Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.05.2016 N Ф05-4290/2016 по делу N А40-75578/15
Требование: О признании частично незаконным распоряжения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением земли общего пользования были приватизированы, более того, издав данное распоряжение, уполномоченный орган фактически осуществил отчуждение части земельного участка общего пользования в пользу общества по договору купли-продажи.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку действия уполномоченного органа по произвольному изменению границ земельных участков не соответствуют утвержденной Правительством Москвы имущественно-земельной политике города, что противоречит целям и задачам деятельности уполномоченного органа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу в„– А40-75578/15

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Березин В.В., доверенность от 12.01.2016; Деринг Б.Ю., доверенность от 01.06.2015;
от заинтересованного лица: Нагорная М.Ю., доверенность от 24.12.2015;
от третьих лиц: от ООО "ЭГЛАС": Васильева Л.А., доверенность от 18.01.2016; от Управы района Хамовники города Москвы: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 17 мая 2016 года в судебном заседании кассационные жалобы
заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы и третьего лица - ООО "ЭГЛАС"
на решение от 14 октября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 26 января 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Кочешковой М.В.,
по делу в„– А40-75578/15
по заявлению товарищества собственников жилья "Бурденко 3" (ОГРН: 1137746536399)
о признании незаконным распоряжения
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЭГЛАС", Управа района Хамовники города Москвы,

установил:

Товарищество собственников жилья "Бурденко 3" (далее - ТСЖ "Бурденко 3") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным (незаконным) Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15.07.2014 в„– 10379 "О приватизации нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1, общей площадью 755,9 кв. м, и земельного участка, площадью 624 кв. м, на котором оно расположено" в части приватизации земель общего пользования, площадью 136 кв. м, расположенных в границах земельного участка общего пользования, площадью 240 кв. м, установленных Проектом межевания территории квартала в„– 547 района Хамовники (участок в„– 10 на Плане межевания территории), утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 08.07.2014 в„– 9478; обязании Департамент городского имущества города Москвы исключить из приватизируемого земельного участка, площадью 624 кв. м, с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 земли общего пользования, площадью 136 кв. м, расположенные в границах земельного участка общего пользования, площадью 240 кв. м, установленных Проектом межевания территории квартала в„– 547 района Хамовники (участок в„– 10 на Плане межевания территории), утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 08.07.2014 в„– 9478, внести соответствующие изменения в Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 15.07.2014 в„– 10379 "О приватизации нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1, общей площадью 755,9 кв. м, и земельного участка площадью 624 кв. м, на котором оно расположено".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо - ООО "ЭГЛАС" также обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третье лицо - Управа района Хамовники города Москвы, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Копия письма от 28.03.2016 в„– ДГИ-1-19035/16-1, приложенная к отзыву ТСЖ "Бурденко 3", подлежит возврату заявителю, поскольку в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не собирает доказательства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованного лица и третьего лица - ООО "ЭГЛАС" поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители заявителя возражали против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 в„– 430-ПП "Об утверждении государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы" на 2012 - 2018 годы" была, в частности, утверждена Подпрограмма "Формирование массива информации о городском имуществе".
Согласно положениям названной Подпрограммы, для принятия управленческих решений по способам вовлечения земель под зданиями, строениями, под которыми отсутствуют стоящие на кадастровом учете сформированные земельные участки, в результате инвентаризации должны быть классифицированы по функциональному назначению и по структуре собственников зданий, строений, сооружений, помещений в них. Для многоквартирных домов признано целесообразным выполнить проекты межевания жилых кварталов, которые в дальнейшем могут быть использованы при определении границ земельных участков.
В свою очередь, в рамках Подпрограммы "Управление городским имуществом", утвержденной названным Постановлением, для создания системы эффективного использования земли для реализации социальных задач, городских инфраструктурных проектов в совокупности с увеличением доходов бюджета города Москвы за счет земельных платежей и формирование эффективной системы управления имуществом города Москвы, направленной на надлежащее обеспечение реализации государственных функций и снижение доли участия государства в конкурентных сферах экономики, в числе прочих мероприятий было предусмотрено проведение работ по межеванию кварталов застроенных территорий и актуализации проектов разделения (межевания) земель застроенных территорий города Москвы.
Реализуя положения названного постановления Правительства Москвы, в 2012 году Департамент земельных ресурсов города Москвы приступил к разработке Проекта межевания территории квартала в„– 547 района Хамовники, ограниченного улицей Бурденко, Зубовской площадью, Зубовской улицей, проездом Девичьего Поля, Новоконюшенным переулком (далее - Проект межевания).
В целях разработки Проекта межевания Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент) был заключен Государственный контракт от 07.12.2012 в„– 634 г с ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры, который, в свою очередь, согласно договора от 29.01.2013 в„– 190/2013-2 поручил разработку Проекта межевания Территориальной архитектурно-планировочной мастерской в„– 15 "Моспроект-2" им. М.В. Посохина.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 19.10.2012 в„– 70826 была утверждена схема расположения земельного участка по адресу г. Москва, ул. Бурденко, вл. 11 А, стр. 1 (площадь сформированного земельного участка составила 296 кв. м, что соответствовало габаритам находящегося на нем 2-этажного нежилого здания), который был включен в Перечень земельных участков, финансирование кадастровых работ по которым должно осуществляться за счет бюджета города Москвы.
Проект межевания разрабатывался с целью определения границ земельных участков существующей застройки квартала 547 района Хамовники, в том числе, земельного участка по адресу г. Москва, ул. Бурденко, вл. 11 А, стр. 1, земельного участка по адресу г. Москва, ул. Бурденко, д. 3, земельных участков территорий общего пользования и других участков указанного квартала.
Разработанный в марте 2013 года Проект межевания был направлен на согласование в Департамент городского имущества города Москвы, рассматривался там с марта по июль 2013 года, был согласован 31.07.2013, направлен в Префектуру ЦАО г. Москвы для рассмотрения на публичных слушаниях, одобрен (с незначительными корректировками) на организованных Управой района Хамовники г. Москвы и проведенных в октябре 2013 года публичных слушаниях, объявленных в СМИ. Внесенные на публичных слушаниях небольшие корректировки рассматривались окружной комиссией, Департаментом, Москомархитектурой и в результате разработанный по заказу Департамента и согласованный в соответствии с градостроительным и земельным законодательством Проект межевания был утвержден Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 08.07.2014 в„– 9478.
Проектом межевания для целей эксплуатации нежилого 2-этажного здания по адресу: г. Москва, ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1 был установлен участок в„– 6, площадью 488 кв. м, а расположенный между ним и многоквартирным жилым домом в„– 3 земельный участок в„– 10, общей площадью 260 кв. м, (после публичных слушаний уменьшенный до 240 кв. м) был отнесен к землям общего пользования (на чертежах в„– 2, 3 отображены границы установленного участка в„– 10). Кроме того, Проектом межевания уточнялись границы земельного участка Бурденко, 3 (кадастровый номер 77:01:05003:105), предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома в„– 3 по ул. Бурденко (участок в„– 1).
В Проекте межевания разработчиками были учтены особенности территории квартала и расположенных в его границах зданий и сооружений, в том числе, как уже существовавшего нежилого 2-этажного здания в„– 11А стр. 1, общей площадью 755 кв. м, так и вновь построенного 10-этажного многоквартирного жилого в„– 3 по ул. Бурденко, общей площадью 12.118 кв. м.
Однако, Департаментом городского имущества города Москвы было издано Распоряжение от 11.03.2013 в„– 1417б, в соответствии с которым участок, получивший кадастровый номер 77:021:0005003:3767, был поставлен на кадастровый учет в отсутствие утвержденного Проекта межевания территории, что является нарушением действующего законодательства. Кроме того, указанным Распоряжением в состав земельного участка включен участок в„– 10, не подлежащий приватизации. При этом не были учтены интересы землепользователей.
Согласно частям 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок подготовки проектов межевания территорий, такая подготовка осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. В силу части 4 той же статьи размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (часть 5 статьи 43). В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (часть 6 статьи 43).
В силу статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46 - 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия. В частности, подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Кроме того, согласно пункту 3.1.14.4 Закона города Москвы от 05.05.2010 в„– 17 "О Генеральном плане города Москвы", в зонах сохранения и комплексного благоустройства сложившихся территорий, в том числе на не подлежащих реорганизации жилых территориях, реализация первоочередных мероприятий осуществляется посредством разработки проектов межевания и подготовки градостроительных планов земельных участков и включает, в том числе, обоснование границ, характеристик и параметров планируемого развития земельных участков территорий общего пользования, территорий линейных объектов, сохраняемых объектов капитального строительства, планируемых к размещению нормативно необходимых объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также жилых домов, предназначенных для улучшения жилищных условий установленных категорий граждан и формирование (создание), резервирование, государственную регистрацию вышеназванных видов земельных участков, обеспеченных документацией по планировке.
Таким образом, федеральное и городское законодательство наделяет Проект межевания статусом основного нормативного градостроительного документа при определении границ земельных участков застроенных территорий.
Судами установлено, что работы по разработке и утверждению проектов межевания выполнялись в соответствии с Программой города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 в„– 430-ПП. Таким образом, Проект межевания является неотъемлемой частью единой политики города Москвы в сфере градостроительства и землепользования, неразрывно связанной со множеством иных правовых актов.
Таким образом, действия Департамента по произвольному изменению границ земельных участков, утвержденных Проектом межевания, не соответствуют утвержденной Правительством Москвы имущественно-земельной политике города, что противоречит целям и задачам деятельности Департамента, предусмотренным Положением о нем.
Существует различие между проектом межевания и проектом планировки территории (по мнению ООО "ЭГЛАС" утвержденный Проект межевания квартала 547 района Хамовники противоречит проекту планировки территории от 16.08.2011). Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в то время как проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Также Проект планировки территории от 16.08.2011 не содержит цели межевания квартала 547 района Хамовники, задачи данного проекта планировки указаны в пояснительной записке к нему, перечень которых является четко ограниченным, однако, как следует из приложенных чертежей - сам квартал 547 района Хамовники выделен в отдельную планировочную структуру.
Суды указали, что из приведенных положений следует, что проект планировки территории является более общим документом, не имеющим своей целью подробное описание каждого земельного участка, его границ и площадей. Отнесение участка к землям общего пользования должно быть отражено не на проекте планировки территории, а на проекте межевания, в связи с чем довод ООО "ЭГЛАС" о том, что отсутствие в проекте межевания сведений об отнесении участка в„– 10 к землям общего пользования препятствует таковому отнесению, несостоятелен и основан на неправильном толковании закона. Кроме того, Проект межевания квартала 547 района Хамовники был утвержден 08.07.2014 самим Департаментом после всех необходимых процедур по его согласованию, и не был оспорен никакими заинтересованными лицами.
Кроме того, формирование земельных участков возможно исключительно в границах, утвержденных Проектом межевания.
По смыслу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом тот факт, что участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее утверждения Проекта межевания не отменяет необходимости приведения его границ в соответствие с Проектом.
Вступившие в силу изменения в Земельном кодексе Российской Федерации лишь подтвердили правовой статус Проекта межевания. Так, редакция Кодекса от 13.07.2015 включает в себя статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", в которой указывается, что перераспределение земель возможно в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории и исключительно в соответствии с этим проектом, причем как для государственных и муниципальных земель, так и для частных. Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации закреплено положение о том, что установление границ земельных участков должно осуществляться в строгом соответствии с проектом межевания.
Следовательно, после утверждения Проекта межевания Департамент был обязан внести соответствующие изменения в кадастровый паспорт уже поставленного на кадастровый учет участка по адресу ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1 в части уменьшения его площади с 624 кв. м до 488 кв. м, в своих письмах в ТСЖ "Бурденко 3" и ООО "Новый дом - 94" (застройщик при строительстве дома Бурденко, 3) в январе 2014 года (от 27.01.2014 в„– ДГИ-1-147275/13-1 и от 27.01.2014 в„– ДГИ-1-73149/13-1) Департамент указывал, что внесение изменений будет осуществлено после утверждения Проекта межевания.
Департамент, не исполнив обязанности по внесению изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, включающего земли общего пользования, и издав Распоряжение от 15.07.2014 в„– 10379, фактически осуществил отчуждение части земельного участка общего пользования в„– 10 в пользу ООО "ЭГЛАС" по договору купли-продажи от 25.07.2014.
Приватизация земельного участка, в границах которого находятся земли общего пользования, невозможна в силу закона, что прямо установлено законом и подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Соответствующий запрет установлен в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающем, что приватизации не подлежат земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Таким образом, земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией проезды, не могут быть приватизированы в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция содержится, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2015 в„– 301-КГ14-8993.
При этом важно отметить, что ни законодатель, ни высшая судебная инстанция не ставят принадлежность проездов к землям общего пользования в зависимость от постановки их на кадастровый учет или установления разрешенного использования земельного участка.
Принадлежность же земельного участка в„– 10 (на Проекте межевания) к землям общего пользования признана самим Департаментом, что подтверждается имеющимся в материалах дела ответом Департамента в Прокуратуру ЦАО г. Москвы (исх. в„– ДГИ-1-272273/15-1 от 01.07.2015).
Кроме того, Департамент исполнил данный Проект межевания, внеся все содержащиеся в нем сведения о границах и функциональном назначении земельных участков в градостроительные карты и документы г. Москвы, что следует из информации с официального сайта Департамента http://dgi.mos.ru - где в разделе "Управление городским имуществом", подразделе "Земельные ресурсы" и "Проекты межевания застроенных кварталов Москвы" содержится ссылка на официальный сайт http://eatlas.mos.ru, в котором отображены: участок в„– 10 площадью 240,47 кв. м - территория общего пользования и участок в„– 6, площадью 488,49 кв. м, - территория нежилых объектов. Это подтверждается прилагаемым составленным нотариусом Протоколом осмотра доказательств.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 не может быть приватизирован, поскольку включает в себя земли общего пользования. Однако, права собственников многоквартирного жилого дома по адресу ул. Бурденко, д. 3, в защиту которых выступает ТСЖ "Бурденко 3", нарушены лишь в части приватизации земель общего пользования, площадью 136 кв. м, в связи с чем Распоряжение от 15.07.2014 в„– 10379 оспаривается заявителем в части, а не в полном объеме.
Ссылка ООО "ЭГЛАС" на то, что земельный участок в„– 10 не может являться землей общего пользования, поскольку со всех сторон ограничен металлическим ограждением либо стеной здания не состоятелен, поскольку указанные ограждения, ограничивающие доступ в проезд, были самовольно установлены этой организацией, что подтверждается Актом государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 01.07.2015 в„– 9016756.
Противоправные действия третьего лица не могут изменить правового статуса земли общего пользования.
Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 08.07.2014 в„– 9478, которым был утвержден Проект межевания, является нормативным актом, что прямо следует из статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46 - 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и по смыслу Определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2015 в„– 78-АПГ15-5. Нормативный статус этого Распоряжения подразумевает, что никакие ненормативные акты какого-либо органа (а тем более самого Департамента, его издавшего), не могут противоречить ему. В свою очередь, Распоряжение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 11.03.2013 в„– 14176 и Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 15.07.2014 в„– 10379 рассчитаны на однократное применение, не определяют значимых градостроительных решений и являются ненормативными актами. Противоречие, возникшее между этими Распоряжениями и Распоряжением от 08.07.2014 в„– 9478, подлежит разрешению в соответствии с последним.
Утвержденный Департаментом городского имущества города Москвы проект межевания соответствует действующему законодательству, учитывает в полной мере интересы всех землепользователей квартала в„– 547 района Хамовники, в том числе интересы пользователей земельных участков Бурденко 3 и Бурденко 11 А стр. 1. Поскольку по нормативам площадь участка жилого дома в„– 3 является недостаточной для эксплуатации этого дома и подлежала увеличению, то на публичных слушаниях было согласовано небольшое уменьшение земли общего пользования с 260 кв. м до 240 кв. м в пользу территории жилого дома по ул. Бурденко, 3, но при этом Окружная комиссия констатировала, что дальнейшее уменьшение указанного земельного участка недопустимо, поскольку он необходим не только данному жилому дому, но и нежилому зданию по ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1.
Несостоятельность довода Департамента о том, что Проект межевания был согласован и утвержден без замечаний вследствие технической ошибки, заключается в следующем. С момента его согласования и утверждения прошел значительный период времени, в течение которого Департаментом не предпринималось никаких действий, направленных на исправление допущенной ошибки, если такая ошибка имела место быть.
Кроме этого, в ходе публичных слушаний, проводившихся Управой района Хамовники, в которых участвовали также и представители Департамента, вопрос о включении части участка в„– 10 (136 кв. м) в границы участка под зданием по адресу ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1, не ставился.
На официальном сайте Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, в электронном атласе Москвы границы земельных участков в„– 1, 6, 10 полностью соответствуют Проекту межевания, что подтверждается прилагаемым Протоколом осмотра доказательств.
В официальном письме Департамента городского имущества города Москвы от 01.07.2015 в адрес Прокуратуры ЦАО все сведения о спорных земельных участках указаны в точном соответствии с Проектом межевания, в том числе: "двухэтажному нежилому зданию по адресу: ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1 определен земельный участок в„– 6 площадью 0,049 га, согласно проекту межевания участок в„– 10 площадь. 0,024 га" является территорией общего пользования.
Подъезд транспорта к многоквартирному жилому дому по адресу ул. Бурденко, д. 3 возможен только через приватизированный проезд, что подтверждается прилагаемым планом местности и материалами фотофиксации. Из-за необходимости выдержать заданные городскими регламентами высоту, плотность, этажность, входная группа для жителей и гостей дома заглублена на 1,8 м относительно уровня земли образуя цокольный этаж. Внутренний двор спроектирован по уровню земли с выходами к блоку технических помещений, включающих в себя: вентиляционную камеру, мусорокамеру, пожарные выходы из жилой части здания, а также с подземного паркинга, электрощитовую и диспетчерскую. Через внутреннюю территорию здания подходят основные наружные инженерные сети подключаясь к вышеуказанным техническим помещениям. Для обслуживания этих систем и для доступа в данные технические помещения, а также для подъезда пожарной техники к тыльной стороне здания в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" проектом было предусмотрено использование проезда общего пользования между данным зданием и зданием на стр. 1 с ул. Бурденко образованным в соответствии с исторически сложившейся застройкой.
Все перечисленные особенности проекта многоквартирного жилого дома и сложившейся застройки квартала были учтены в Проекте межевания территории квартала в„– 547 района Хамовники, разработанном ГУП "ГлавАПУ" в соответствии с государственным контрактом от 07.12.2012 в„– 634 и утвержденным Департаментом городского имущества города Москвы Распоряжением от 08.07.2014 в„– 9478 без замечаний и предложений.
Принадлежность земельного участка в„– 10 к землям общего пользования была признана Департаментом в ходе проверки, проводившейся Прокуратурой ЦАО г. Москвы по заявлению ТСЖ "Бурденко 3" (письмо от 01.07.2015 в„– ДГИ-1-272273/15-1). В названном письме, подписанном заместителем руководителя Департамента М.Ф. Гаманом, указывается следующее: "Согласно проекту межевания жилому дому по адресу: улица Бурденко, д. 3 определен земельный участок в„– 1 площадью 0,312 га, а двухэтажному зданию по адресу: улица Бурденко, д. 11А, стр. 1 определен земельный участок в„– 6 площадью 0,049 га. Согласно проекту межевания участок в„– 10 площадью 0,024 га является территорией общего пользования". Таким образом, Департаментом городского имущества города Москвы была признана не только принадлежность земельного участка к землям общего пользования, но и размер участка, определенного для эксплуатации здания по адресу ул. Бурденко, д. 11 А, стр. 1 - 0,049 га, а не 0,0624 га. Департамент, фактически, признал действительность утвержденного Проекта межевания и несоответствия ему оспариваемого Распоряжения, что прямо противоречит позиции Ответчика по настоящему делу.
Кроме того, как правомерно указали суды, приватизация проезда позволила ООО "ЭГЛАС" прекратить доступ в него путем установки ограждения, которое Управа района была вынуждена демонтировать, однако, ООО "ЭГЛАС" продолжает загромождать проезд общего пользования крупногабаритными предметами и ставить машины, что по-прежнему исключает доступ к проезду жителям дома Бурденко, 3. Таким образом, действия Департамента вызвали дестабилизацию отношений землепользователей, создали конфликтную ситуацию и невозможность эксплуатации названного многоквартирного жилого дома, а кроме того, создали угрозу жизни и здоровью жителей дома, поскольку пожарный проезд заблокирован.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационных жалоб о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационные жалобы не содержат, а приведенные в жалобах доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 октября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2016 года по делу в„– А40-75578/15 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента городского имущества города Москвы и ООО "ЭГЛАС" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------