Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016 N Ф05-17822/2015 по делу N А41-82868/14
Требование: Об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик незаконно владеет земельным участком, поскольку, по его мнению, часть спорного земельного участка накладывается на земли лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорный земельный участок образован из земельного участка, границы которого были согласованы с органами, уполномоченными на ведение земель лесного фонда, истцом пропущен срок исковой давности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. по делу в„– А41-82868/14

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца: Присакарь А.А., доверенность от 23.12.2015;
от ответчика: Мальков А.В., доверенность от 14.05.2015; Харламов А.И., доверенность от 13.10.2015;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 14 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 05 мая 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 03 сентября 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
по делу в„– А41-82868/14
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918)
об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка
к обществу с ограниченной ответственностью "Форум-инвест" (ОГРН: 1035002018919),
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форум-инвест" (далее - ООО "Форум-инвест", общество) со следующими требованиями:
1. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (1), площадью 285.695,17 кв. м, в части наложения на кварталы 13, 19, 26, 29, 39 Ильинского участкового лесничества Виноградовского лесничества;
2. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (2), площадью 64.873,15 кв. м, в части наложения на квартал 58 Ильинского участкового лесничества Виноградовского лесничества;
3. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (4), площадью 109.507,59 кв. м, в части наложения на квартал 17 Подберезного участкового лесничества Виноградовского лесничества;
4. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (5), площадью 40.340,61 кв. м, в части наложения на 31 квартал Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества;
5. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (5), площадью 186,37 кв. м, в части наложения на 59 квартал Ильинского участкового лесничества Виноградовского лесничества;
6. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (6), площадью 67.722,9 кв. м, в части наложения на 27 квартал Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества;
7. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (7), площадью 205.371,22 кв. м, в части наложения на 18 квартал Подберезного участкового лесничества Виноградовского лесничества;
8. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (8), площадью 164,78 кв. м, в части наложения на 31 квартал Виноградовского сельского участкового лесничества Виноградовского лесничества;
9. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (9), площадью 193.308,21 кв. м, в части наложения на 39 квартал Ильинского участкового лесничества Виноградовского лесничества;
10. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (12), площадью 124.139,51 кв. м, в части наложения на 58 квартал Ильинского участкового лесничества Звенигородского лесничества и квартал 35 Сельвачевского участкового лесничества Подольского лесничества;
11. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (13), площадью 43.116,48 кв. м, в части наложения на 21 квартал Подберезного участкового лесничества Виноградовского лесничества;
12. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (15), площадью 450.177,73 кв. м, в части наложения на 113, 118, 119 кварталы Подберезного участкового лесничества Виноградовского лесничества;
13. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (18), площадью 9.026,65 кв. м, в части наложения на 21 квартал Подберезного участкового лесничества Виноградовского лесничества;
14. Истребовать из незаконного владения у ООО "Форум-инвест" часть земельного участка с кадастровым номером в„– 50:23:0000000:102 (22), площадью 74.770,8 кв. м, в части наложения на 43 квартал Ильинского участкового лесничества Виноградовского лесничества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 24.06.2014 старшим участковым лесничим Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес" проведено натурное обследование земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:102, расположенного на территории сельского поселения Константиновское, Раменского района Московской области на предмет наличия фактов нарушения лесного законодательства. По результатам натурного обследования установлено: при сопоставлении материалов лесоустройства и данных Публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:102 расположен на землях лесного фонда, а именно:
1) Ильинского участкового лесничества квартал 13, 19, 26, 29, 39, 43, 58 и 59 Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес";
2) Подберезного участкового лесничества квартал 17, 18, 21, 113, 118 и 119 Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес";
3) Сельвачевского участкового лесничества квартал 35 Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес";
4) Виноградовского сельского участкового лесничества квартал 21 и 31 Виноградовского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Считая, что ответчик незаконно владеет указанным земельным участком, поскольку, по мнению истца, часть спорного земельного участка площадью 171,34 га накладывается на земли лесного фонда, истец обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к правомерным выводам о пропуске Комитетом срока исковой давности и не представлении Комитетом достаточных доказательств, обосновывающих требование об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Из положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
В силу статей 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 названного Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В силу статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре недвижимости, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Статьей 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Из части 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о государственном кадастре недвижимости, при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
В соответствии со статьями 26 и 27 Закона о государственном кадастре недвижимости, документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:102 поставлен на кадастровый учет 17.03.2006, площадь 2 226 984 +/- 13 058 кв. м, местоположение: Московская область, Раменский район, сельское поселение Константиновское, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для создания защитных лесных насаждений, предыдущий номер 50:23:0000000:42 (далее - спорный земельный участок).
Собственником спорного земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:102 является ООО "Форум-Инвест", право собственности возникло на основании договора купли-продажи с ОАО "Агропромышленная компания "Константиново" (продавец) от 10.12.2011.
06.02.2015 в ходе проведения инвентаризации ФГБУ "ФКП Ростреестра" в лице филиала по Московской области установлено, что кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:102 отсутствует, при этом в материалы дела представлено землеустроительное дело на данный земельный участок.
Как следует из землеустроительного дела, по заказу ОАО "АПК "Константиново" были проведены землеустроительные работы для постановки принадлежащих ему земель на кадастровый учет.
В ходе проведения работ по установлению границ земельного участка ОАО АПК "Константиново" границы участка были согласованы в 2004 году с Раменским лесхозом, Виноградовским лесхозом, ФГУ Виноградовским опытным лесным хозяйством, Домодедовским лесхозом.
По итогам проведения землеустроительных работ 21.10.2004 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:0042, площадью 26.920.000 кв. м. Впоследствии, границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:0042 были уточнены.
Как следует из заключения УФАКОН по Московской области от 23.05.2005 в„– 83-з по установлению границ территории ОАО АПК "Константиново" в результате проведения землеустроительных работ уточненная площадь составила 2.499 га. После уточнения границ участку присвоен кадастровый номер 50:23:0000000:102.
Таким образом, как установили суды, спорный земельный участок образован из земельного участка, границы которого были согласованы с органами, уполномоченными по ведению земель лесного фонда.
Полномочия органов лесного хозяйства на дату подписания актов согласования границ подтверждались пунктами 1, 4, 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 в„– 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", а также пунктами 1, 4, 6.2.2, 6.2.3, 6.4.2 Приложения 10 к Приказу Рослесхоза от 24.08.2004 в„– 16 "Об утверждении Положений об Агентствах лесного хозяйства по субъектам Российской Федерации".
В качестве доказательства наложения границ спорного земельного участка на земли лесного фонда истец ссылается на чертеж наложения земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:102 на земли лесного фонда, подготовленный с использованием системы РГИС Московской области.
Однако, как правомерно указали суды, данное доказательство Комитета не может быть принято как достаточное и надлежащее по следующим основаниям.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС Московской области) была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:102 на государственный кадастровый учет была осуществлена 17.03.2006, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы. Тем более сведения в данную программу вносились на основании данных предоставляемых Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Иных доказательств наложения границ спорного участка на земли лесного фонда в материалы дела не представлено. Ходатайств о проведении землеустроительной экспертизы с приложением информационных писем из экспертных организаций с условиями и сроками проведения экспертизы и приложением доказательств перечисления денежных средств на депозит суда для проведения экспертизы Комитетом лесного хозяйства Московской области не заявлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, до рассмотрения спора по существу ответчиком в порядке статей 196 - 199 Гражданского кодекса Российской Федерации было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, в котором указано, что в целях согласования местоположения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:102 со смежными землепользователями, в том числе и с органами лесного хозяйства, руководствуясь положениями статьи 39 Закона о государственном кадастре недвижимости, в общественно-политической газете Раменского муниципального района Московской области "Родник" от 23.11.2011 в„– 47 было опубликовано извещение о проведении 23.12.2011 собрания заинтересованных лиц. Согласно указанному извещению с проектом межевого плана уточняемого земельного участка возможно было ознакомиться в течение месяца с даты публикации, возражения по проекту межевого плана иные требования могли быть представлены также в названный срок. Между тем, Комитетом лесного хозяйства по Московской области, а ранее Управлением лесного хозяйства по городу Москва и Московской области, не было представлено каких-либо возражений относительно местоположения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:102.
На основании изложенного, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку Комитет обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском 25.12.2014, то есть по истечении установленного срока.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2015 года по делу в„– А41-82868/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------