Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2016 N Ф05-20075/2015 по делу N А40-21305/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заказчик признан нарушившим Закон о контрактной системе в части установления в конкурсной документации требования о предоставлении лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также неверного выбора способа определения поставщика подрядчика, исполнителя.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что в ходе исполнения государственного контракта, подлежащего заключению по результатам конкурса, победитель конкурса может получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу в„– А40-21305/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ФГКУ "Санаторий "Пестово" ФТС России" - Шевелев Г.А. доверенность от 12 января 2016 года, Кобяков В.В. доверенность от 12 января 2016 года,
от заинтересованного лица: УФАС по г. Москве - Яремчук А.В. доверенность от 28 декабря 2015 года в„– 03-21,
от третьих лиц: АНО авиационно-технический спортивный клуб Уватского муниципального округа "Высота" - извещено, представитель не явился,
ООО Научно-производственная фирма "Рубеж" - Задачин В.А. доверенность от 21 января 2016 года,
рассмотрев 21 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу УФАС по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 мая 2015 года,
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 08 октября 2015 года,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по заявлению ФГКУ "Санаторий "Пестово" ФТС России" (ОГРН: 5137746004787)
о признании недействительными решения и предписания
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,
третьи лица: АНО авиационно-технический спортивный клуб Уватского муниципального округа "Высота", ООО Научно-производственная фирма "Рубеж"

установил:

ФГКУ "Санаторий "Пестово" ФТС России" (далее - учреждение, заказчик) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее - антимонопольный орган) от 10 ноября 2014 года по делу в„– 2-57-8434/77-14.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС по г. Москве обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что учреждение не является ни территориальным органом, ни структурным подразделением ФТС России, то есть не исполняет функции, возложенные на указанный орган, в том числе связанные со сведениями, составляющими государственную тайну. Конкурсная документация не содержит положений, свидетельствующих о возможности получения победителем конкурса доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представители ФГКУ "Санаторий "Пестово" ФТС России", ООО Научно-производственная фирма "Рубеж", в судебном заседании и представленных отзывах, возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
АНО авиационно-технический спортивный клуб Уватского муниципального округа "Высота", извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, по результатам рассмотрения жалобы АНО авиационно-технический спортивный клуб Уватского муниципального округа "Высота" на действия заказчика при проведении конкурса на право заключения государственного контракта по обеспечению электронной системы охранного телевизионного видеонаблюдения за территорией и объектами недвижимости учреждения, решением УФАС по г. Москве от 10 ноября 2014 года ФГКУ "Санаторий "Пестово" ФТС России" признано нарушившим часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31 Федерального закона от 18 июля 2013 года в„– 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), выразившиеся в установлении в конкурсной документации требования о предоставлении лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также в неверном выборе способа определения поставщика подрядчика, исполнителя.
На основании решения учреждению выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Полагая, что указанное решение и предписание принято незаконно и без достаточных на то оснований, учреждение обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года в„– 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне), Закона о контрактной системе, пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
ФТС России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2013 года в„– 1708-р создано федеральное государственное казенное учреждение "Санаторий "Пестово" ФТС России", основными целями деятельности которого являются укрепление здоровья, профилактика заболеваний и оздоровительный отдых должностных лиц и работников таможенных органов, членов семей указанных лиц, а также других граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях ФТС России.
Санаторий как структурное подразделение ФТС России в пределах своей компетенции обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну в соответствии со статьями 16, 17 Закона о государственной тайне.
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, в силу статьи 27 Закона о государственной тайне осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Заказчик согласно пункту 2 статьи 59 Закона о контрактной системе обязан проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. На данный момент действующим является распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 года в„– 2019-р, которым необходимо руководствоваться при определении конкретного способа осуществления закупки.
Согласно указанному распоряжению применению подлежит Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007.
Как установлено судами, предметом открытого конкурса было обеспечение электронной системы охранного телевизионного видеонаблюдения за территорией и объектами недвижимости ФГКУ "Санаторий "Пестово" ФТС России", при этом учреждением выбран ОКПД 74.60.13 "услуги по мониторингу систем аварийной и охранной сигнализации" Из конкурсной документации (охранное телевизионное видеонаблюдение) и положений статей 5, 17 Закона о государственной тайне, Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 года в„– 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" следует, что в ходе исполнения государственного контракта, подлежащего заключению по результатам конкурса, победитель конкурса может получить доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
При таких данных, заказчиком в аукционной документации правомерно установлено требование о наличии у участника размещения заказа действующей лицензии на право проведения работ, связанных с получением информации, составляющей государственную тайну, и установление этого требования.
В связи с указанным судами сделан правильный вывод об отсутствии, в действиях учреждения нарушения части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, поскольку им выбран способ проведения закупки в виде конкурса, оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными и необоснованными.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2015 года по делу в„– А40-21305/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------