродажного обслуживания", а также на основании результатов анализа спроса на товары, работы, услуги в рассматриваемом регионе и фактической загрузки существующих в таком регионе дилерских центров.
ООО "МАН Трак энд Бас РУС", произведя расчеты по оценке потенциала объема продаж оригинальных запасных частей и сервисных работ в Калининградской области в соответствии с рекомендациями руководства "MAN", в связи с отсутствием необходимого спроса и экономической целесообразности открытия дополнительного дилерского центра на территории Калининградской области отказало заявителю в заключении дилерского соглашения и присвоении статуса авторизованной сервисной станции марки "MAN". При этом ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" как и другие независимые сервисные станции и покупатели имеет возможность без ограничений приобретать оригинальные запасные части, аксессуары, расходные материалы и специальный инструмент и оснастку для технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей марки "MAN" в филиалах ООО "МАН Трак энд Бас РУС" и у официальных дилеров.
В открытом доступе находится оборудование, аналогичное диагностическому оборудованию марки "MAN", однако, исключение составляют операции по перепрограммированию электронных блоков, в том числе систем безопасности автомобилей марки "MAN" (противоугонные системы, системы активной и пассивной безопасности), вмешательство в которые может повлечь возникновение риска для жизни и здоровья. Такие операции могут осуществляться только официальными дилерами ООО "МАН Трак энд Бас РУС" с использованием диагностической системы MAN-CATS.
ООО "МАН Трак энд Бас РУС" также обеспечивает свободный доступ к базам данных, содержащим каталоги запасных частей и технологии ремонта грузовых автомобилей марки "MAN".
Доступ к технической документации для независимых сервисных станций осуществляется через бесплатный сайт в сети "Интернет": http://my.manmn.com/portal/irj/asp/ (MAв„– After Sales Portal).
Кроме того, через раздел Web-shop независимая сервисная станция может получить доступ на платной основе к материалам, необходимым для осуществления ремонта автомобилей марки "MAN" на сайте в сети "Интернет", в том числе к онлайн версии полного актуального каталога оригинальных запасных частей, аксессуаров и специального инструмента (web-MANTIS); нормам времени и кодам сервисных работ на транспортных средствах марки; электрическим схемам транспортных средств; технической документации по ремонту и обслуживанию грузовиков (VirtTruck); технической документации по ремонту и обслуживанию двигателей (VirtEngine); системе расшифровке и описания кодов ошибок (MAN-dis).
Любое лицо без ограничений может пройти подготовку и повышение квалификации для сервисного обслуживания автомобилей марки "MAN" в MAв„– Service Academy.
20 октября 2014 г. ФАС России было принято решение в„– 201020141/1 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "МАН Трак энд Бас РУС", в связи с отсутствием в действиях общества признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании его незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "МАН Трак энд Бас РУС".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "МАН Трак энд Бас РУС" и ФАС России просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ООО "МАН Трак энд Бас РУС" и ФАС России возражали против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5); создание дискриминационных условий (пункт 8); создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9).
В силу части 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пункта 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. в„– 339, при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности принятого антимонопольным органом решения, поскольку отказ ООО "МАН Трак энд Бас РУС" в предоставлении статуса официального дилера и заключении договоров на условиях дилерского соглашения ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" экономически обоснован, поскольку загрузка, действующего к моменту обращения ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" на территории Калининградской области, официального дилера ООО "МАН Трак энд Бас РУС" - ООО "КенигТракСервис" в части оказания сервисных работ в 2013 - 2014 г.г. значительно ниже проектной загрузки и составляла около 18% в 2013 г. и около 31% в 2014 г.
Судами также сделан вывод о том, что ООО "МАН Трак энд Бас РУС" не созданы для общества дискриминационные условия и препятствия к доступу на указанный товарный рынок, поскольку любая неавторизованная сервисная станция, включая заявителя, имеет возможность приобретения запасных частей для грузовых автомобилей марки "MAN" и получения вышеуказанных услуг в филиалах ООО "МАН Трак энд Бас РУС" и у официальных дилеров на равных коммерческих условиях.
Предоставление статуса авторизованной сервисной станции марки "MAN" и заключение дилерских договоров, предусматривающих скидки и другие льготы с обязательством выполнения определенных договорных условий, является правом, а не обязанностью ООО "МАН Трак энд Бас".
Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2016 г. по делу в„– А40-83499/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ЛОРРИ СЕРВИС" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------