Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2016 N Ф05-6474/2016 по делу N А40-102847/15
Требование: О признании недействительным предписания.
Обстоятельства: Обществу налоговым органом было предписано исправить указанные в акте проверки нарушения закона и условий проведения лотерей, перечислить в бюджет целевые отчисления от проведения лотерей и невостребованные выигрыши.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оператор лотереи осуществлял деятельность в соответствии с требованиями государственного контракта на оказание услуг по проведению всероссийских государственных лотерей, размер целевых отчислений рассчитывался и выплачивался обществом в соответствии с условиями контракта в обычном режиме, налоговым органом проведены неправильные расчеты невостребованного призового фонда.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу в„– А40-102847/15

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Алексеев В.И., доверенность от 11.01.2016; Саврасов А.В., доверенность от 15.08.2015;
от заинтересованного лица: Мамонтов М.А., доверенность от 12.04.2016;
рассмотрев 24 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - ИФНС России в„– 30 по г. Москве
на постановление от 11 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Румянцевым П.В.,
по делу в„– А40-102847/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнФинГрупп" (ОГРН: 1087746770000)
о признании недействительным предписания
к Инспекции Федеральной налоговой службы в„– 30 по г. Москве,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ИнФинГрупп" (далее - ООО "ИнФинГрупп", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы в„– 30 по г. Москве (далее - ИФНС России в„– 30 по г. Москве, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным предписания от 24.04.2015 в„– 01-15/п.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительными пункт 1 предписания ИФНС России в„– 30 по г. Москве от 24.04.2015 в„– 01-15/п в части указания на устранение установленных в ходе плановой выездной проверки нарушений, зафиксированных в акте проверки от 24.04.2015 в„– 01-15/п (пункт 17 акта), и пункт 3 предписания. В остальной части заявленных требований отказал.
Постановлением от 11 февраля 2016 года Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, признал недействительным предписание ИФНС России в„– 30 по г. Москве от 24.04.2015 в„– 01-15/п полностью.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ИФНС России в„– 30 по г. Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, как принятый с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ИФНС России в„– 30 по г. Москве с 27.02.2015 по 24.04.2015 проводилась проверка деятельности ООО "Государственные лотереи "Победа", по результатам которой 24.04.2015 составлен акт проверки.
24.04.2015 инспекцией в отношении общества вынесено предписание в„– 01-15/п, которым ООО "Государственные лотереи "Победа" было предписано исправить указанные в акте проверки нарушения закона и условий проведения лотерей, перечислить в бюджет целевые отчисления от проведения лотереи за 2014 год в размере 250.793.878 руб., перечислить целевые отчисления за 4 квартал 2014 в размере 46.790 руб., перечислить в бюджет невостребованные выигрыши по лотереям ВГТЛ1 и ВГТЛ2 в размере 37.518.816 руб.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обжаловал его в суд.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Следовательно, для признания недействительными ненормативных актов необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие обжалуемых актов закону и наличие нарушения прав заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из следующего.
В оспариваемом решении суд первой инстанции посчитал законным пункт 2 предписания, в котором указывается, что ООО "Государственные лотереи "Победа" в нарушение пункта 2 части 1 статьи 10, части 2 статьи 11 Федерального закона от 11.11.2003 в„– 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях, Закон в„– 138-ФЗ) не перечислило целевые отчисления от проведения лотерей ВГТЛ1; ВГБЛ2; ВГБЛ3; ВГТЛ3; ВГБЛ4; ВГБЛ5; ВГБЛ6; ВГБЛ7; ВГБЛ8; ВГБЛ10; ВГБЛ11 "Победа" за 2014 год на общую сумму 250.793.878 руб.
Апелляционный суд правомерно указал, что данный вывод суда противоречит требованиям закона и нормам государственного контракта.
Судом первой инстанции неправильно применены пункты 4 и 5 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 416 ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона о лотереях, размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, составляет 10 процентов от разницы между суммой выручки оператора лотереи от проведения лотерей за отчетный квартал и суммой выплаченных оператором лотереи за отчетный квартал выигрышей.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о лотереях, оператор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления от лотереи в объеме, рассчитанном исходя из обязательных нормативов, установленных вышеуказанной статьей.
Согласно пункту 4 статьи 7 Закона в„– 416-ФЗ, проведение всероссийских государственных лотерей, решения о проведении которых приняты Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется в установленные сроки в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов).
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона в„– 416-ФЗ, по соглашению федерального органа исполнительной власти, являющегося организатором всероссийской государственной лотереи на день вступления в силу настоящего Федерального закона, и оператора всероссийской государственной лотереи в договор (контракт) и условия всероссийской государственной лотереи вносятся изменения, предусматривающие приведение их положений в соответствие с Законом в„– 138-ФЗ.
Следовательно, расчет и перечисление целевых отчислений от проведения ВГЛ с 30.01.2014 (момент вступления в силу Закона в„– 416-ФЗ) должны производиться в соответствии с Законом в„– 138-ФЗ.
В момент заключения государственного контракта 30.05.2011 данное требование не распространялось на государственные лотереи (пункт 2 части 1 статьи 10 в ред. Закона в„– 138-ФЗ на 30.05.2011).
Оператор лотереи осуществлял деятельность в соответствии с требованиями государственного контракта и не мог в одностороннем порядке изменить цену государственного контракта.
Пунктом 5.2.18 государственного контракта установлен срок для перечисления целевых отчислений, такое перечисление должно осуществляться ООО "Государственные лотереи "Победа" (новое наименование ООО "ИнФинГрупп") ежеквартально, не позднее 30 числа первого месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.
Апелляционный суд указал, что суд первой инстанции посчитал, что при определении размера подлежащих перечислению сумм целевых отчислений стороны контракта должны были руководствоваться не условиями контракта, а положениями Закона о лотереях в новой редакции. Такие выводы основаны на неверном толковании статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 в„– 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункт 4 статьи 7 Закона в„– 416-ФЗ прямо устанавливает, что проведение всероссийских государственных лотерей, решения о проведении которых приняты Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, осуществляется в установленные сроки в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов). Решением о проведении лотерей, оператором которых являлось ООО "Государственные лотереи "Победа" (новое наименование "ИнФинГрупп") является распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.06.2010, изданное до дня вступления в силу Закона в„– 416-ФЗ.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает, что апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что ООО "Государственные лотереи "Победа" при осуществлении им деятельности по проведению четырех тиражных и двенадцати бестиражных всероссийских государственных лотерей, организатором которых является Спецстрой России, обязано руководствоваться условиями государственного контракта в„– 12.28ЛТ/ФУ.
Размер целевых отчислений рассчитывается и выплачивается обществом в соответствии с условиями государственного контракта в„– 12.28ЛТ/ФУ на оказание услуг по проведению 4 тиражных и 12 бестиражных всероссийских государственных лотерей, в обычном режиме, право на участие в которых связано с внесением платы от 30.05.2011, заключенного с Федеральным агентством специального строительства. Согласно пункту 3.2. государственного контракта от 30.05.2011 в„– 12.28ЛТ/ФУ размер целевых отчислений от проведения ВГЛ по годам составляет:
До 31.12.2011 включительно:
10,0% выручки от проведения ВГТЛ1,
10,0% выручки от проведения ВГТЛ2,
10,0% выручки от проведения ВГТЛ3,
10,0% выручки от проведения ВГТЛ4,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ1,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ2,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ3,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ4,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ5,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ6,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ7,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ8,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ9,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ10,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ11,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ12,
с 01.01.2012
5,0% выручки от проведения ВГТЛ1,
5,0% выручки от проведения ВГТЛ2,
5,0% выручки от проведения ВГТЛ3,
5,0% выручки от проведения ВГТЛ4,
10,0% выручки от проведения ВГБЛ1,
5,0% выручки от проведения ВГБЛ2,
5,0% выручки от проведения ВГБЛ3,
5,0% выручки от проведения ВГБЛ4,
5,0% выручки от проведения ВГБЛ5,
5,0% выручки от проведения ВГБЛ6,
5,0% выручки от проведения ВГБЛ7,
0,01% выручки от проведения ВГБЛ8,
0,01% выручки от проведения ВГБЛ9,
0,01% выручки от проведения ВГБЛ10,
0,01% выручки от проведения ВГБЛ11,
5,0% выручки от проведения ВГБЛ12.
Изменения, которые установили размер целевых отчислений от государственных лотерей, были внесены в Закон в„– 138-ФЗ, Закон в„– 416-ФЗ от 28.12.2013.
Пункт 5 статьи 7 Закона в„– 416-ФЗ устанавливает, что изменения, предусматривающие приведение положений уже заключенных государственных контрактов и уже утвержденных условий всероссийских государственных лотерей в соответствие с новой редакцией закона, осуществляется исключительно при наличии согласия обеих сторон такого государственного контракта, то есть рассматриваемый пункт не является императивным, оставляя на усмотрение организатора и оператора лотерей решение о внесении или невнесении изменений, приводящих положения контракта и/или условий лотерей в соответствие с новой редакцией Закона о лотереях.
Таким образом, ввиду предоставления законодателем права сторонам уже заключенных договоров не приводить их положения в соответствие с новой редакцией закона, можно сделать однозначный вывод о том, что пунктом 4 статьи 7 Закона в„– 416-ФЗ законодатель подтвердил законность положений таких уже заключенных на дату вступления в силу изменений государственных контрактов, и возможность сторон контрактов руководствоваться в своих правоотношениях их условиями, в том числе и условиями о порядке определения размера подлежащих перечислению сумм целевых отчислений.
Ввиду того, что каких-либо дополнительных соглашений к государственному контракту в„– 12.28ЛТ/ФУ после вступления в силу Закона в„– 416-ФЗ сторонами контракта не заключалось, оператор лотереи был обязан руководствоваться действующей редакцией контракта, более того, перечисление сумм целевых отчислений в размере, не соответствующем условиям контракта, может повлечь за собой санкции, предусмотренные пунктом 10.3 контракта, а также его расторжение по инициативе организатора лотерей по основаниям пункта 1 части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Именно этой нормой руководствовалось ООО "Государственные лотереи "Победа" (новое наименование ООО "ИнФинГрупп") при выплатах целевых отчислений.
Кроме того суду были представлены в качестве доказательств соблюдения требований закона, письма, направленные обществом в Спецстрой России с просьбой изменить условия государственного контракта в соответствии с требованиями Закона в„– 138-ФЗ.
В оспариваемом решении суда первой инстанции, указано, что пункту 4 предписания, устанавливающий обязанность перечислить в федеральный бюджет невостребованные участниками ВГТЛ1 и ВГТЛ2 "Победа" выигрыши в размере 37.518.816 руб. является законным.
Апелляционный суд правомерно указал, что данный вывод суда не основан на материалах дела.
Налоговым органом проведены неправильные расчеты невостребованного призового фонда за 2011 год.
Налоговым органом не представлен вариант расчета, на основании которого можно говорить о таком размере задолженности по призовому фонду за 2011 год.
В пункте 9.1 предписания указывается, что в 2011 году невыплаченный призовой фонд составил 37.518.816 руб., что получилось из разницы сформированного и выплаченного призового фонда. При этом, в данном расчете не учтены выигрыши, которые были выплачены после 2011 года (2012 - 2014), по тиражам, которые состоялись в 2011 года.
При проведении данного расчета налоговым органом не учтены требования статьи 20 Закона в„– 138-ФЗ, которой предусмотрено, что в тиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.
В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет 3 года, соответственно выплаты по тиражам, состоявшимся в 2011 году, продолжались в 2012 - 2014 годах.
Соответственно, налоговым органом не представлено расчета задолженности, которая соответствовала проведению бестиражных лотерей, а именно, учитывала не только размер сформированного и выплаченного призового фонда в 2011 году, но и выплаченный призовой фонд, который производился в течение срока исковой давности в течение 2012 - 2014 годов.
Налоговым органом взята цифра невыплаченного призового фонда из отчетности по 2011 год, что неправомерно, т.к. закон устанавливает необходимость выплачивать суммы выигрышей в течение 3-х лет, т.е. по конец 2014 года включительно.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Соответственно налоговым органом не был доказан взыскиваемый размер призового фонда, т.к. расчет был произведен неправильно, который был принят судом в качестве доказательства.
Кроме того, судом первой инстанции не были приняты, представленные ООО "ИнФинГрупп" доказательства расчетов невыплаченного призового фонда по лотереям ВГТЛ1 и ВГТЛ2 "Победа" за 2011 год.
В соответствии с условиями договора в„– 001/СО на оказание услуг от 22.06.2011, заключенного между ООО "Государственные лотереи "Победа" и ООО "ТД "Гослото", проведение тиражей лотерей ВГТЛ1 и ВГТЛ2 "Победа", формирование призового фонда, выплата выигрышей осуществляется распространителем - ООО "ТД "Гослото".
Апелляционным судом установлено, что сумма невостребованных выигрышей по лотереям ВГТЛ1 и ВГТЛ2 "Победа" за 2011 год составила 3.287.050 руб.
В соответствии с представленными в суд письменными отчетами ООО "ТД "Гослото" и полученного разъяснения, невыплаченный призовой фонд по тиражам, проводившимся в 2011 году, на дату вынесения предписания, с учетом выплат в 2011 - 2014, составляет 3.287.050 руб. В суд были представлены платежные поручения, подтверждающие уплату данной суммы.
Апелляционный суд указал, что в решении суда указывается, что наличие одновременно выигрышных и проигрышных размеров выигрыша нарушает требования закона. При этом судом не учтено следующее. В соответствии с пунктом 15.6 условий проведения лотереи ВГБЛ11 "Победа" размер выигрыша в данной лотереи может составлять от 0 до 3.000.000 руб.
Все лотерейные билеты, выпущенные для данной лотереи, соответствуют этому требованию и фактический выигрыш в них соответствует пункту 15.6 условий. Т.е. все лотерейные билеты ВГБЛ11 "Победа" являются выигрышными, следовательно, при проведении лотереи не нарушается частью 2 статьи 3 Закона в„– 138-ФЗ, так как выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления.
Закон не содержит определение термина "проигрышный билет", таким образом, приравнивание билета с выигрышем равным нулю к "проигрышному билету" является надуманным. Пункт 15.6 условий проведения всероссийской государственной бестиражной лотереи "ВГБЛ11 "Победа" содержит планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрышей. При этом, для всех номиналов билетов в пункте 15.6 условий присутствует размер выигрыша равный нулю. При этом выигрыш, основывается на заложенных изготовителем билета значениях, которые остаются неизменными.
Кроме этого, действующая редакция Закона в„– 138-ФЗ устанавливает, что бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.
Таким образом, Закона в„– 138-ФЗ требует на стадии изготовления лотерейных билета/квитанции заложить в них не сами выигрыши, а информацию, которая позволит при розыгрыше билета определить выигрыш или его отсутствие.
В настоящее время по данному способу проведения лотереи, а именно, закладки одновременно проигрышных и выигрышных значений, проводится лотерея ВГБЛ6 "Победа". В данной лотерее изготавливаются бумажные лотерейные билеты, на которых находятся несколько полей, которые надо стереть. При этом в данных полях есть как положительные значения, так и знаки, указывающие на проигрыш лотерейного билета. И в зависимости от ячейки, которую откроет участник билет будет либо выигрышным либо проигрышным. При проведении данной лотереи налоговый орган никаких нарушений не обнаружил, а ВГБЛ11 почему-то признана нарушающей статью 3 Закона в„– 138-ФЗ.
Данный вопрос уже рассматривался в Арбитражном суде города Москвы по спору между теми же лицами (оспаривания ООО "Государственные лотереи "Победа" предписания ИФНС России в„– 30 по г. Москвы). Арбитражным судом города Москвы по делу в„– А40-167219/13 было установлено, что процесс проведения лотереи ВГБЛ11 "Победа", в т.ч. в факте закладки выигрышей от 0 до 3.000.000 руб. соответствует условиям лотереи ВГБЛ11 "Победа" и не противоречит Закону в„– 138-ФЗ.
Также указано в решении, что в соответствии с действующей редакцией Закона в„– 138-ФЗ, бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии. Суд первой инстанции указал, что "налоговый орган неправильно считает, что законом не предусмотрено наличие проигрышных и выигрышных значений одновременно".
Данное решение было оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, судом уже был установлен факт законности закладки выигрышей от 0 до 3.000.000 руб., а также факта законности закладки одновременно выигрышных и проигрышных значений в лотерейный билет.
В соответствии с изложенным лотерея соответствует понятию бестиражной, установленной статьей 3 Закона в„– 138-ФЗ.
Следовательно, довод суда первой инстанции о том, что процесс закладки одновременно выигрышных и проигрышных значений нарушает пункты 2.1, 7.2 условий, а также статью 3 Закона в„– 138-ФЗ не соответствует материалам дела и уже установленным юридическим фактам.
Кроме этого, суд первой инстанции ссылается на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 26.06.2015, которое не вступило в законную силу и в настоящее время обжалуется в Городской суд Санкт-Петербурга.
В пункте 5.1.8 проверяемого акта указывается, что в нарушении части 8 статьи 20 Закона в„– 138-ФЗ ООО "Государственные лотереи "Победа" не хранит документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша.
Данный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В соответствии с частью 8 статьи 20 Закона в„– 138-ФЗ, оператор обязан хранить только те документы о выплате, передаче или предоставлении выигрыша, когда размер выигрыша обуславливает необходимость проведения экспертизы.
В соответствии с пунктом 10.5 условий проведения лотерей экспертиза проводится в случае выигрыша свыше 600.000 руб.
К ООО "Государственные лотереи "Победа" за выплатой выигрышей, по которым надо проводить экспертизы никто не обращался, т.к. выплату выигрышей и проведение экспертизы проводится распространителями.
Порядок реализации лотерейных билетов производится ООО "Государственные лотереи "Победа" через сеть распространителей.
Согласно части 10 статьи 2 Закона в„– 138-ФЗ, распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи. На основании этого определения и в соответствии с договорами между оператором и распространителями, полномочия по представлению выигрышей переданы распространителям.
В соответствии с требованиями законодательства и условий договора, распространитель ежеквартально представляет оператору отчетность, в которой указываются размеры выплаченных выигрышей. Данная отчетность является подтверждением выплаченных выигрышей за прошедший квартал, т.е. информация, связанная с выплатой выигрышей хранится у распространителей лотереи.
Данные доводы не были учтены судом первой инстанции при принятии решения.
В решении суда указывается, что изготовление электронных лотерейных билетов в части закладки на стадии их изготовления информации определяющей выигрыш нарушает пункт 12.2 условий ВГБЛ11 "Победа".
Данный довод налогового органа противоречит фактическому процессу изготовления лотерейных билетов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона в„– 138-ФЗ, бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.
Таким образом, Закон о лотереях требует на стадии изготовления лотерейных билета/квитанции заложить в них не сами выигрыши, а информацию, которая позволит при розыгрыше билета определить выигрыш или его отсутствие.
То есть, предусмотрены следующие этапы розыгрыша лотерейной ставки в бестиражной лотерее:
- внесение платы за участие в лотерее;
- получение лотерейного билета;
- выявление нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов;
- получение информации (узнает) о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.
Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, электронного лотерейного билета. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участника лотереи.
В отношении ВГБЛ11 "Победа" (пункт 12.5 условий) лотерейные билеты могут изготавливаться в различной форме, в т.ч. в электронной.
Согласно пункта 5.2 статьи 2 Закона в„– 138-ФЗ, электронный лотерейный билет - электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Закона в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Во исполнение вышеназванного требования закона, оператором лотерей "Победа" - ООО "Государственные лотереи "Победа" заключен договор изготовления лотерейных билетов с ООО "Лотерейные системы" - изготовитель электронных лотерейных билетов, поскольку последний обладает необходимой разрешительной и технической документацией, а также материально-технической базой для производства лотерейных билетов (пункт 8.4 условий "ВГБЛ11 "Победа").
Изготовление лотерейных билетов осуществляется с использованием специальных программ. ООО "Лотерейные системы" обладает неисключительными правами на программное обеспечение "АСИЛ "Победа". Сервер генерирующий лотерейный" и "АСИЛ "Победа". Сервер группы логистики".
Формирование лотерейных билетов производится посредством использования указанного выше программного обеспечения в соответствии с предоставленными ООО "Государственные лотереи "Победа" условиями лотерей.
В связи с тем, что ООО "Лотерейные системы" правообладателем переданы неисключительные права на пользование программным обеспечением, у ООО "ИнФинГрупп" отсутствуют непосредственные математические формулы, заложенные в программное обеспечение.
По имеющейся у общества информации, билеты включают в себя уникальную математическую модель, которая может ограничивать возможность открытия игровых окон, столбцов или целых строк в сегментах игрового поля билета, тем самым обеспечивает формирование призового фонда лотереи.
Закладываемая математическая модель индивидуальна для каждого билет.
Сформированные лотопаки с билетами регистрируются программным обеспечением, им присваивается соответствующий код, который подлежит сверке при установке (активации) лотопака.
Процесс изготовления лотерейных билетов и закладки в них информации, позволяющей определить выигрыш исследовался соответствующими экспертами на вопрос соответствия требованиям, предъявляемым законом к изготовлению лотерейных билетов. В ходе экспертизы было фактически установлено, что все числовые значения, которые закладываются в билет, заложены на стадии изготовления и соответствуют тем значениям, которые вскрывает участник лотереи.
Архивированная и защищенная база данных лотерейных билетов выбирается изготовителем в случайном порядке и поставляется на локальный сервер магазина.
Передача баз данных лотерейных билетов, защищенных соответствующими алгоритмами кодирования, осуществляется на магнитных или оптических носителях, таких как внешний жесткий диск, флэш-карта, СБ-КОМ, БУБ-КОМ.
В соответствии с договором на изготовление лотерейных билетов передача лотерейных билетов изготовителем распространителю производится на основании товарных накладных.
В товарной накладной указывается, количество и серийные номера лотерейных билетов переданных распространителю для распространения среди участников лотереи.
Данные накладные подписываются распространителем и изготовителем лотерейных билетов и передаются ООО "Государственные лотереи "Победа" для контроля за правильностью распространения лотерейных билетов распространителями.
Распространители лотереи ВГБЛ11 "Победа" устанавливают полученный лотопак на сервер, расположенный в магазине и продают лотерейные билеты участникам лотереи.
Ежеквартально распространители представляют оператору отчет о движении лотерейных билетов и отчет распространителя. В данных отчетах указывается, количество поступивших лотерейных билетов, количество реализованных билетов, количество и размер выигрышей, сумма выплаченных выигрышей, сумма невыплаченных выигрышей и т.д.
Таким образом, билеты, с заложенной в них информацией, которые невозможно изменить или несанкционированно определить, изготавливаются до проведения розыгрыша.
Апелляционный суд указал, что факт того, что информация позволяющая определить выигрыш в лотерейные билеты на стадии изготовления, не заложена в электронные лотерейные билеты, материалами проверки не подтверждается.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, никаких экспертиз со стороны налогового органа не представлено. Как указывалось выше, факт законности требований предписания должен доказывать орган, принявший такой акт.
Как установлено Верховным Судом Российской Федерации по делу в„– 14-АД14-2, установление принципа работы используемого обществом торгового терминала и решение вопроса об отнесении его к игровому оборудованию требует специальных познаний. В данном случае ни налоговым органом, ни судом не было проведено никаких технических экспертиз используемого при изготовлении лотерейных билетов оборудования.
Таким образом, все билеты соответствуют требованиям статьи 12 Закона в„– 138-ФЗ и пункту 12.2 условий ВГБЛ11 "Победа", в т.ч. и факт закладки значений на стадии изготовления.
Пункты 5.1.14, 9.1 акта проверки устанавливают, что наличие диапазона выигрышей, закладываемых в билеты нарушает пункт 15.5 условий в части невозможности соблюсти призовой фонд в размере 90% от выручки при проведении лотерей ВГБЛ8 "Победа" и ВГБЛ11 "Победа".
В соответствии со статьей 17 Закона в„– 138-ФЗ, призовой фонд лотереи образуется за счет выручки от проведения лотереи. Под выручкой понимается денежные средства, полученные от распространения билетов конкретной лотереи. То есть, размер призового фонда напрямую зависит от количества реализованных билетов конкретной лотереи.
Срок реализации лотерейных билетов лотерей ВГБЛ8 "Победа" и ВГБЛ11 "Победа" ограничен действием государственного контракта в„– 12.28ЛТ/ФУ, заключенного между организатором и оператором лотереи, срок которого истекает в июне 2015 года. Следовательно, только после этой даты можно точно сделать вывод о соответствии или не соответствии размера призового фонда, установленному пунктом 15.5 условий лотереи с призовым фондом, выплаченным в ходе проведения лотереи.
Данный вывод был подтвержден Арбитражным судом города Москвы в решении по делу в„– А40-167219/13.
Никаких расчетов ни налоговым органом, ни судом, подтверждающим не соответствие размера призового фонда не представлено. Т.е. вывод суда не основан на представленных доказательствах.
Судом первой инстанции было установлено, что "...лотерея "ВГТЛ3 "Победа" нарушает статью 18 Закона в„– 138-ФЗ в части несоблюдения порядка переноса части средств призового фонда из одного тиража в другой.
Данный вывод суда противоречит требованиям закона.
Часть призового фонда лотереи "ВГТЛ3 "Победа" ("Золотой ключ 6 из 36") формируется и разыгрывается еженедельно, при этом неразыгранная часть призового фонда категории в„– 1 (Суперприз) переносится еженедельно из тиража в тираж в категорию в„– 1.
Часть призового фонда лотереи "ВГТЛ 3 "Победа" ("Лотерея железных дорог") формируется и разыгрывается ежемесячно суперприз (категория в„– 1) фиксированный и составляет 20% от суммы выручки. В тот же период неразыгранные средства суперприза из тиража от 30.09.2014 в„– 2 данной лотереи перенесены и разыграны в тираже от 31.10.2014 в„– 3, суперприз тиража от 28.11.2014 в„– 4 перенесены и разыграны в тираже от 30.12.2014 в„– 5, суперприз тиража от 30.01.2015 в„– 6 перенесены и разыграны в тираже от 27.02.2015 в„– 7.
Данные обстоятельства, непосредственно отраженные в акте указывают на факт переноса средств призового фонда лотереи из тиража в тираж и в принципе не могут являться нарушением части 2 статьи 18 Закона в„– 138-ФЗ и пункта 15.9. условий лотереи "ВГТЛ3 "Победа", выразившееся в несоблюдении порядка переноса части средств призового фонда тиражной лотереи (суперприза) из одного тиража в другой тираж. Более того Федеральным законом не установлены принципы и критерии переноса части призового фонда тиражной лотереи (суперприза), таким образом вывод налогового органа является необоснованным.
Также стоит учитывать, что в силу пункта 15.7 условий лотереи "ВГТЛ3 "Победа" оператор самостоятельно определяет варианты розыгрышей (игр), которые могут проводиться в рамках отдельного тиража. Оператор вправе проводить лотерею по нескольким вариантам розыгрышей одновременно.
Следовательно, порядок переноса призового фонда не нарушает часть 2 статьи 18 Закона в„– 138-ФЗ и пункт 15.9 условий лотереи "ВГТЛ3 "Победа".
Судом первой инстанции установлено, что процесс проведения розыгрыша ВГБЛ11 "Победа" нарушает статью 19 Закона в„– 138-ФЗ.
Данный вывод суда противоречит материалам дела и основан на неправильном толковании норм закона.
Процесс розыгрыша ВГБЛ11 "Победа" состоит в следующем.
После оплаты участия в выбранной участником лотерее с локального сервера лотерейного магазина на торговый терминал (пункт 12.7 условий "ВГБЛ11 "Победа") направляется защищенная информация о приобретенном участником лотерейном билете.
Выбор лотерейного билета покупателем - участником лотереи с лотерейного сервера лотерейного магазина осуществляется случайным образом.
В соответствии с условиями проведения лотереи "Победа" лотерейный билет является подтверждением заключения договора на участия в лотереи. В соответствии с пунктом 12.5 условий лотерейные билеты могут выпускаться различными сериями, в т.ч. в электронной форме. Исходя из определения, установленного частью 2 статьи 3 Закона в„– 138-ФЗ основным условием бестиражной лотереи является факт того, что информация, позволяющая определить выигрыш закладывается производителем в лотерейные билеты еще на стадии изготовления, до распространения среди участников.
Для удобства участников лотереи, реализация лотерейных билетов в лотерейном магазине "Победа" осуществляется при помощи торговых терминалов - специального информационно-торгового оборудования, предназначенного для продажи лотерей, а также информирования участников о результатах розыгрышей призового фонда.
При помощи торгового терминала участник лотереи может ознакомиться с информацией о правилах проведения лотереи "ВГБЛ11 "Победа", выбрать из базы данных лотерейный билет и определить заложенный в нем выигрыш. Мультипликационные заставки, в том числе в виде символов, линий или знаков, никоим образом не влияют на процесс и результат розыгрыша в лотерее, а также размер выигрыша по лотерейному билету и предусмотрены пунктом 12.7 условий проведения всероссийских государственных лотерей "Победа".
То есть, при проведении лотереи "ВГБЛ11 "Победа" на экран терминала выводится зашифрованная в номере лотерейного билета информация об игровой зоне билета, содержащей игровые окна со скрытыми числовыми значениями, что соответствует условиям проведения лотерей и требованиям статьи 19 Закона в„– 138-ФЗ.
Порядок проведения розыгрыша лотереи "ВГБЛ11 "Победа" в соответствии с условиями проведения лотереи также соответствует статье 19 Закона в„– 138-ФЗ, так как при этом происходит и выявление скрытых чисел, символов или знаков, и сопоставление таких знаков с условиями лотерей.
Как указано выше, используемое в магазине оборудование позволяет отображать на экране процесс вскрытия участником лотереи игровых окон лотерейного билета, а также автоматически вести подсчет размера выигрыша участника.
После оплаты участия лотерее, с локального сервера магазина обособленного подразделения на лотерейный терминал направляется защищенная информация о приобретенном участником лотерейном билете. Выбор билета покупателем - участником лотереи с сервера магазина осуществляется случайным образом.
Используемое в магазине оборудование позволяет отображать на экране процесс вскрытия участником лотереи игровых окон билета, а также автоматически вести подсчет размера выигрыша участника.
Участнику необходимо оплатить участие в лотерее, последовательно открыть игровые окна на одном или нескольких сегментах игровой зоны, определить, содержат ли открытые им игровые окна максимальные числовые значения, образующие наибольший размер выигрыша, и своевременно принять решение о прекращении участия в лотерее (процессе открытия игровых окон).
Таким образом, указанная лотерея основывается на принципе определения выигрыша после внесения участником платы за участие в лотерее и предоставления лотерейного билета, что соответствует положениям Закона в„– 138-ФЗ и соответствует понятию "бестиражной лотереи".
Пунктом 12.7 условий проведения лотереи определено, что с целью повышения культуры и качества обслуживания участников лотереи, а также оптимизации и ускорения процесса распространения лотереи и обмена информацией, проведение лотереи может осуществляться не только с использованием традиционной сети распространения, но и с применением автоматизированных устройств (торговых аппаратов) по распространению (продаже) лотерейных билетов, иных документов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, посредством средств связи по информационно-телекоммуникационным сетям, а также иным способом, по усмотрению оператора. Торговые автоматы обеспечивают автоматизированную продажу и учет реализуемых лотерейных билетов (иных документов).
Специальное электромеханическое оборудование осуществляет вскрытие файла из базы лотерейных билетов, содержащего электронную версию игровой зоны соответствующего билета, и позволяет выявлять скрытые значения игровых окон на экране монитора прогресса их вскрытия, а также обеспечивает автоматический подсчет выигрыша.
Утверждение, что терминалы по продаже лотерейных билетов являются лотерейным оборудованием противоречит части 14 статьи 2 Закона в„– 138-ФЗ, которая устанавливает, что лотерейное оборудование - устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи. Т.е. данное оборудование применяется исключительно для определения комбинаций в тиражной лотереи. В данном случае ВГБЛ11 "Победа" является бестиражной лотереей и соответственно при проведении бестиражной лотереи данное оборудование не применяется.
Торговый терминал в своей основе содержит электронную вычислительную машину. Электронная вычислительная машина работает по установленным в ней алгоритмам. В соответствии с этими алгоритмами электронной вычислительной машины открытию подлежат не все игровые окна. При этом открытие окон подчиняется алгоритму закладки значений в билеты.
Данный способ открытия игровых окон не противоречит требованиям Закона в„– 138-ФЗ и условиям ВГБЛ11 "Победа".
Апелляционный суд обосновано указал, что, суд первой инстанции не изучил процесс закладки значений в лотерейные билеты, не изучил вопрос какие алгоритмы лежат в основе закладки значений в лотерейные билеты и в основе вскрытия ячеек участником лотереи. Для решения данных вопросов необходимо проведения комплексной экспертизы процесса изготовления лотерейных билетов и процесса розыгрыша лотерейного билета. Иных доказательств неправомерности использования оборудования проверяющим органом не представлено.
Учет приобретенных участником лотерейных билетов может осуществляться организатором и/или иными уполномоченными им лицами с помощью идентификационной карты участника лотереи, которая предоставляется участнику лотереи при выдаче лотерейного билета (пункт 8.8 условий).
Карта отображает необходимую информацию о действиях участника по приобретению билета и выигрышам в целях обеспечения учета действий и обеспечения проверки билета.
При помещении карты в терминал все действия, связанные с предоставлением информации потенциальному Участнику лотереи повторяются.
Магнитная карта является внутренним идентификационным и учетным средством позволяющим в допустимом законом, автоматизированном режиме вести учет операций участника лотереи.
Учетная магнитная карта - не влияет на процесс лотерейных розыгрышей и никоим образом не определяет выигрыши в лотерее.
Идентификационная пластиковая карта является способом фиксации взаимодействия с электромеханическим оборудованием и установленным на нем программным обеспечением, и позволяет вести учет предоставленных участнику билетов, набранных им выигрышей. Такая пластиковая карта является внутренним идентификационным и учетным средством общества, позволяющим в допустимом законом автоматизированном режиме вести учет операций участника лотереи.
После помещения идентификационной карты в считыватель терминала и ознакомления с информационным блоком, представленным на вендинговом оборудовании, участник может начать участие в лотерее, и, путем помещения денежных средств в купюроприемник, оплатить участие в лотерее. При покупке лотерейного билета с помощью терминала с локального сервера на терминал направляется защищенная информация о приобретаемом лотерейном билете при этом выбор билета участником лотереи осуществляется случайным образом. Участник получает доступ к билету, на экране терминала отображается процесс открытия ("стирания защитного слоя") игровых окон сегментов билета или идут мультипликационные заставки. Мультипликационные заставки ни в коей мере не влияют на результаты лотерейных розыгрышей и имеют только информационную и развлекательную цели, что находит свое отражение в Условиях проведения лотереи.
Участник лотереи приобретает билет и получает право провести ее розыгрыш. Игровая зона билета в соответствии с пунктом 16.4 условий состоит из сегментов, содержащих игровые окна. Участие в лотерее начинается со вскрытия игрового окна в первом сегменте билета. Т.е. условиями лотереи, утвержденными Спецстроем России прямо установлено, что участник лотереи имеет право открыть несколько сегментов в лотерейном билете.
Пункт 16.4 условий устанавливает, что числовые значения, указанные в игровых окнах могут быть как положительными, так и отрицательными, или содержащими ноль.
Возможность самостоятельно открывать окна лотерейного билета не является нарушением Закона в„– 138-ФЗ, кроме того условиями прямо предусмотрено, что участник имеет право самостоятельно прекратить вскрытие билета в любой момент.
В соответствии с пунктом 16.5 условий выигрыш определяется как сумма стоимости участия в лотерее со всеми выявленными числовыми значениями.
По окончании участия в розыгрыше призового фонда лотереи участник должен представить в кассу магазина свою идентификационную карту, на основании которой ему выдается выигрыш.
Таким образом, участник в ходе розыгрыша вскрывает лотерейный билет и осуществляет сравнение числовых значений, заложенных в лотерейный билет и определение, является его билет выигрышным или нет, что полностью соответствует порядку проведения розыгрыша бестиражной лотереи, установленному статьей 19 Закона в„– 138-ФЗ и пунктами 6.3, 6.4, 6.5 условий ВГБЛ11 "Победа".
Суд первой инстанции указывает, что в условиях не содержатся характеристики надписей, символов, демонстрируемых участнику в режиме мультипликационной заставки. При этом судом не учитывается, что в соответствии с пунктом 12.7 условий установлено, что "выпадение символов в мультипликационных заставках никак не влияет на исход розыгрыша призового фонда лотереи и служит только для развлечения участников". Т.е. при изготовлении лотерейных билетов закладывается информация в виде цифр, а не мультипликационных значений, и эти числовые значения, заложенные при изготовлении, и открывает участник лотереи, независимо от визуального отображения на экране. Данный вывод подтверждается многочисленными экспертизами, которые проводились в ходе изучения работы терминалов и программного обеспечения.
Иных доказательств, что мультипликация влияет на исход розыгрыша, в судебном решении не представлено.
В решении указывается, что используемое оборудование является лотерейным. На основании чего суд делает такой вывод, из материалов дела не следует. Как установлено Верховным Судом Российской Федерации по делу в„– 14-АД14-2, установление принципа работы используемого обществом торгового терминала и решение вопроса об отнесении его к игровому оборудованию требует специальных познаний. В данном деле никаких технических экспертиз используемого оборудования проведено не было.
Следовательно, как правильно указала апелляционная инстанция, вывод суда первой инстанции противоречит нормам закона и материалам дела.
В решении суда указывается, что в пункте 4.2 акта проверки указано, что была проведена проверка проведения лотереи ВГБЛ8 "Победа" в ходе которой налоговым органом не установлено проведение лотереи.
При этом в пункте 4.2 акта указывается порядок вскрытия лотерейного билета, который соответствует требованиям условий ВГБЛ8 "Победа".
Лотерейные билеты ВГБЛ8 "Победа" предоставляются участнику лотереи, оплатившему стоимость лотерейного билета (90 рублей) и прошедшему идентификацию, в случайном порядке. Действующее законодательство не возлагает на организатора (оператора, распространителя) обязанности предоставлять участнику лотереи возможность выбора лотерейного билета.
В соответствии с условиями всероссийской государственной бестиражной лотереи "ВГБЛ8 "Победа" (пункт 12.7 условий): "Во время участия в розыгрыше, на экране торгового аппарата участнику могут демонстрироваться различные мультипликационные заставки. Выпадение символов в мультипликационных заставках никак не влияет на исход розыгрыша призового фонда лотереи и служит только для развлечения участника лотереи".
Значения, отображаемые в полях "Вй", "РОШТ8", "ШСК", являются элементами такой интерактивной мультипликационной заставки, что полностью соответствует условиям лотереи, изложенным выше, данные значения не оказывают влияния и не зависят от выигрыша, заложенного на лотерейный билет, что установлено налоговым органом.
Участие в интерактивной мультипликационной заставке либо не участие в ней (непосредственное выявление скрытого значения) не оказывает влияния на результат розыгрыша лотерейного билета, поскольку информация, позволяющая определить выигрыш (в случае с ВГБЛ8 - фиксированный размер выигрыша), закладывается в электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания).
Вид лотереи, заявленный в условиях лотереи - всероссийская, государственная, бестиражная лотерея, проводимая в обычном режиме.
Фактический способ проведения ВГБЛ8 "Победа" соответствует заявленному в силу следующего.
Лотерея является всероссийской и государственной, что определяется распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 в„– 964-р, государственным контрактом в„– 12.28ЛТ/ФУ на оказание услуг по проведению всероссийских государственных лотерей "Победа" от 30.05.2011.
Лотерея является бестиражной. В соответствии со статьей 3 Закона в„– 138-ФЗ, бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.
Согласно статье 19 Закона в„– 138-ФЗ розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в выявлении нанесенных на лотерейный билет, электронный лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Электронный лотерейный билет - электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи и содержащий скрытую защищенную информацию о выигрыше, подлежащую выявлению, предоставляется участнику лотереи на экране торгового аппарата.
Лотерейные билеты ВГБЛ8 "Победа" в электронной форме изготовлены до их распространения среди участников лотереи, и каждый лотерейный билет содержит скрытое значение равное размеру выигрыша, заложенное на такой билет на стадии его изготовления. Оборудование, используемое при проведении ВГБЛ8 "Победа" является торговым оборудованием, позволяющим лотерейный билет, а также выявить скрытую информацию, заложенную на такой билет.
Соответственно, фактический способ проведения лотереи полностью соответствует заявленному.
Как установлено налоговым органом (пункт 4.2) конечный результат розыгрыша не зависит от действий участника в мультипликационной заставке (значения, отображаемые в полях "Вк", "РОПМТ8", "ШСК" не совпадают с размером выявленного выигрыша).
Для установления того факта, что конечный результат розыгрыша лотерейного билета формируется уже после такого розыгрыша, необходимо проведение соответствующих экспертиз, визуально установить данный факт возможным не представляется (пункт 5.1.15).
При этом лотерейные билеты ВГБЛ8 "Победа" изготовлены и предоставлены распространителю до их распространения, что подтверждается договором в„– 2/ФЯ-ГЛП изготовления и поставки лотерейных билетов и баз данных лотерейных билетов от 20.06.2014, согласно которому ООО "Фактория" обязалось создать файл-таблицу лотерейных билетов в формате текстового файла с названием ААА00000000001, удовлетворяющую, в том числе, следующим критериям: каждая строка файла билетов должна содержать номер билета, начинающийся с префикса "ААА" и содержащий 11 цифр номера билета (например, "ААА00000000001"), и размер выигрыша, указанный через пробел. Файл билетов создается, шифруется и помещается на любой носитель информации (CD-диск, флэш-карта, иное). Для защиты информации, от взлома с помощью измерения частот зашифрованных выигрышей используется добавление случайной информации ("мусора" к шифруемым данным; а также товарными накладными, свидетельствующими о передаче лотерейных билетов распространителю).
Таким образом, при проведении ВГБЛ8 "Победа" соблюдаются все положения условий проведения указанной лотереи.
Указание на конкретные нарушения в решении суда отсутствует.
В решении указывается, что на сайте отсутствует информация об использовании электронных лотерейных билетов.
ООО "Инфингрупп" в ходе заседания представило распечатку с сайта http://www.pobeda-lotteru.ru/about/dogovor.php. Из данной распечатки следует, что информация об использовании электронных лотерейных билетов на сайте есть.
Требования пункта 3 статьи 12 Закона о лотереях соблюдаются, на официальном сайте ООО "Государственные лотереи "Победа" по адресу http://www.pobeda-lotteru.ru/about/dogovor.php. опубликована вся требуемая пунктом 3 статьи 12 информация.
Налоговым органом не представлено никаких доказательств факта отсутствия на сайте информации об электронных билетов.
Следовательно, довод о нарушении пункта 3 статьи 12 Закона в„– 138-ФЗ не подтверждается материалами дела.
В решении указывается, что доказан факт нарушения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.04.2014 в„– 30н "Об утверждении состава сведений, включаемых в протокол тиражной комиссии". Вывод не основан на представленных документах.
В решении указывается, что протоколы результатов ежемесячных тиражей нарушают приказ 30н. Судом не учитывается, что приказ Министерства финансов распространяется на сведения, включаемые в протокол тиражной комиссии. Представленные же в материалах дела протоколы результатов тиражей являются отдельным документом и их заполнение не регламентируется приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.04.2014 в„– 30н. Налоговым органом протоколы тиражной комиссии не представлены в материалы дела. Соответственно вывод о том, что протоколы тиражной комиссии не соответствуют требованиям приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.04.2014 в„– 30н "Об утверждении состава сведений, включаемых в протокол тиражной комиссии" является неподтвержденным документально.
В решении суда указывается, что впоследствии несоблюдения при проведении лотерей ВГБЛ8 и ВГБЛ11 оператором нарушаются пункты 2.1, 5.2.1, 5.2.7 государственного контракта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что данные пункты государственного контракта устанавливают необходимость проведения лотерей в соответствии с требованиями условий лотерей и требованиями закона.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2016 года по делу в„– А40-102847/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России в„– 30 по г. Москве - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------